Диссертация (1099056), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Влияние клинических характеристик на факторные оценки исследова- лось более подробно с помощью дисперсионного анализа (однофакторно- го и многофакторного ANOVA)4.Результаты однофакторного дисперсион- ного анализа факторных оценок всех групп пациентов, страдающих фо- кальной симптоматической эпилепсией, подтвердили полученные ранее данные (при помощи непараметрических методов сравнения выборок) о влиянии клинических характеристик на значения факторов.
С помощью многофакторного ANOVA исследовалось влияние 1) взаи-
модействия возраста на момент обследования и длительности заболевания
4 Во всех случаях использования дисперсионного анализа проверена допустимость использования ме- тода с помощью критерия Ливена.
на группу 6 (зрительный гнозис); 2) взаимодействия частоты приступов и локализации очага на группу 1 (произвольная регуляция деятельности и зрительно-пространственные функции); 3) взаимодействия гистологии и локализации эпилептогенного очага на группу 1 (произвольная регуля- ция деятельности и зрительно-пространственные функции). Анализ пока- зал отсутствие статистической значимости эффекта взаимодействия фак- торов течения заболевания на факторные оценки (на уровне p ≤ 0.05).
На рисунках 2.21—2.25 представлены графики средних значений по градациям тех клинических характеристик, которые оказывают влияние на статистически значимом уровне.
На графике (рис.2.21) видно, что группа нейропсихологических пара- метров 1 (произвольная регуляция, серийная организация деятельности, сформированность зрительно-пространственных функций) наименее стра- дает у пациентов с ремиссией приступов. Это соотносится с результатами метасиндромного анализа, который также показал, что при резистентных формах фокальной симптоматической эпилепсии на первый план в струк- туре нарушений выходит синдром нарушения произвольной регуляции де- ятельности.
На рис.2.22 и рис.2.23 представлены графики зависимости показате- лей той же группы от долевой локализации эпилептогенного пораже- ния и его гистологии. Видно, что височно-долевая локализация приво- дит к более высоким показателям (а значит, более выраженным трудно- стям) по группе параметров 1 (произвольная регуляция деятельности и зрительно-пространственные функции). Показатели детей с височной эпи- лепсией значимо отличаются от показателей детей с лобной эпилепсией (p=0.033). Такой результат является неожиданным на первый взгляд и, ве- роятно, связан с неоднородностью групп детей с височной и лобной фор- мой симптоматической эпилепсии. С помощью углового преобразования Фишера показано, что в “височную” группу вошло значимо больше паци- ентов с опухолями, чем с другой патологией, а она характеризуется боль- шими нарушениями произвольной регуляции и серийной организации де- ятельности и зрительно-пространственными трудностями, что графически представлено на рис.2.22.
Рис. 2.21: График средних значений факторных оценок группы парамет- ров 1 в зависимости от частоты приступов. По оси Х — градации при- знака: 1 — ежедневные приступы; 2 — приступы еженедельно, несколь- ко раз в месяц; 3 — 1 раз в месяц или реже; 4 — ремиссия на мо- мент обследования. По оси Y — средние значения факторных оценок группы параметров 1 (произвольная регуляция деятельности и зрительно- простраственные функции).
Рис. 2.22: График средних значений группы параметров 1 в зависимости от локализации эпилептогенного поражения. По оси Х — градации при- знака: 1 — височные доли; 2 — лобные доли; 3 — криптогенная форма (вероятно симптоматическая); 4 — без четкой фокальности на МРТ (пора- жение 2 и более долей). По оси Y — средние значения факторных оценок группы параметров 1 (произвольная регуляция деятельности и зрительно- пространственные функции).
Вероятно, это связано с тем, что опухолевый процесс в большинстве случаев является доброкачественным и развивается длительно во времени. Длительное развитие патологии мозговой ткани, вызывающее приступ- ную активность, приводит к формированию патологической системы, ко- торая оказывает влияние на созревание третичных ассоциативных зон.
На рис.2.24 представлен график зависимости группы нейропсихологи- ческих параметров 4 (сформированность операциональной стороны мыш- ления и нейродинамические показатели) от гистологии эпилептоген- ного поражения. Согласно непараметрическому Н-критерию Краскала-
Рис. 2.23: График средних значений группы параметров 1 в зависимости от гистологии эпилептогенного поражения. По оси Х — градации при- знака: 1 — опухоль; 2 — склероз гиппокампа; 3 — фокальная корковая дисплазия; 4 — атрофия мозгового вещества; 5 — другое (кавернома, ки- ста, туберы) 6 – МР-негативность. По оси Y — средние значения фактор- ных оценок группы параметров 1 (произвольная регуляция деятельности и зрительно-пространственные функции).
Уоллеса не выявляется межгрупповых различий у детей с фокальной симп- томатической эпилепсией (p=0.255), однако при сравнении показателей детей с фокальной кортикальной дисплазией (ФКД) с результатами детей каждой из остальных групп выявляются статистические значимые разли- чия (U-критерий Манна-Уитни, p<0.10).
Фокальная корковая дисплазия является врожденной патологической архитектоникой коры и имеет большое распространение, которое зача- стую невозможно оценить с помощью МРТ. Высокие факторные оценки у детей с ФКД по группе параметров 4 (сформированность операциональ- ной стороны мышления и нейродинамические показатели) сочетаются с высокими результатами по группе параметров 1 (произвольная регуляция деятельности и зрительно-пространственные функции). При этом следует учитывать, что дети с грубыми нарушениями психических функций, боле- ющие ФКД и приступами, были исключены из нашего исследования, по- скольку полное нейропсихологическое обследование было для них недо- ступно.
Пациенты с атрофическими процессами имеют самые низкие показате- ли (следовательно, самые низкие штрафные баллы) по группам параметров
1 (произвольная регуляция деятельности и зрительно-пространственные функции) и 4 (сформированность операциональной стороны мышления и нейродинамические показатели). Это может объясняться этиологией па- тологического процесса (атрофический процесс является исходом патоло- гического процесса, начинаются процессы репарации и компенсации, в то время как опухоль является активно действующим патологическим про- цессом) и малым составом группы детей с атрофическими процессами.
На рис.2.25 представлены средние значения по группе нейропсихоло- гических параметров 6 (зрительный гнозис) в младшей и старшей возраст- ной группе. Важно, что в нашем исследовании штрафные баллы в зритель- ном гнозисе ставились с учетом первичных и вторичных ошибок, а ка- чественный анализ ошибок проводился отдельно. Различия в показателях зрительного предметного восприятия в данных возрастных группах можно объяснить нормальным процессом созревания префронтальной системы и перестройкой функциональной системы зрительного восприятия в млад-
Рис. 2.24: График средних значений группы параметров 4 в зависимости от гистологии эпилептогенного поражения. По оси Х — градации при- знака: 1 — опухоль; 2 — склероз гиппокампа; 3 — фокальная корковая дисплазия; 4 — атрофия мозгового вещества; 5 — другое (кавернома, ки- ста, туберы) 6 – МР-негативность. По оси Y — средние значения фактор- ных оценок в группе параметров 4 (сформированность операциональной стороны мышления и нейродинамические показатели).
Рис. 2.25: График средних значений группы параметров 6 в зависимости от возраста пациентов на момент обследования. По оси Х — градации признака: 1 — младшая возрастная группа; 2 — старшая возрастная груп- па. По оси Y — средние значения факторных оценок в группе параметров
6 (зрительный гнозис).
шем школьном возрасте [183], т.е. в старшей возрастной группе штрафной балл снижался за счет уменьшения псевдогностических ошибок. Также мы отмечаем статистическую тенденцию к уменьшению количества ошибок в зрительном гнозисе при увеличении длительности болезни (Н-критерий Краскала-Уоллеса, p=0.114): наиболее выражены трудности в зрительном гнозисе у детей с длительностью заболевания менее 3 лет, при большей длительности штрафной балл снижается. Это свидетельствует о возмож- ностях перестройки функциональных систем и компенсации имеющихся нарушений по мере развития заболевания.
Результаты однофакторного дисперсионного анализа факторных оце-
нок пациентов с рефрактерной височной симптоматической эпилепси- ей представлены на рисунках 2.26-2.28. Многофакторный дисперсионный анализ не показал статистически значимого эффекта взаимодействия кли- нических характеристик на значения факторных оценков в выделенных группах нейропсихологических параметров (штрафных баллов) (на уровне p ≤ 0.05).
На рис.2.26 представлены средние значения группы нейропсихологи- ческих показателей 2 (произвольная регуляция деятельности, мыслитель- ная сфера, нейродинамические показатели) в младшей и старшей воз- растной группе. В старшей возрастной группе отмечаются более высокие штрафные баллы в пробах, направленных на диагностику произвольной регуляции деятельности. Это может свидетельствовать о том, что в стар- шей возрастной группе не происходит перехода ведущей роли в органи- зации высших психических функций к префронтальной системе и каче- ственного скачка регуляторных функций, что проявляется в ухудшении показателей.
На рис.2.27 представлены средние значения факторных оценок в груп- пе нейропсихологических параметров 4 (анализ слуховой и кинестетиче- ской информации) в группах с различной гистологией эпилептогенного поражения. В данном графике интерес представляет высокие показатели пациентов со склерозом гиппокампа. Для пациентов данной группы более характерны трудности в переработки слуховой и кинестетической инфор- мации.
Наконец, на рис.2.28 представлен график средних значений в группе параметров 2 (произвольной регуляции деятельности, мыслительной сфе- ры, нейродинамических показателей) в зависимости от длительности за- болевания. Чем более длительная история болезни у ребенка, тем более выражены трудности произвольной регуляции деятельности, менее сфор- мирована мыслительная сфера и ниже нейродинамические характеристи-
ки.
В нашем исследовании не было обнаружено значимого влияния рас- пространения эпилептической активности в интериктальном периоде на выполнение нейропсихологических проб, в то время как влияние диффуз-
Рис. 2.26: График средних значений группы параметров 2 в зависимости от возраста пациентов на момент обследования. По оси Х — градации признака: 1 — младшая возрастная группа; 2 — старшая возрастная груп- па. По оси Y — средние значения факторных оценок в группе параметров
2 (произвольная регуляция деятельности, мыслительная сфера, нейроди- намические показатели).
Рис. 2.27: График средних значений в группе параметров 4 в зависимости от гистологии эпилептогенного поражения. По оси Х — градации при- знака: 1 — опухоль; 2 — склероз гиппокампа; 3 — фокальная корковая дисплазия; 5 — другое (кавернома, киста, туберы). По оси Y — средние значения факторных оценок в группе параметров 4 (анализ слуховой и ки- нестетической информации).
Рис. 2.28: График средних значений группы параметров 2 в зависимости от длительности заболевания. По оси Х — градации признака: 1 — дли- тельность менее 3 лет; 2 — длительность от 3 до 7 лет; 3 — длительность более 7 лет. По оси Y — средние значения факторных оценок в группе па- раметров 2 (произвольной регуляции деятельности, мыслительной сферы, нейродинамических показателей).















