Диссертация (1099118), страница 24
Текст из файла (страница 24)
266). Он считает, что нашеобществодолжноспособствоватьмаксимальновозможномудостижениюпоставленных целей всеми членами общества при учитывании общего балансамежду разными людьми и социальными группами, стремящимися к достижениюпротивоположных целей (Csikszentmihalyi, 1993; Чиксентмихайи, 2011а).Если рассматривать применение Интернета в рамках позитивной психологии,нельзя не отметить, что Интернет, как самая развитая технология общения внастоящеевремя,представляетсобоймощнейшееорудиепостроениясовременного общества по принципу «Свободы, равенства и общей любви».Киберпространство Интернета не может считаться просто одним из видовтехнических устройств, оно - феномен, преобразующий мир в общеизвестную«мировую деревню», поощряющий сотрудничество и международную кооперацию,уменьшающий барьеры между географическими дистанциями и между разнымикультурами. Например, Интернет сделал коммуникацию человека более свободной,у людей теперь больше возможностей выбирать, с кем и как общаться.
Кроме того,в Интернете у каждого человека есть равные возможности для выражения своего141мнения, распространение информации уже не зависит от средств массовойинформации, так как в Интернете любой, если он этого хочет, может статьмедиатором-распространителем новостей. Можносказать, чтов историичеловечества ранее не было таких технологий, как Интернет, который невероятнобыстро оказал поистине революционное воздействие на общество и на человека.Даже при отказе рассматривать Интернет-зависимость в рамках патологиинельзя не признать множество социальных проблем, связанных с применениемИнтернета. Именно развитие Интернета изменило образ жизни современногочеловека, но оно же принесло нам бесчисленные проблемы. Мы не предлагаем«отвернуться и думать о приятных вещах» (Поддъяков, 2012): к любым проблемамтакого рода следует относиться серьёзно и работать над способами их решения.
Ночто касается Интернет-зависимости, связанной с конфликтом между личнымвыборомиобщественныминормами,мыпринципиальноподдерживаемконцепцию позитивной психологии, согласно которой личный выбор служитисправлениютравмирующихусловий,заданныхобществом.Неслучайнопозитивная психология обращает первостепенное внимание на внутренние мотивыи личный выбор, которые играют столь важную роль в развитии человечества.Необходимо сказать, что конфликт между личностью и обществом исопутствующее ему негативное влияние на личное развитие служат одной изглавных причин психических заболеваний, они широко обсуждаются теоретикамипсихотерапии. Например, именно для решения этого вопроса Фрейд развивалтеорию личности как «Я, оно и сверх-я»; Юнг создал концепцию коллективногобессознательного и рекомендовал различать два пути становления личности:индивидуация (individuation) и индивидуализация (individualization); Адлеррассматривал отношения между стремлением к превосходству и социальныминтересом.
Различные направления западной психотерапии фактически являютсяпродуктом эпохи Просвещения: они озабочены развитием индивидуализма истремятся помочь людям жить как обособленным индивидам (Bankart, 1997).142Таким образом, нельзя просто объявить, что кажущееся компульсивнымповедение в Интернете – это клиническое заболевание, например, зависимость.Следует обращать внимание на внутренний смысл определенного вида поведенияи обсуждать его в широком контексте, в социокультурно-историческом окружении(Зинченко, Моргунов, 1994; Коул, 1997).
Задача психологов – не устранениеболезни, а ведение «переговоров» с клиентами и развитие комплексности ихсознания, в результате чего симптомы болезни становятся принятыми всемобществом или хотя бы только самим клиентом. Подобный принцип соответствуетодному из краеугольных положений позитивной психологии: необходиморасширять комплексность сознания и таким путем бороться с болезнью.3.9. Ограничения проведенного исследования и возможные направлениядальнейшей работыТеоретические и эмпирические выводы, сделанные в данной работе,нуждаются в развитии и возможной коррекции. Во-первых, для подтверждениявысказанных положений о влиянии культурных особенностей на уровеньИнтернет-зависимостииопытапотокаследуетпровестиэмпирическиеисследования не только в Китае, но и в других странах. Насколько нам известно,подобные комплексные исследования еще не проводились.Во-вторых,достижениеинтеграцииличногоразвитияиндивидаиобщественных требований – это одна из центральных задач почти во всех теорияхпсихотерапии; данная задача актуальна для понимания и решения проблем,связанных с применением Интернета в современном обществе.
При этомнеобходимо подчеркнуть: несмотря на то, что для М.Чиксентмихайи теория опытапотока не может пониматься вне определенной социальной среды (он сказал:"Трудно быть хорошим человеком, живя в плохом обществе" (Csikszentmihalyi,1993, p. 253), большинство сегодняшних исследователей обращает внимание143только на универсальные аспекты опыта потока – например, многое сделано дляопределения общихусловийвозникновенияпереживанияопытапотока. Впредставленном исследовании сделана попытка зафиксировать специфическоевлияние конкретной культуры на развитие опыта потока. Подобные исследованияфеномена опыта потока имеют большое значение как для теории опыта потока, таки для понимания той или иной специфической культурной традиции.В третьих, мы рассматривали данную проблему только в связи с отношениеммежду опытом потока и Интернет-зависимостью, но она может изучаться и вдругих аспектах. Например, в теоретической части было рассмотрено, какую рольможет играть временная перспектива в отношениях между опытом потока иИнтернет-зависимостью.
Мы предполагаем, что ориентация на будущее какэндогенное средство для осуществления личного выбора – это действительноперспектива на будущее, и она тесно связана с появлением переживания опытапотока при работе в Интернете. А ориентация на будущее как экзогенное средстводлядостиженияобщественныхценностейможетпослужитьпричинойформирования временной перспективы типа настоящее-фаталистическое (см.:Зимбардо, Бойд, 2010), которая связана с развитием Интернет-зависимости. Так,показано, что по сравнению с пожилыми людьми молодые люди скорееориентируются на будущее (Москвин, Попович, 1998).
Наряду с возрастнойдифференциацией особенностей переживания времени, имеется и половая:мужчины склонны к большей актуализации будущего, а женщины – прошлого(Москвин, Попович, 1998). Поэтому представляется, что наш вывод, согласнокоторому молодые люди и мужчины в большей мере переживают опыт потока вИнтернете, связан с их временной перспективой на будущее. По нашему мнению,эту гипотезу стоит проверить в дальнейших эмпирических исследованиях.В четвертых, хотя зависимость от компьютерных игр является одним изглавных видов Интернет-зависимости, для ее измерения еще нет общепринятойраспространенной методики; хотя в нашем исследовании был использован один из144наиболеесовременныхконструированиенадежногоопросниковИнтернет-зависимости,диагностическогометодавэтойоднакообластипредставляется актуальной задачей.
Мы считаем, что не только для развитияметодов измерения зависимости от компьютерных игр, но и для развития другихметодов измерения поведенческой или технологической зависимости, следует нетолько учитывать возможные патологические и разрушительные аспекты данногодействия, но и оценивать, какие достоинства отсутствуют в этих действиях.Поскольку с точки зрения Селигмана, нам нужно «Un-DSM-4» – дополненныйсписок DSM-4, можно подумать о преобразовании использованного нами методаизмерения «опыта потока» в качестве дополнительного средства, котороезаслуживает быть включенным в опросники Интернет-зависимости.
Черезрассмотрение проблем Интернет-зависимости и в негативном, и в позитивномаспекте могут быть глубже поняты внутренние механизмы возникновения этойпроблемы, а это – прямая дорога к совершенствованию психологической помощи.Наконец, подчеркнем, что в принципе в восточной культуре коллективизмавысказаны самые разные взгляды на условия оказания психологической помощи, иэти взгляды зачастую противопоставлены взглядам западной психотерапии иконсультирования,опирающимсянаиндивидуальностьчеловекаиподдерживающим ее. Oпираясь на многолетний опыт жизни в Японии,специалисты (Wolferen, Karel, 1989), указывают, что в Японии цель психотерапии–этоподавлениестремлениячеловекакразвитиюиндивидуальности:реабилитация начинается лишь после того, как оказываются «очищены» иотброшены сугубо индивидуальные способы мышления и личные чувства.
Мыполагаем, что попытки преодоления сложившихся перегородок в менталитетемежду Западом и Востоком весьма существенны не только для повышениякачества психологической помощи в Китае, но и для формирования нашегопонимания о психологии в целом как науки.145ЗАКЛЮЧЕНИЕВрезультатепроведеннойтеоретико-экспериментальнойработы,посвященной изучению связи опыта потока с психологической зависимостью откомпьютерных игр в связи с китайской культурой коллективизма, получилиобоснование и экспериментальное подтверждение следующие положения:СтремлениекопытупотокаположительносвязаносуровнемИнтернет-зависимости.
Чем выше опыт потока, тем сильнее зависимость. Обафеномена тесно связаны с количеством времени, проводимого в Интернете. Нотакая связь – не прямая. Если рассмотреть соотношение между опытом потока иИнтернет-зависимостью не у отдельного человека, а в разных социальных группахлюдей, разделенных на основании культурных особенностей, возраста и пола, тоположительная связь между опытом потока и Интернет-зависимостью отчаститеряется из-за того, что в этих группах люди занимают разные позиции поотношению к Интернету. Разное отношение к Интернету часто зависит отвнутренней мотивации – от того, как люди относятся к личному выбору, посколькуИнтернет – это не только технология, но еще и среда развития (Кузнецова, Чудова,2008; 2009). В связи с этим там, где придается повышенное значение развитиюиндивидуальности, наблюдается позитивное отношение к применению Интернетаи высокий уровень опыта потока в деятельности в Интернете.













