Диссертация (1099056), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Видно, что у детей с височной формой резистентной симптоматиче- ской эпилепсии по сравнению с детьми с очаговыми неэпилептогенными поражениями мозга более выражена слабость произвольной регуляции и серийной организации деятельности. Грубее проявляются трудности при
1 Группы пациентов уравнены по латерализации очага поражения.
4.0
3.5
3.0
2.5
2.0
1.5
1.0
0.5
0.0
Рис. 2.13: Относительные показатели выполнения нейропсихологических проб пациентами с фармакорезистентной височной эпилепсией (по срав- нению с пациентами с поражением задних отделов коры головного мозга).
10.0
9.0
8.0
7.0
6.0
5.0
4.0
3.0
2.0
1.0
0.0
Рис. 2.14: Относительные показатели выполнения нейропсихологических проб пациентами с фармакорезистентной лобной эпилепсией (по сравне- нию с пациентами с поражением передних отделов коры головного мозга). По оси X — нейропсихологические пробы, по оси Y — относительный ко- эффициент
пересказе рассказа, выделении морали басни и выделении обобщающе- го слова при исследовании мышления, трудности усвоения двигательной программы в динамическом праксисе и ее удержания, больше отмечает- ся ошибок в реципрокной координации, чаще проявляются лишние удары при асимметричном двуручном постукивании. Более выражены трудно- сти понимания сюжетной картинки и составления рассказа по ней. Детям требуется более активная организующая помощь взрослого при пересказе рассказа.
Дефицит нейродинамических характеристик деятельности (в первую очередь, инертности и флуктуаций внимания) проявляется в два раза чаще по сравнению с неэпилептической группой детей и подростков.
Нейропсихологические трудности, связанные с работой II функцио- нального блока мозга (анализ и синтез модально-специфической инфор- мации) у детей с резистентной эпилепсией выражены в той же степени, что и у детей с очаговой органической патологией. Единственное отличие касается номинативной функции речи: трудности называния отмечаются у детей с эпилепсией до 1,5 раз чаще, чем у детей, не имеющих приступов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при резистентной к антиэпилептической терапии форме височной симптоматической эпи- лепсии по сравнению с соответствующими неэпилептогенными очаговы- ми поражениями головного мозга нарастают нейропсихологические на- рушения, связанные с нарушением работы III и I функциональных блоков мозга.
При анализе относительных показателей в группе детей с резистент- ной лобной симптоматической эпилепсией видно, что у детей с лобной эпилепсией по сравнению с детьми с неэпилептогенным поражением лоб- ных долей в два и более раз выше штрафные баллы в нейропсихологи- ческих пробах, направленных на диагностику произвольной регуляции и серийной организации деятельности. Таким образом, можно сказать, что степень нейропсихологических нарушений определяется не столько оча- гом поражения (в обоих случаях — лобные доли), сколько устойчивой актуальной эпилептической активностью, которая приводит к дезинтегра- тивной работе мозга.
Та же отрицательная динамика наблюдается и относительно перво- го функционального блока мозга: у детей, болеющих резистентной лоб- ной эпилепсией, в два раза больше выражены проявления утомляемости, в шесть раз более выражено снижение темповых характеристик деятель- ности; флуктуации внимания и отвлекаемость преобладают более, чем в десять раз по сравнению с детьми без приступов.
Невозможно не заметить, что дети с резистентной лобной эпилепси- ей демонстрируют более высокие (в два и более раз) штрафные баллы в нейропсихологических пробах, направленных на диагностику переработ- ки кинестетической, зрительной, слуховой, зрительно-пространственной информации, что еще раз отсылает нас к мысли о дезинтегративном влия- нии эпилептической активности на работу мозга, особенно при локализа- ции фокуса эпилептической активности в лобных долях головного мозга.
Особенно обращает на себя внимание, насколько у детей с лобной эпи- лепсией более выражены ошибки в зрительном гнозисе (штрафной балл в пробе «Наложенные изображения» в группе детей с приступами более,чем в 10 раз превосходит штрафной балл за ту же пробу в группе детей без приступов) и слуховом неречевом гнозисе (штрафной балл в пробе «Вос- приятие и воспроизведение простых и сложных ритмов» в группе детей с приступами в 4 раза превосходит штрафной балл за ту же пробу в груп- пе детей без приступов). Это ставит вопрос о первичности гностических ошибок у детей с лобной эпилепсии и требует качественного анализа до- пускаемых ошибок при исследовании гнозиса 2.
2.2.4 Качественный анализ ошибок, допускаемых в гностической сфере
Результаты качественного анализа ошибок, допускаемых детьми с ре- зистентной лобной симптоматической эпилепсией при исследовании зрительного и слухового гнозиса, представлены на рисунках 2.15 и 2.16. Анализировались результаты в пробах “Восприятие реалистичных изоб-
2 В исследовании использованы классификация ошибок и их топическое соответствие, представленные в пособии по нейропсихологической диагностике [169].
Ошибки в зрительном гнозисе
Лобная эпилепсия
% Поражение лобных долей
80
60
40
20
0
Типы ошибок
Рис. 2.15: Ошибки различного типа при исследовании зрительного гнозиса в группах детей с резистентной лобной эпилепсией и детей с поражением лобных отделов головного мозга, не сопровождающемся приступами.
ражений”. “Наложенные и перечеркнутые изображения” (для оценки зри- тельного гнозиса) и ошибки в пробах “Оценка простых и сложных ритми- ческих структур” и “Воспроизведение простых и сложных ритмических структур по образцу” (для оценки слухового неречевого гнозиса).
Были выделены первичные и вторичные (псевдогностические) ошиб- ки, которые соотносятся с нарушением различных нейропсихологических факторов и работой различных мозговых зон. Как видно из диаграммы
2.15, в группе детей с резистентной лобной эпилепсией преобладают псев- догностические ошибки по сравнению с группой детей с поражениями лобных долей: дети с приступами чаще делают ошибки по типу фрагмен- тарности, дают импульсивные ответы на изолированный признак, совер- шают ошибки по типу инактивности восприятия, чаще отмечается хаотич-
Ошибки в слуховом неречевом гнозисе
Лобная эпилепсия
% Поражение лобных долей
60
50
40
30
20
10
0
Типы ошибок
Рис. 2.16: Ошибки различного типа при исследовании слухового нерече- вого гнозиса в группах детей с резистентной лобной эпилепсией и детей с поражением лобных отделов головного мозга, не сопровождающемся при- ступами.
ная стратегия сканирования зрительного пространства. Первичные параг- нозии отмечаются только у 17% детей с резистентной лобной эпилепси- ей. Таким образом, у детей с резистентной лобной эпилепсией по сравне- нию с детьми с органическими поражениями лобных долей без приступов в несколько раз чаще отмечаются псевдогностические ошибки, связанные со слабостью программирования, регуляции и контроля деятельности. Это подчеркивает усиление лобной симптоматики у детей с симптоматической эпилепсией за счет суммации патологического влияния структурных нару- шений в лобных долях и действия эпилептической активности на лобные доли и их связи с другими структурами.
Ту же тенденцию мы видим на диаграмме 2.16, отражающей частоту ошибок различного типа в слуховом неречевом гнозисе. Нарушение мо- торного компонента (персеверации, лишние неоттормаживаемые удары при воспроизведении ритмической структуры по образцу) (кинетический нейропсихологический фактор) отмечаются у 56% детей с резистентной лобной эпилепсией и только у 27% детей с неэпилептогенным поражени- ем лобных долей. В то же время у детей с резистентной лобной эпилепсией нарастают количество ошибок по типу недо- и переоценки в простой рит- мической структуре при увеличении объема структуры (22% и 33% у детей с приступами), в то время как дети с неэпилептологическим поражением подобных ошибок не совершают, что указывает на недостаточность нейро- психологического фактора объема слухового акустического восприятия, обеспечиваемого височными долями. Таким образом, при анализе ошибок в слуховом неречевом гнозисе у пациентов с рефрактерной формой эпи- лепсии мы видим сочетание нейропсихологической симптоматики со сто- роны заднелобных и височных отделов, что свидетельствует о вовлечении в патологический процесс близлежащих (височных) зон мозга.
Аналогичную картину мы видим при анализе гностических ошибок у детей, болеющих фармакорезистентной височной эпилепсией. Как видно на рисунках 2.17 и 2.18, у детей с резистентной височной эпилеп- сией преобладают псевдогностические ошибки по типу импульсивности и инактивности восприятия, чаще отмечается хаотическая стратегия рас- сматривания и называния картинок по альбому, в то время как частота пер-
вичных парагнозий и вербально-перцептивных ошибок (неточности назы- вания), которые традиционно связывают с дефицитом задних отделов го- ловного мозга, у детей с резистентной височной эпилепсии ниже, чем у детей с неэпилептогенными поражениями задних корковых отделов.
При анализе ошибок в слуховом неречевом гнозисе у детей с резистент- ной височной эпилепсией отмечается одинаковая частота ошибок, связан- ных как со слабостью кинетического нейропсихологического фактора (на- рушение моторного компонента), так и с модально-специфическим факто- ром объема (недооценки и переоценки простых и сложных ритмических структур). Хотя частота ошибок в слуховом неречевом гнозисе в группе резистентной эпилепсии невысока (не более 35% детей совершает ошиб- ки в слуховом неречевом гнозисе), различия частотности ошибок различ- ного типа с группой детей с неэпилептогенной патологией очевидны. Де- ти, страдающие резистентной височной эпилепсией, чаще делают ошибки недооценки и переоценки объема простой ритмической структуры, дела- ют больше ошибок в оценке объема сложной ритмической структуры при увеличении количества ударов. Наконец, ошибки серийной организации (персеверации, лишние удары) встречаются у 33% детей с резистентной височной эпилепсии и ни у одного ребенка с неэпилептогенным пораже- нием задних отделов головного мозга.














