Диссертация (1098795), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Каждый язык налагает свои рамки накоммуникацию, придавая ей определенную культурно-историческую форму. Дэвис иХарре пишут о создании «позиций» в ходе интеракции: каждый человек занимает вкаждом отдельно взятом процессе коммуникации конкретную позицию, изменяющуюся взависимости от дискурса. Новые позиции постоянно возникают в процессе разговора,следовательно, Я формируется посредством поступательной смены позиций.Ввопросеостатусеистины,социальныйконструктивизмпостулируетсуществование множества конвенциональных по типу социальных реальностей, каждая изкоторых имеет собственные представления об истинности.Целью социального конструктивизма, по мнению П. Бергера и Т. Лукмана,является выявление путей, с помощью которых индивидуумы и группы людей участвуютв создании воспринимаемой ими реальности.
Эта теория рассматривает пути созданиясоциальных феноменов, которые институционализируются и превращаются в традиции,социальноконструируемаяреальность–вдинамическийпроцесс;реальностьперевоспроизводится людьми под влиянием ее интерпретации и знаний о ней. Бергер иЛукман последовательно доказывают, что любое знание, включая базовое, такое, как,например, восприятие реальности, поддерживается за счет социальных взаимоотношений.Когда люди общаются между собой, они исходят из уверенности, что их восприятиереальности тождественно; и при согласии с этим убеждением, их восприятие этого факта,как истины повседневной жизни только закрепляется.
Так как повседневные знанияявляются продуктом договоренности людей, то в результате любые человеческие21типологии, системы ценностей и социальные образования, по аналогии, представляютсялюдям как часть объективной реальности. Таким образом, Бергер и Луман приходят квыводу, что реальность конструируется обществом.Мысли конструктивистов можно соотнести с суждениями А.Н.
Леонтьева,развивавшими идею Л.С. Выготского о языковых значениях как историческиобусловленных дескриптивных носителях человеческого опыта деятельности, безкоторого процесс познания активного социального субъекта невозможен. В работе«Деятельность.Сознание.Личность»онпишет:«Взначенияхпредставленапреобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существованияпредметногомира,егосвойств,связейиотношений,раскрытыхсовокупнойобщественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от ихфункционирования в индивидуальном сознании, столь же "не психологичны", как и таобщественно познанная реальность, которая лежит за ними» (Леонтьев, 1975, стр.
67). Вотличие от смысла, значение имеет надындивидуальную, общественную природу,овладевая все новыми и новыми значениями человек постепенно осваивает множествообщезначимых знаний и идей, чувственных и рассудочных категорий. Стоит еще разупомянуть основополагающий тезис культурно-исторической психологии Выготского,согласно которому, развитие высших психических функций возможно только в рамкахкультурно наполненной социальной ситуации развития. Например, автобиографическаяпамять«развивается по законам высших психических функций, возникая какинтерпсихическая (вформе разделенной свзрослымсовместнойактуализациивоспоминания о конкретном событии жизни ребенка с помощью специальных речевых ииных социокультурных средств), а, затем, превращаясь в интрапсихическую, внутреннююформу – новую психическую функцию, что обеспечивает человеку возможность иметьисторию собственной жизни» (Нуркова, 2008, стр.
18)Такимобразом,рассмотреннаянамивышеметодологическаяпозицияконструктивизма предполагает специфическую оптику при построении психологическогоисследования. Согласно ей, теоретические конструкты, воплощенные в конкретныйметодический инструментарий, задают и ограничивают содержание получаемого знания.В свою очередь, сама психика человека, являясь первичным по отношению к научнымтехникамидеятельностномметодикамподходеинструментомпринципупознания,«двойногоподчиняетсяуподобления»,описанномут.е.впроисходит«уподобление порождаемого образа свойствам воздействующего объекта и уподоблениезадачам, социокультурным нормам, значениям» (Асмолов, 1990, с.19). Мы полагаем, чтоисследование любого психического явления должно включать в себя рефлексию по22меньшей мере четырех факторов его динамической детерминации.
Во-первых, референтавнешнего мира, на который направлен когнитивный акт. Во-вторых, возможностейобеспечивающего его когнитивного аппарата. В-третьих, места отражаемого объекта вструктуре выполняемой деятельности и её мотивационно-смысловой насыщенности. И,наконец, в – четвертых, самих исследовательских процедур. Применительно к памятиданные факторы конкретизируются в формах: 1) характеристик воспроизводимого фактаили события; 2) закономерностей работы мнемических систем; 3) места мнемическогоакта в структуре текущей деятельности в контексте мотивационно-потребностногосостояния субъекта; 4) применяемых исследовательских и диагностических методовизучения памяти.
Иными словами, в психологии конструктивизм теорий и практикисследования вступает во взаимодействие с конструктивным характером самихисследуемых процессов, что диктует необходимость диссоциации источника получаемыхэффектов.1.2. Конструктивный характер функционирования автобиографическойпамяти.Общий тезис о конструктивном характере психических процессов в полной мереприменим к одной из наиболее антропогенетически и онтогенетически поздних культурнодетерминированных мнемических функций – автобиографической памяти.Автобиографическая память (АП) представляет собой подсистему декларативнойдолговременной памяти, позволяющей оперировать организованными по смысловомупринципуличностноотнесеннымисодержаниями,чтообеспечиваетобладаниеиндивидуальной историей жизни и актуализацию воспоминаний о событиях прошлого,сопровождающихся переживанием их субъективной достоверности (Нуркова, 2010).Подчеркнем, что в данном диссертационном исследовании АП рассматривается какпсихологическая система, включающая в себя в качестве элементов другие подсистемыдолговременной памяти (семантическую и эпизодическую) в совокупности с речью,воображением, мышлением и др.
Системообразующим уровнем АП является еёфункциональный потенциал. Согласно модели АП как высшей психической функциивторогопорядка,предложеннойиразрабатываемойВ.В.Нурковой,именноспецифические культурные функции АП задают складывающуюся путем овладениячеловеком специальными социо-культурными практиками и символическими средствамимнемическую систему АП, что, в свою очередь, детерминирует такие её отличительныехарактеристики как: объем и время хранения материала; форму его кодирования; способыорганизации; механизмы запоминания/забывания; соотношение автоматических иконтролируемых процессов; избирательную чувствительность к воздействиям; динамику23и механизмы развития в фило-, антропо- и онтогенезе; уязвимость по отношению кспецифическим расстройствам; физиологический базис и др. (Нуркова, 2008; Нуркова,2009;Нуркова,2015).Кчислузакономерныхследствийцеленаправленностивозникновения и развития АП в антропогенезе и онтогенезе относится и особый характерконструктивных процессов в АП, о которых будет сказано ниже.Среди многообразных функций АП, выделяемых авторами (Hyman, Faries, 1992;Wilson, Ross, 2003; Bluck, Alea, Habermas, Rubin, 2005; Bluck, Alea, 2011), наиболееядерной, по нашему мнению, является функция формирования и поддержаниядиахронического аспекта самосознания личности, включающая в себя формирование Яконцепции какконфигурациисамооценочно значимыхсвойств иподдержаниепереживания преемственности своей личности на различных этапах жизненного пути(Нуркова, 2000; Conway, Singer, Tagini, 2004; Bluck, Alea, 2008).Реализация данных функций во многом задает горизонт развития современногочеловека как уникальной личности, характеризующейся индивидуальной системойответственного отношения к прошлому и активного планирования будущего.
В связи сэтим, возможно выделить проспективную функцию АП, которая станет центром нашегоэмпирического исследования. Проспективная функция АП заключается в созданиипроекта будущего в опоре на индивидуальную историю прошлого. Репрезентация в АПвоспоминаний об успехах и неудачах в различных сферах деятельности, которые так жеобобщаются в представление о себе как об успешном или неуспешном человеке в целомопределяют прогноз относительно потенциально достижимых целей и, таким образом,структурируют реальную деятельность.Проспективная функция АП связана с рядомкачеств и состояний личности, в частности, устойчивый негативный образ будущего,формирующийся на основе укорененного в АП образа себя как неуспешного человека,проявляется в такой личностной черте как тревожность.Взаимосвязь АП и планирования будущего широко обсуждается в литературе впоследние годы.
В частности, Клейн утверждает, что АП в форме конкретныхвоспоминаний и целостного переживания личного прошлого представляют собойнеобходимое условие создания мотивирующего реальную активность образа будущего(Klein, Robertson, Delton. 2010; Klein, 2013a; Klein, 2013b; Klein, 2013с). В эмпирическихисследованиях под руководством Д. Бернтсен было установлено, что способностьперсонифицировано мысленно «перемещаться во времени» (Mental Time Travel - MTT)развивается у детей сначала в отношении прошлого и затем транспонируется на будущее(Bohn, Berntsen, 2013). Более того, конкретное содержание ожидаемого будущего, начинаясо старшего подросткового возраста, представляет собой своеобразную «улучшенную»24модификацию своей жизненной истории (Berntsen, Bohn, 2010), что особенно яркопроявляется при анализе автобиографических нарративов (Thomsen, Steiner, Pillemer,2016).Применениесовременныхметодовнейровизуализациипоказало,чтопривоспоминании конкретных эпизодов личного прошлого и воображении антиципируемыхсобытий будущего активность регистрируется в значительно перекрывающихся областяхмозга, в частности в данные процессы вовлечены области 26, 27, 28, 30, 31, 33, 34, 35 поБродману, относящиеся к медиальным префронтальным областям (medial prefrontalregions), posterior regions in the medial and lateral parietal cortex (расширенные в precuneusand the retrosplenial cortex), the lateral temporal cortex and the medial temporal lobe игиппокомпальные области 34 и 35.
(Addis, Wong, Schacter, 2007; Schacter, Addis, Buckner,2007).Рисунок 1.1. Схематичное представление зон мозга, в которых фиксируется активность как привоспоминании личного прошлого, так при представлении личного будущего (по Addis, Wong, Schacter,2007).Как нами было указано во Введении к работе, успешная реализация проспективнойфункции АП выдвигает особые требования к её точности. Если бы оптимальной«политикой» функционирования АП было точное воспроизведение пережитого опыта васпектах его эмоциональной интенсивности и валентности, фактологического состава иситуативного смысла, то основанный на содержании автобиографических воспоминанийпроцесс целеобразования сводился бы к многократному повторению целей прошлого споправкой на реальный исход попыток их осуществления. Очевидно, что новыежизненные цели, за счет реализации которых только и возможно поступательное развитиеличности в деятельности, не поддержаны зафиксированным в памяти опытом ихуспешного достижения.
















