Автореферат (1099074), страница 9
Текст из файла (страница 9)
Не установлено значимой связи с факторами моральные устои иумение избежать провокации. Выбор этих факторов определяется характером всейпредыдущей социализации и реального опыта испытуемых.В четвертом разделе «Обоснование необходимости создания институтасопровождения процесса постпенитенциарной адаптации лиц, осужденных к лишениюсвободы в несовершеннолетнем возрасте» дан анализ опыта Германии по организациисистемы социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.Обоснованы предложениянового содержательного наполнения условной мерынаказания альтернативными формами социального контроля (например, в руслетехнологий восстановительного правосудия и ювенальной юстиции), а также созданиядополнительного звена социального сопровождения постпенитенциарной адаптации30лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте (например, потипу службы пробации).В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования иформулируются выводы и рекомендации.Анализ проведенного нами исследования позволил сделать следующие выводы:1.Процесс контакта несовершеннолетних с правоохранительной системой(осуждение за совершенные преступления, лишение свободы, освобождение послеотбывания наказания) сопровождается изменением установок личности, что и былоустановлено в данном исследовании.
Все три обследованные группыпродемонстрировали различия в содержании установок различного уровня.2.Не меняются или меняются у небольшого числа испытуемых смысловые(мотивационные) установки, отражающие их отношение к соблюдению закона:готовность нарушить закон как мотивационная доминанта устойчиво характеризуетболее 30% испытуемых независимо от их уголовно-правового статуса. Ориентация наморальные основания удержания от преступных действий в данной выборке судимыхявляется одним из наименее действенных факторов удержания от рецидива, причемдаже участие в комплексных программах работы с личностью осужденных не влияет наповышение его значимости.3.Содержательная динамика установок касается преимущественно целевого иоперационального уровня, что ярко представлено в групповой иерархии факторовудержания от рецидива. У лиц с устойчивыми показателями социальной адаптациипосле освобождения из МЛС значимо повышается сдерживающая роль другихспособов поведения в ситуациях криминогенного риска, при сохранении лидирующейроли фактора страха.
Причем, связь направленности преступлений с факторамисдерживания во всех группах осужденных указывает на то, что фактор моралиобладает сдерживающим потенциалом только по отношению к насильственнымдействиям против личности, а фактор страха – по отношению к корыстнымпреступлениям.4.Обследуемые из разных групп в зависимости от уголовно-правововогостатуса (условно осужденные, находящиеся в местах лишения свободы,освободившиеся) выбирают разные цели, ради которых они готовы удерживаться отсовершения преступлений, и возможные жертвы, на которые они готовы пойти радисвоих целей.
Так, для группы условно осужденных главная цель не попасть за решетку,для находящихся в местах лишения свободы – получить условно-досрочноеосвобождение, для освободившихся – создать хорошую семью. Готовностькограничениям и испытаниям ради цели также претерпевает изменения на разных этапахуголовно-правового статуса. У освободившихся, ориентированных на социальноприемлемые способы поведения,установки на самоограничения, требующиеличностной активности, более выражены, чем у условно осужденных и заключенных.Необходимость измениться самим и изменить свое отношение к закону во всех трехгруппах в числе приоритетных целевых установок не значатся.5.Высокая вероятность удержания от повторного преступления у судимыхнесовершеннолетних связана с наличием поддержки значимых для них людей исоциального окружения в целом.
Практически всех испытуемых из группыосвободившихся, несмотря на различие поведенческих стратегий и на сохранение унекоторых трансформированных криминальных моделей поведения, объединяетдвоякий социально-личностный фактор – у них выявлен высокий уровень ориентациина социальное одобрение (в качестве объекта здесь выступает не криминальное, а31социально-нормативное сообщество людей) и наличие реального ресурса социальнойподдержки, в роли которого выступают не только члены семьи и другие действительноблизкие люди, но и общественные организации, социальные проекты, группысамопомощи 12 шагов, в которые на уровне занятости и на уровне личных контактов,вовлечены испытуемые.
Это обусловливает необходимость создания специальнойинфраструктуры по поддержке социальных связей для находящихся в местах лишениясвободы и социально-психологическому сопровождению условно осужденных иосвободившихся (например, по типу системы пробации).6.У обследуемых из разных статусных групп различия в проявленииличностных свойств и структуры содержания сознания связаны с характером ихуголовно-правового статуса. В групповой системе значений у испытуемых,находящихся на свободе, понятия криминального и некриминального круга, их оценкии направленность имеют конфликтную, противоречивую окраску.
Тогда как унаходящихся в неволе они четко поляризуются по архисемам свобода и преступлениенаказание. Самооценка личностных, волевых качеств, повышенная относительнооценки испытуемыми «всех судимых» в целом, на разных этапах контакта справоохранительной системой характеризуется разной степенью идентификации ссообществом несудимых: условно осужденные и находящиеся в местах лишениясвободыоценивают себя выше, чем всех остальных, освободившиеся –дифференцируют свои оценки по качествам, никому в целом не отдавая предпочтения.Представления об идеальной, ценностной модели личности в целом по выборкесвидетельствует о том, что волевые качества (дисциплинированность, упорство,инициативность, принципиальность) а также одаренность для испытуемых являютсянаименее ценными,тогда как предпочитаемыми являются уверенность,самостоятельность, ответственность, смелость и здоровье.Основное содержание работы представлено в публикациях:Публикации автора:– в рекомендованных ВАК МО и науки РФ изданиях:1.ЧиркинаР.В.Исследованиединамикиустановокличностинесовершеннолетних судимых // Вестник Томского Государственного Университета.Общенаучный журнал.
– Томск:Изд-во ТГУ, 2008 (июнь). – № 311, С. 165-169 (статья).– в других изданиях:2.Чиркина Р.В. Исследование характера социального отставаниянесовершеннолетних правонарушителей // Обучение и воспитание детей синтеллектуальной недостаточностью: проблемы теории и практики: Сб. научных статей.– Саратов: Изд-во СГУ – 2002 – С.191-197 (статья).3.Чиркина Р.В. Программа «Социум-Ресурс» как модель психологопедагогической работы с делинквентными подростками в местах принудительногосодержания // Психология образования: проблемы и перспективы: Материалы IМеждународной конференции ФПО (16-18 декабря 2008). – Москва, 2004. – С.408(тезисы).4.Чиркина Р.В. Изучение факторов, определяющих отказ от преступногоповедения среди несовершеннолетних: модель исследования // Психологическаяпомощь подростку в кризисных ситуациях: Сб. научных статей.
- Саратов, 2005. - С.1927 (статья).325.Чиркина Р.В. Социальные ожидания и представления подростков в местахпринудительного содержания // Актуальные проблемы образования детей снарушениями развития: Сб. научных трудов. – Изд-во Саратовского ун-та, 2006.–С.230-240 (статья).6.Чиркина Р.В. Программа социально-психологического тренинга подготовкик выходу на свободу детей из воспитательной колонии // Вестник практическойпсихологии образования: Научно-методический журнал. – Москва, 2007 – №№1(10),2(11),3(12),4(13) , 2008 – №№ 1(14), (методическое пособие).7.Чиркина Р.В. Эффективность ресурсного подхода в реабилитационнойработе с несовершеннолетними,находящимися в местах лишения свободы //Материалы IV съезда РПО (18-21 сентября 2007). – Ростов-на-Дону, 2007 (тезисы).33.













