Диссертация (1099056), страница 9
Текст из файла (страница 9)
2.2 Описание результатов исследования
Задачей исследования является выявление специфики и степени вы- раженности нарушений высших психических функций при фармакорези- стентной форме фокальной симптоматической эпилепсии. Для решения этой задачи мы сравнивали успешность выполнения нейропсихологиче- ских проб детьми из экспериментальных групп (дети с височно- и лобно- долевой эпилепсией с фармакорезистентным течением заболевания), де- тей, болеющих симптоматической фокальной эпилепсией, хорошо отве- чающей на антиэпилептическую терапию, и детей из контрольной группы (дети с органической неэпилептогенной патологией передних и задних от- делов головного мозга). Для графического представления данных нейро- психологической диагностики были использована балльная оценка - от 0 (выполнение без ошибок) до 3 (недоступность задания для ребенка), на- числяемая в зависимости от степени трудностей при выполнении пробы и количества допущенных ошибок [41, 167, 168].
Подробное внимание было уделено мнестической сфере, поскольку на- рушения в мнестической сфере описываются как наиболее часто возника- ющие при эпилепсии [13]. Для оценки слухоречевой и зрительной памяти были выделены несколько параметров оценок, связанных с различными параметрами мнестической деятельности — объемом непосредственного воспроизведения, характером кривой заучивания, влиянием гетерогенной и гомогенной интерференции, избирательностью следов памяти.
Проводились качественный и статистический анализ результатов. Ста- тистическая обработка результатов производилась с помощью непарамет- рических методов сравнения выборок (U-критерий Манна-Уитни и Н-
критерий Краскала-Уоллеса для несвязанных выборок, W-критерий Вил- коксона для связанных выборок), факторного анализа, дисперсионного анализ (однофакторный ANOVA, многофакторный ANOVA). Статистиче- ская обработка результатов проводилась с помощью стандартных стати- стических пакетов SPSS 15.0 и приложения Microsoft Office Excel 2007. Cредние значения выполнения нейропсихологических проб представлены в Приложении 3. Жирным выделены нейропсихологические показатели, по которым отмечались статистически значимые межгрупповые различия (p<0.05), курсивом - тенденция к статистическим различиям (p<0.10).
Вначале дадим общие характеристики групп, участвовавших в иссле- довании.
2.2.1 Общая характеристика группы пациентов с неэпилептогенной нейрохирургической очаговой патологией
Группа с неэпилептогенной патологией была разделена на две подгруп- пы в зависимости от внутриполушарного расположения поражения моз- га — в передних или задних отделах, поскольку тот же принцип деления проводился при отборе пациентов в экспериментальную группу детей с резистентным течением фокальной симптоматической эпилепсии.
Для детей с локализацией поражения мозговой ткани в задних отделах головного мозга (височных, задне-височных, задневисочно- теменных отделах) (n=12) характерно сочетание очаговой нейропсихоло- гической симптоматики, связанной с топикой мозгового поражения, и вне- очаговой симптоматики, связанной с другими, органически сохранными зонами мозга.
Очаговая нейропсихологическая симптоматика заключалась в трудно- стях слухоречевого гнозиса, недостаточности номинативной функции ре- чи, трудностях передачи проекционных пространственных характеристик в рисунке и трудностях перешифровки в пробах Хэда, ошибках в понима- нии логико-грамматических (предложных) конструкций и пространствен- ные ошибки в счете, трудностях переработки кинестетической информа-
2.5
2.0
1.5
1.0
0.5
0.0
Рис. 2.1: Выполнение нейропсихологических проб детьми и подростками с неэпилептогенным поражением задних отделов головного мозга.
ции, т.е. в наличии симптомов, характерных для поражения структур вто- рого функционального блока мозга.
Внеочаговая симптоматика проявлялась в трудности удержания про- граммы в динамическом праксисе и серийном счете, трудности переклю- чения в графической пробе, ошибках в реакции выбора при ломке стерео- типа, необходимости внешней организации и помощи в решении задач на исключение лишнего и понимании морали рассказа, что расценивалось как функциональная слабость структур третьего блока мозга.
В наименьшей степени у детей этой группы выражено снижение ней- родинамических показателей деятельности (темповые характеристики де- ятельности, колебания продуктивности, отвлекаемость на побочные сти- мулы, инертность и признаки истощаемости психической деятельности), характеризующих работу первого функционального блока мозга.
На рисунках 2.1 и 2.2 представлены результаты выполнения нейропси- хологических проб детьми и подростками с органическим неэпилептоген- ным поражением задних отделов головного мозга.
2.5
2.0
1.5
1.0
0.5
0.0
Рис. 2.2: Нейродинамические характеристики деятельности детей и под- ростков с неэпилептогенным поражением задних отделов коры головного мозга.
Можно выделить следующую структуру нарушений, характерных для органических поражений задних отделов мозга (с учетом степени выра- женности выявляемой симптоматики): 1. синдромов нарушения модально- специфических, пространственных и квазипространственных синтезов ин- формации (модально-специфические, пространственный и квазипростран- ственный факторы; II функциональный блок мозга); 2. синдромов нару- шения программирования, контроля, регуляции и серийной организации (фактор произвольной регуляции деятельности, кинетический фактор; III функциональный блок мозга); 3. синдрома нарушения процессов общей активации (фактор активации-инактивации; I функциональный блок моз- га).
Для детей с локализацией поражения в лобных долях головного мозга (n=11) на первый план выходит очаговая нейропсихологическая симптоматика в виде трудностей удержания программы в динамическом праксисе и серийном счете, несформированности реципрокной коорди- нации, трудностях переключения в графической пробе и лишние удары в слухо-моторной координации, необходимости активной помощи в ре-
2.5
2.0
1.5
1.0
0.5
0.0
Рис. 2.3: Выполнение нейропсихологических проб детьми и подростками с неэпилептогенным поражением лобных долей головного мозга.
шении задач на мышление (обобщение, исключение лишнего, выделе- ние морали рассказа, понимание смысла сюжетной картинки) (т.е .сла- бость III функционального блока мозга). В меньшей степени проявляет- ся внеочаговая симптоматика в виде трудностей переработки информа- ции разной модальности (слухоречевой, кинестетической, сформирован- ность зрительно-пространственных и квазипространственных представле- ний), что свидетельствует о недостаточности II функционального блока мозга. В наименьшей степени проявляется снижение нейродинамических параметров деятельности (I функциональный блок мозга). На рисунках 2.3 и 2.4 представлено выполнение нейропсихологических тестов детьми и подростками с органическим неэпилептогенным поражением передних от- делов головного мозга.
При неэпилептогенной органической патологии лобных долей можно выделить следующую структуру нейропсихологического метасиндрома (с учетом степени выраженности выявляемой симптоматики): 1. синдромы нарушений серийной организации, программирования, регуляции и кон-
2.0
1.5
1.0
0.5
0.0
Рис. 2.4: Нейродинамические характеристики деятельности детей и под- ростков с неэпилептогенным поражением лобных долей коры головного мозга.
троля деятельности (фактор произвольной регуляции деятельности, кине- тический фактор; III функциональный блок мозга); 2. синдромов наруше- ния модально-специфических, пространственных и квазипространствен- ных синтезов информации (модально-специфические, пространственный и квазипространственный факторы; II функциональный блок мозга); 3. синдромы нарушений процессов общей активации (фактор активации- инактивации; I функциональный блок мозга).
Таким образом, при органической неэпилептогенной патологии (при поражении передних и задних отделов головного мозга) на первый план выходит “очаговая” нейропсихологическая симптоматика, ассоциирован- ная с дефицитом второго (при поражении задних корковых отделов) и третьего (при поражении лобных долей) функциональных блоков мозга, что подтверждается другими нейропсихологическими исследованиями де- тей с органической патологией [34, 146]. Внеочаговая симптоматика, ас- социированная с близлежащими отделами мозга, носит менее выражен-
ный характер. Иными словами, в данной группе очаговая нейропсихологи- ческая симптоматика представлена прежде всего симптомами, связан- ными с очагом поражения мозга, к ней присоединяется симптоматика, связанная как с незавершенным онтогенезом высших психических функций (в первую очередь – произвольной регуляции деятельности и зрительно- пространственных функций), так, дополнительно, и системным (но ме- нее выраженным) характером изменений в работе мозга.
2.2.2 Общая характеристика группы пациентов с фокальной симптоматической эпилепсией, хорошо отвечающей на
антиэпилептическую терапию
В группу детей и подростков с положительной динамикой на фоне приема антиэпилептических препаратов вошли дети с предположительно симптоматической (криптогенной) формой фокальной эпилепсии и дети с подтвержденным на МРТ эпилептогенным поражением височных и лоб- ных долей головного мозга. У всех детей наблюдалось значительное уре- жение приступов на фоне приема антиконвульсантов на момент осмотра.
Результаты выполнения нейропсихологических проб данной группой детей представлены на рисунках 2.5 и 2.6.
Из диаграммы видно, что на первый план у детей с нерезистентной симптоматической фокальной эпилепсией выходят трудности усвоения и удержания двигательной программы, ошибки в реакции выбора при ломке стереотипа, импульсивные ответы при исследовании мыслительных опе- раций и трудности переключения, что связывается со слабостью третье- го функционального блока мозга. Также отмечаются ошибки в оптико- пространственном праксисе и ошибки при передачи проекционных про- странственных характеристик. Затем следуют трудности переработки слу- ховой, кинестетической и зрительной информации, трудности понимания логико-грамматических конструкций (слабость II функционального бло- ка мозга). Также отмечается дефицит нейродинамических показателей де- ятельности (в первую очередь, темповые характеристики деятельности, утомляемость) (слабость I функционального блока мозга).
2.5















