Диссертация (1099118), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Кроме этого, хотя взрослые игрокипереживают значимо более высокий уровень Интернет-зависимости и болеенизкий уровень опыта потока, чем подростки, однако касательно связи между О-2и И-1 подобные возрастные различия не были обнаружены: независимо отвозраста игрока, соотношение между О-2 и И-1 будет стабильным.
Поэтомупозволительно считать, что в своей основе именно соотношение между О-2 и И-1объясняет значительную часть положительной связи между опытом потока иИнтернет-зависимостью. В отличие от указанных факторов, И-2 и И-3 возрастаютс возрастом, а О-1 падает с возрастом. Тем самым негативное отношение ккомпьютерным играм в Китае сильнее влияет на взрослых, а они склонны кнахождению в своей жизни проблем, связанных с применением Интернета. Такаяпозиция снижает уровень позитивных переживаний в ходе игры.1313.5. Китайская культура коллективизма и ее влияние на соотношениемежду опытом потока и Интернет-зависимостьюОсобенности феноменов Интернет-зависимости и опыта потока в Китае, темболее соотношение между ними нельзя рассматривать в отрыве от сложившейся вКитае культуры, в частности, культуры китайского коллективизма.
В историческомаспекте Китай - это большая территория, на которой проживают разные народы,поэтомусохранениесильнойиэффективнойцентрализованнойсистемыуправления было трудновыполнимой задачей. Это не удавалось, к примеру,европейским империям, а вот Китай поддерживает относительное единство втечение уже трех тысяч лет. Почему же именно в Китае это стало возможным? Сточки зрения известного американского исследователя китайской истории Fairbank(1987), в истории и эволюции Китая существенную роль играет китайскийколлективизм, или идея объединения, которая выражается в следующих основныхаспектах.Во-первых,национальноеобъединениеможноназватькультурнымнационализмом, который выражается в философии конфуцианства.
Притомпатриотизм и национализм в Китае – это одно и то же явление. Хотя в историиКитая не существовалообщенациональной религии, фактически именногосударство играет роль религии в светской жизни Китая. В связи с этимобъединение и национальное единство – это уже не только требование со сторонывласти, но и общее стремление и желание всех народов и всех жителей Китая.Во-вторых, система образования, образцом которой является традиционнаясистема экзаменов, начатая при династии Тан, также сыграла важную роль вобъединении Китая и в создании системы управлении.
Задача образования исистемы экзаменов в Китае связана прежде всего не с передачей знания, а сидеологической обработкой, особенно в той ее части, которая связана с китайскимколлективизмом. Такое образование, уделяющее относительно мало внимания132естественномустремлениючеловекакпознанию,являетсяпрототипомсовременного китайского образования.В-третьих,характернойособенностьюкультурыКитаяявляетсясуществование Великой Китайской стены – не только реального географическогообъекта, но и виртуальной преграды, служащей для блокирования доступанаселения к информации.
Надо добавить, что во все века информационноеблокирование являлось порождением элитарных слоев Китая. В традиционномКитае народу не полагается много знать и много думать, потому что считалось, чтовсе вопросы будет обдумывать и решать правительство. Исторически в Китаеимператор считается отцом народа, который заботится о нем так, как отецзаботится о своем маленьком сыне. Система образования по-прежнему служитфункцией отбора будущих чиновников – помощников «императора».Наконец, важную роль в жизнедеятельности китайского общества играетсемья. Фактически значимость кровного родства - это дополнительный способэффективного общественного управления, поскольку в Китае в силу размеровтерритории и многочисленности населения центральное правительство не всостоянии уделять достаточное внимание управлению на местах.Интернет, будучи глобальным средством общения, познания, развлечений,совершения покупок и т.д., не может считаться просто одним из видовтехнических устройств.
Можно считать, что свобода высказывания своего мненияи сопутствующие ей разнообразие и плюрализм – это главная особенностькиберпространства. Таким образом, Интернет преобразует мир в общеизвестную«мировую деревню» и оказывает всестороннее огромное влияние на китайскуютрадицию коллективизма. Так, консервативные люди все больше и большежалуются, что из-за Интернета сложно и почти невозможно осуществлятьинформационный контроль; из-за Интернета все больше и больше школьниковначинают искать интересы в Интернете для бегства от скучной учебы; из-заИнтернета семейные отношения отчасти потеряли свое уникальное место и133значение в общественной жизни, потому что Интернет сделал сферы общенияболее широкими, а коммуникация стала более свободной, и поэтому у людейтеперь появилось больше возможностей выбирать, с кем и как общаться.
Вотпочему в Китае Интернет-зависимость тесно связана именно с проблемамисемейных отношений и учебы; вот почему государство, как оплот китайскогоколлективизма, обращает особенное внимание на проблему Интернет-зависимости;и вот почему те, кто верой и правдой служат государству, занимают обычноисключительно негативную позицию относительно Интернет-зависимости.3.6. Индивидуализация в китайскомобществеи ее влияние насоотношение между опытом потока и Интернет-зависимостьюСоотнесемрезультаты,полученныевпроведенномисследовании, смного более широким контекстом, а именно с продолжающимся процессоммодернизации вКитае.Такойпроцессхарактеризуетсябыстрымиизменениями поведения индивидов, которые все чаще требуют права на личныйвыбор, на развитие собственной индивидуальности и на стремление к счастью; стребованиямитакогородаонипротивостоятвековым моральным учениям коллективного благосостояния (Yan, 2009, р.
17-18).В связи с традицией коллективизма в Китае невысоко ценится значениесубъективности и завышено значение общественных ценностей. Около 200 летназад Гегель указывал на такую особенность традиционной китайской культуры:«Здесь еще нет момента субъективности, т.е. отражения единичной воли в себе отсубстанции, как от поглощающей ее силы, или полагания этой силы как сущностисамой единичной воли, в которой она сознает себя свободной» (Гегель, 2000, с.162). Даже для современного Китая слова Гегеля по-прежнему справедливы (Li,1987).
Даже в современном Китае обычно подчеркивается значимость своеговзаимозависимого Я (interdependent self), а не независимого самостоятельного Я134(independent self) (Hwang, 1987; Markus, Kitayama, 1991). В новейшихмежкультурных исследованиях утверждается, что определенные культурныеособенности способны влиять на нейронную активность (Han, Northoff, 2009; Suiet al., 2009; Ng et al., 2010), которая лежит в конечном счете в основе как высших,так и низших психических функций в понимании Л.С. Выготского (1960).Выше уже обсуждалась концепция «TiYong» и ее современная версия, котораяслужит буфером, защищающим китайский коллективизм в процессе модернизации.Но оберегать китайскую культуру таким способом – все равно что пытаться отсечьзападную технологию от ее западного теоретического корня или культурногопроисхождения и просто перенести ее на китайскую землю.
В результате вКитае индивидуализм,прогресса, «всегдаи населением, каккоторыйваженрассматривался, какодиниздля западного научно-техническогопредставителямивидов эгоизма нарядусэлиты,таканти-общественнымии утилитарными интересами, мало учитывающим права и интересы других. В тоже время были в значительной степени упущены остальные элементы западногоиндивидуализма,такиекакобщественнаяиличнаясвобода,равенствоили уверенность в своих силах» (Yan, 2009, p.33).
Таким образом, с точки зренияГегеля или Брандома, изложенной в теоретической части, в современном Китаеподдерживается либо зависимость человека (китайская традиция коллективизма),либо собственная независимость (индивидуализм в современном Китае), но влюбом случае мало поддерживается независимость других людей. Следовательно,в Китае представляется затруднительным переживать аутотелический опыт.Если в западных культурах компьютерные игры – едва ли не идеальноесредство осуществления аутотелического опыта – приносят человеку наслаждениеи счастье, то в Китае компьютерные игры подобны скорее электронному опиуму,способному уничтожить будущее игроков.
В этом плане результаты проведенногоисследованияподкрепляются другими данными. Например, Szablewicz (2010)считает, что феномен Интернет-зависимости в Китае может рассматриваться135как моральнаяпаника,связаннаяс уникальным китайскимтребованием, всоответствии с которым в процессе созидания «цивилизованного» Китаянеобходимо сохранить китайское свойство социальной нравственной культуры. Аопираясь на работы, посвященные связи между Интернет-зависимостью исамоубийством, A.Golub и K.Lingley (2008) пришли к выводу, что проблемазависимости от Интернета в Китае – это результат общего морального кризиса, скоторымстолкнулсяКитай,вызванногозначительнымиизменениямивобщественной и культурной жизни.3.7.
Проблемность исследований Интернет-зависимости в КитаеПосле 2005 г., когда государство начало обращать внимание на проблемуИнтернет-зависимости в Китае, исследования по этой теме бурно развиваются.Согласно результатам поиска CAID (China Academic Journal Network PublishingDatabase), до 2005 г. в основных научных журналах в Китае было напечатано всего53 статьи по теме Интернет-зависимости, а вот за период после 2005 г. и вплоть до22/10/2011 имеется уже 546 публикаций по этой теме. Наряду с этим специалисты,считающие Интернет-зависимость одним из клинических заболеваний, все чаще ичаще используют результаты, полученные в Китае, в качестве обоснования своейпозиции (Young et al., 2011).













