Диссертация (1099056), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Таким образом, у детей с резистентной височной симптоматической эпилепсией отмечается сочетание различных типов ошибок, связанных с нарушением различных нейропсихологических факторов — кинетическо- го фактора и модально-специфического акустического фактора.
Анализ гностических ошибок при резистентной височной и лобной эпи- лепсии еще раз подтверждает наше предположение о большей дезинте- грации психической деятельности при рефрактерных формах симптома- тической эпилепсии за счет слабости произвольной регуляции деятельно- сти, обеспечиваемой лобными долями [170]. Она связана не столько с оча- гом поражения, сколько является следствием устойчивой продолжитель- ной эпилептической активности, вовлекающей круг мозговых структур и связей между ними.
Ошибки в зрительном гнозисе
Височная эпилепсия
%
Поражение задних отделов мозга
50
40
30
20
10
0
Типы ошибок
Рис. 2.17: Частота ошибок различного типа при исследовании зрительно- го гнозиса в группах детей с резистентной височной эпилепсией и детей с поражением задних отделов головного мозга, не сопровождающемся при- ступами.
Ошибки в слуховом неречевом гнозисе
Височная эпилепсия
%
Поражение задних отделов мозга
35
30
25
20
15
10
5
0
Типы ошибок
Рис. 2.18: Процент ошибок различного типа при исследовании слухового неречевого гнозиса в группах детей с резистентной височной эпилепсией и детей с поражением задних отделов головного мозга, не сопровождаю- щемся приступами.
2.2.5 Нарушения памяти при резистентных формах фокальной симптоматической эпилепсии с резистентной формой течения
Особое место в нейропсихологической диагностике детей, болею- щих эпилепсией, занимает исследование слухоречевой и зрительно- пространственной памяти у детей и подростков, болеющих резистентной симптоматической эпилепсией. С одной стороны, мнестическая сфера яв- ляется одной из наиболее исследуемых при эпилепсии и во многих иссле- дованиях показано, что именно память является одной из самых уязвимых при эпилепсии психических функций [8, 30, 151, 171, 172, и др.].
С другой стороны, состояние памяти, в особенности, слухоречевой памяти, являются одними из основных критериев оценки психического статуса пациентов, болеющих резистентной эпилепсией, и, в частности, эффективности хирургического лечения эпилепсии. Однако недостатком многочисленного числа исследований, посвященных мнестической дея- тельности, является то, что в них не проводятся соотнесения дефицитов в различных познавательных сферах, когнитивные функции исследуются изолированно и не выделяется общего механизма их нарушений.
В нашем исследовании проводилось исследование слухоречевой (за- учивание шести слов и двух групп по три слова) и зрительной памяти (заучивание 6 невербализуемых фигур) [173]. Мы выделили показатели, связанные с динамическим, операциональным и мотивационным компо- нентами мнестической деятельности — объем запоминания после перво- го предъявления в слухоречевой и зрительной модальности, количество предъявлений для заучивания и общее количество воспроизведенных слов по сумме четырех предъявлений, показатели объема отсроченного воспро- изведения, количество побочных включений.
При исследовании нейропсихологических метасиндромов при рези- стентной симптоматической эпилепсии было показано отсутствие веду- щего вклада очагового поражения в структуру метасиндрома и ведущее место синдрома нарушений произвольной регуляции деятельности. Про- является ли та же тенденция в мнестической сфере у пациентов с рези- стентной симптоматической эпилепсией? Если это так, то мы предпола-
гаем, что при сравнении эпилептогенных и неэпилептогенных поражений височной доли будут выявляться различия по параметрам, отражающим состояние функций произвольной регуляции деятельности, а объем слу- хоречевого восприятия не будет различаться между двумя группами. Го- воря о лобной резистентной эпилепсии, мы предполагаем, что в группе детей с лобной эпилепсией по сравнению с группой детей с неэпилепто- генной патологией лобных долей будут также отмечаться симптомы на- рушения произвольной регуляции деятельности, а также дефицита нейро- динамических компонентов деятельности (врабатываемость, инертность, импульсивность, инактивность психической деятельности). Для проверки гипотез проводился статистический анализ результатов (непараметриче- ский U-критерий Манна-Уитни для независимых выборок, непараметри- ческий W-критерий Вилкоксона для связанных выборок).
Результаты сравнения показателей продуктивности в мнестической сфере представлены на диаграммах 19 и 20.
Из диаграммы 2.19 видно, что результаты пациентов с резистентной височной симптоматической эпилепсией и пациентов с неэпилептоген- ным органическим поражением задних отделов головного мозга не носят принципиальных различий. Статистически результаты также достоверно не различаются.
Характер и степень нарушений слухоречевой и зрительной памяти не отличается от таковых при неэпилептогенных поражениях задних отделов коры головного мозга. Вероятно, это связано с тем, что нарушения памяти являются неспецифическими для органической патологии мозга в детском возрасте. В частности, сравнение показателей продуктивности мнестиче- ской деятельности при неэпилептогенной патологии лобных и задних от- делов головного мозга также не выявило различий между ними. Таким об- разом, на данном уровне анализа не выявляется нарушений слухоречевой памяти, специфических для детей и подростков с резистентной височной эпилепсией.
Результаты исследования слухоречевой и зрительной памяти детей с резистентной лобной эпилепсией представлены на диаграмме 2.20.
Как видно из диаграммы 2.20, слухоречевая память при резистентной
25
20
15
10
5
0 ВЭ Задн.отд.
Рис. 2.19: Результаты выполнения нейропсихологических проб на слухо- речевую и зрительную память у детей с височной резистентной эпилепси- ей и детей с неэпилептогенным поражением задних отделов коры голов- ного мозга. По оси Х — характеристики мнестической деятельности, по оси Y — показатели продуктивности.
лобной эпилепсии по сравнению с очаговыми неэпилептогенными “лоб- ными” пациентами характеризуется более низкими показателями слухоре- чевой памяти: суженным объемом воспроизведения после первого предъ- явления, колебаниями продуктивности и тенденцией к плато кривой за- учивания (отсюда низкая общая продуктивность по сумме четырех предъ- явлений), количеством предъявлений, необходимых для двукратного пол- ного воспроизведения ряда. Различия по указанным параметрам статисти- чески значимы (p<0.06). Наиболее выражено различие по перечисленным параметрам проявляется при заучивании двух групп по три слова. Кро- ме того, при резистентной лобной эпилепсии отмечаются статистически более частые побочные включения (преимущественно по типу семантиче- ской близости). Таким образом, мы видим, что при резистентной лобной эпилепсии нарушения слухоречевой памяти носят более грубый характер, в первую очередь, за счет нарушения мотивационного и динамического компонентов мнестической деятельности. Данные нашего исследования
25
20
15
10
5
0 ЛЭ Передн.отд.
Рис. 2.20: Результаты выполнения нейропсихологических проб на слухо- речевую и зрительную память у детей с лобной резистентной эпилепсией и детей с неэпилептогенным поражением лобных долей головного мозга. По оси Х — характеристики мнестической деятельности, по оси Y — по- казатели продуктивности.
совпадают с данными зарубежных исследователей лобной эпилепсии, ко- торые также подчеркивают более выраженные нарушения памяти в данной когорте детей [125, 140, 174].
Важным в диагностическом плане представляется то, что дети с рези- стентной симптоматической (височной и лобной) эпилепсией не отлича- ются от своих сверстников с неэпилептогенным органическим поражени- ем по показателю объема отсроченного воспроизведения. Иными словами, наиболее специфически нарушения памяти при резистентой форме эпи- лепсии проявляются в характере кривой заучивания, а не в факте патоло- гической тормозимости следов интерферирующими воздействиями, кото- рой уделяется большое внимание в западной литературе. Таким образом, качественный анализ слухоречевой памяти является тонким инструмен- том, демонстрирующим различия нарушений функции памяти у детей и подростков с резистентной височной и лобной симптоматической эпилеп- сией.
Представляет интерес чувствительность проб на слухоречевую память в группах детей с височной и лобной резистетной эпилепсией.
Из рисунков 2.19 и 2.20 видно, что чуть более низкие показатели отме- чаются в пробе на заучивании двух групп по три слова, вероятно, за счет создания сенсибилизированных условий в этом задании. Исходя из ранее полученных данных о близости мнестических нарушений при височной резистентной эпилепсии к таковым при очаговой неэпилептической пато- логии и о нарушении мотивационного и динамического компонента мне- стической деятельности при лобной резистентной эпилепсии, мы можем выдвинуть предположения о том, что: 1. при височной резистентной эпи- лепсии сенсибилизация условий заучивания в большей степени оказыва- ет влияние на фактор объема, т.е. значимо изменяются показатели объема непосредственного воспроизведения и объема по сумме четырех предъяв- лений, что также ожидается при локальной неэпилептогенной органиче- ской патологии. 2. при лобной резистентной эпилепсии сенсибилизация условий заучивания оказывает неспецифическое влияние на все показа- тели объемов воспроизведения, поскольку при лобной эпилепсии память нарушается как деятельность.















