Диссертация (1098900), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Жизненный тонус городавыражается в росте его многоэтажности (Милграм, 2003). Визуальная средавоместахпроживаниясовременногочеловеказачастуюявляетсяэкологически негативным фактором (Гавриков, 2013). Ухудшает визуальноевосприятие такая архитектурная среда, в которой число обозримыхэлементов резко снижено, а также та, в которой присутствует избыточноеколичество одинаковых элементов. Превалирование четких геометрическихлинийиформ,невстречающихсявприроде,можетпорождатьвидеоэкологические нарушения (Филин, 2006). В настоящее время, например,основными «загрязнителями» визуальной городской среды являются какгомогенные – «голые» обширные поверхности, так и агрессивныевизуальные поля – поверхности, содержащие множество одинаковых,57равномерно распределенных видимых элементов (например, мелкоклетчатыеповерхности) (Гавриков, 2013; Филин, 2006).
Гомогенная неблагоприятнаядля человека среда вызывает неприятные эмоциональные реакции, однако, ив конструировании и декорировании здания следует знать меру, чтобы невозникало ощущение суматошности и неразберихи (Филин, 2006).«Архитектура жилых домов должна иметь отличные пропорции,отвечать назначению здания, быть сдержанной и лаконичной, но в то жевремя и жизнерадостной», отмечает Б.М. Иофан (Иофан, 1975, с. 238).Увеличение размеров повторяющихся объемов типовой массовой застройкиизменяет роль отдельных фасадных элементов, которые уже не справляютсяс функцией целостности и связности. Тогда основным композиционным исвязующим информативным звеном становится сама форма архитектурногоздания, его фактура, цвет и сорасположение в пространстве. В такихусловиях здания могут быть идентичными друг другу, но при правильномпостроении и сочетании с окружающим пространством и друг с другом онине будут превращаться в столь удручающую монотонность (Сомов, 1988). Нобывает и так, что при всей своей одинаковости формы, размера и цвета,архитектурныеобъектымогутбытьнагруженыразнымивидамиархитектурных элементов, тогда они не будут казаться разнородными ибессвязными, что вызывает чувство раздражения и суматошности.Наиболее типичными агрессивными полями архитектурной средыявляются геометрические структуры, такие как «шахматная доска», «горох»,«тельняшка», концентрические спирали, многолучевые звезды.
Степеньнегативного воздействия агрессивных полей на человека варьируется взависимостиотконтрастности,«плотностиупаковки»имасштаба.Максимальной агрессивностью обладают здания с плотной модульнойсеткой, тяготеющие к равновесному соотношению черно-белых масс. Привосприятии агрессивных структур человек начинает испытывать неприятноеощущение мельтешения, ряби в глазах, крайнего утомления, его охватываетнепреодолимоежеланиекакможноскорееизолироватьвзглядот58негативного воздействия. Длительное пребывание в агрессивной визуальнойсреде вызывает ощущение дискомфорта, крайнего раздражения, агрессию(Кузнецова, 2008; Филин, 2006) Однако, многоплановость архитектурнойзастройки может носить спокойный и упорядоченный характер, если в неместь своя закономерность.
Но если не будет этого принципа чередованияпространственных планов зданий, архитектурная среда станет хаотичной ираздражающей(Сомов,1988).Частоархитектурныесооружениявоспринимаются человеком не как свободно стоящие объекты, а как границыпространства, составляющие качество места жизни человека (Дэй, 2000).Еще одним минусом типичной жилой застройки является отсутствиеособогослоякультурныхзначений,выраженныхвархитектурныхпропорциях, ритме, композициях и декоре (Сомов, 1988). И внесение даженебольшого количества таких элементов будет положительно сказываться наинформативности архитектурной среды, а также ее эстетической ценностидля человека. Архитектурное окружение должно быть разнообразным, таккак именно монотонность массовой типовой застройки столь сильно влияетна эмоциональный фон человека. Здания типовой застройки должны бытьразными, но связными, создавая целостность, которая выражается в чувствекомфорта и защищенности.
Так, если между открытыми пространствами иокружающимиихмассамизданийдостигнутагармония,тотакаяуравновешенная композиция может нейтрализовать диссонанс деталей,отмечает В. Гропиус. Гармония не является результатом процессауподобления одних архитектурных элементов другим, форма нового здания,добавляющаяся к старым, должна рассматриваться как слагаемое большогоцелого, используя при этом современные средства выразительности(Гропиус,1971).Р.Колхас,напротив,отмечаетценностькаждогоархитектурного объекта в городе, утверждая, что чем сильнее различиямежду ценностями каждого здания, тем сильнее единство и тотальностьокружающей городской среды (Колхас, 2013). А совпадение различных ипрямо противоположных друг другу элементов архитектуры разных зданий59обеспечит диалектическое единство и бесконечность их вариаций (Ungers,Vieths 1999).
Архитектурные формы делают ощутимой раздельность городакак состоящего не только из непрерывных потоков, но и из остановок, стен,границ, чем они и являются (Аурели, 2014). Однако, даже абсолютно разныеархитектурные формы можно соединить в изящные композиции благодаряморфологическим параметрам архитектурной формы, а также сохранению вней пользы и убедительности, пишет С. Роу (Rowe, 1978). Тогда город будетвосприниматься через уникальность и разнородность своей застройки(Колхас, 2014).Ян Гейл отмечает, что мимо невыразительных фасадов домов людиходят быстрее, с меньшей охотой останавливаются и практически необращают внимание на здание, если только оно не имеет для них личногофункционального значения, в то время как более выразительный и живойвнешний вид здания привлекает внимание людей и делает пребывание в этомпространстве более комфортным (Gehl, 2006).
Современное массовоестроительствострадаетнедостаточностьюэмоционально-эстетическойвыразительности, оно безлично, безобразно, современные здания, порой,вводят в заблуждение своих горожан (Смирнов, 2011). К. Оливер говорит отом,чтонередкопроцессурбанизации,хаотичногоимассовогостроительства, огромного скопления людей в одном пространстве вызываетне только заблуждения, но и полную дезадаптацию в архитектурной среде,стрессовые состояния, агрессию и нервные срывы, постоянное чувствоусталости и утомленности, которые сказываются на физическом ипсихологическом здоровье человека (Oliver, 2002). По мнению Г.
Ревзина, усовременной архитектуры существует специфическая неразличимость. Так,когда ее много, она превращается в аморфную стекломассу (Ревзин, 2002). Втрадиционном городе есть улицы, ритм высот, дома похожи друг на друга, ипоэтому взгляд ухватывает какие-то направляющие линии, придающиецелому упорядоченный вид. Но в настоящее время ситуация меняется.Поскольку каждое здание стремится быть непохожим на другие, получается60несколькохаотическоенагромождениеобъемов,теряющеесвоюгармоничность и информативность (там же, 2002). Здания становятсяинфраструктурными технологиями, из уникальных творений архитектураони начинают переходить в легко воспроизводимый пространственныйконструкт, отмечает К. Истерлинг (Истерлинг, 2012). Подобные зданиятеряют близость к человеку, а ведь человек стремится находится в местах,где присутствует увлекательность и сложность пространства.
Скучнаяобстановка способствует стрессу, импульсивности, понижению позитивнойактивности и росту неадекватного поведения, отмечает К. Эллард (Эллард,2017). Однако, как отмечает Р. Коллхас и Б. Мау, порой выразительностьфасада здания или уникальность его формы могут вызывать чувстваотчужденности. Особенно часто это возникает в мегаполисах, где обитаетогромное количество людей из разных стран. И тогда универсальностьзданий не вызывает негативных чувств, а, скорее, имеет позитивный эффект,вызывает чувство постоянного и родного в каждом городе (Koolhaas, Mau,1997). Стены как монолитные безликие поверхности исчезают, когда зданиестроятся со смыслом (Райт, 2016).Таким образом, основным значимым признаком, различающим образпамятника архитектуры или другого яркого индивидуального объекта(информативнойзапоминающейся«образнойархитектуры»)иобразмассового жилого массива (размытой «безОбразной архитектуры») являетсято, несет ли он в себе определенные общественные ценностные культурныезначения, историческую и личную значимость, заинтересованность человекав нем, а также отвечает ли его форма основным свойствам образовархитектуры, таким, например, как архетипичность или антропоморфность.Вне всякого сомнения, что у типовой универсальной застройки будет своеметафорическое определение вроде «коробки» или «улья», но вот будет лиздание открыто и близко человеку, остается вопросом.К сожалению, на сегодняшний день градостроительная политикарегулируется во многом техническими и экономическими аспектами, теряя61все чаще и чаще свой образ и делаясь мало понятной человеку (Смирнов,2011, Эллард, 2017).
Исчезает понимание того, что архитектура обеспечиваетобщение и взаимодействие среди людей, общество оказывается в пленурыночной стихии, столкновении интересов членов общества и их амбиций,теряя самое главное - человеческие ценности и смыслы. Современнаямассовая архитектура должна предусматривать возможности корректировкихудожественно-образных решений с развитием эстетических вкусов иценностных ориентиров общества (Дуйсебай, 2013). А также учитывать иснижать в виду своей многоэтажности высокий уровень краудинга,повышатьуровеньпсихологическойбезопасностииприватности,удовлетворённости архитектурным пространством, в котором живет илиработает человек (Oliver, 2002; Смолова, 2015).
Но все же, дух города, какотмечает Л. Холлис, - это не общественные здания или экстравагантныеархитектурные решения, а это личность и характер каждого горожанина, ихобщение и связь друг с другом в архитектурном пространстве (Холлис, 2015).1.9.Задачиэкспериментальногоисследованиявосприятияархитектурных сооруженийМы видим, что существует довольно много подходов к тому, какимявляется процесс восприятия архитектуры, какие должны быть условия,механизмы этого сложного процесса, через какие схемы, знаки, коды илииндивидуальныеархитектурногозначенияпроисходитпространства,а,пониманиеглавное,ивследствиеоцениваниеэтого,какиеэмоциональные состояния вызывает у человека то или иное увиденноездание. Восприятие архитектуры является сложным многоуровневымпроцессом, включающим в себя не только простое считывание основныхсвойств архитектурных форм, но и семантическое и ценностное оцениваниеархитектурного сооружения, определение его функциональной значимости,историческогоконтекста,символическихзначений,стилевыхвызывающихособенностей,определенныепониманиеегоэмоциональные62состояния у субъекта.















