Диссертация (1098795), страница 2
Текст из файла (страница 2)
обзор Нуркова, 2015). Феноменами конструктивности являются:«экранирующие» воспоминания (З. Фрейд), трансформация материала культурноспецифичными схемами при репродукции (Ф.Ч. Бартлетт), принцип «повторения безповторения» в построении движений (Н.А. Бернштейн); интенциональная регуляцияпамяти (Г.К. Середа). Однако принцип конструктивности в работе памяти не полностьюосвоен общей психологией и нуждается в дальнейшей разработке.Большой объем данных о неточности воспоминаний обобщен в работе Д. Шехтера«Семь грехов памяти» (Schacter, 2002), где автор указал следующие свойства,препятствующие концептуализации памяти как пассивного хранилища: парциальностькодирования(absentmindedness);ослаблениеследовзапомненногосовременем(transience); трудность своевременного извлечения присутствующего в памяти материала(blocking); спонтанную актуализацию неадекватного ситуации материала (persistence);потерю источника информации (misattribution); трансформацию вновь кодируемогоматериала в соответствии с присутствующим в памяти (bias); изменение извлекаемогоматериала в соответствии с запросом (suggestibility).4Вопросостатусеконструктивностипамятивысокоактуален,оставаясьдискуссионным в настоящее время.
Диапазон мнений простирается от интерпретациифактов селективности и пластичности памяти как дефектов (Koriat, et al., 2000), побочногопродукта ограничений когнитивного аппарата человека (McKay, Dennett, 2009) допровозглашения их тотальной эволюционной адаптивности (Boyer, 2009). Механизмыконструктивности порождают функционально неоднородную феноменологию и поэтомумогут вызывать как дезадаптивные, так и адаптивные и даже сверх-адаптивные следствия(Нуркова, 2008, 2015).Конструктивность памяти следует рассматривать в ракурсе ее роли в деятельностисубъекта. В связи с тем, что универсальной задачей памяти является включение прошлогоопыта в текущую и планируемую деятельность, её работа должна быть направлена наобеспечение: а) эффективной категоризации воспринимаемого материала на основесличения с содержанием памяти; б) генерализации прошлого опыта на потенциальнорелевантные ситуации; в) возможности изменения на основе вновь поступающейинформации; г) прогнозирования вероятных будущих ситуаций (Schacter, 2013).Нормальнаястратегияработыпамятипредполагаетфиксацию,сохранениеивоспроизведение не точной копии пережитого опыта, а его преобразования в обобщенной,постоянно пополняемой и наиболее вероятной форме.
Такие процессы характеризуютсемантическую подсистему памяти (Collins, Quillian, 1969; Tulving, 1972; Collins, Loftus,1975). Можно утверждать, что расхождение опыта жизни и содержания мнемическогоследа является необходимым атрибутом памяти.Особоезначениепроблемаконструктивностиприобретаетвотношенииавтобиографической памяти (АП) – генетически позднейшей подсистемы долговременнойпамяти, складывающейся как высшая психическая функция и обеспечивающейдиахронический аспект самосознания. Установлено (Нуркова, 2000; Talarico, Rubin, 2003;Singer, Blagov, 2004; Conway, 2009), что АП позволяет генерировать разные по структуреи функциям типы автобиографических воспоминаний – яркие (flashbulb), важные,переломные, самоопределяющие (self-defining memories).
В контексте данной работысущественны «самоопределяющие» воспоминания, представляющие концентрированноевоплощение Я-концепции в символической форме адресованного прошлому эпизода(Singer, Salovey, 1996); опираясь на них люди формируют самоописание и формулируютжизненные перспективы (Bluck, Alea, Habermas, Rubin, 2005), поэтому именно онивыбраны нами для экспериментального воздействия при изучении конструктивности АП.АП выступает событийным основанием для становления автономной личности синдивидуальнойисториейжизнииЯ-концепцией,обуславливаетвозможность5стратегического планирования собственной жизни (Нуркова, 2000, 2009).
Выдвигаемыйтезис о развитии Я-концепции путем ассимиляции релевантных событий-примеров,которые подвергаются абстракции и кодируются как обобщенные личностные свойства(Wagenaar, 1992), нуждается в эмпирической конкретизации. Модель АП как особойподсистемы памяти (Self-Memory-System), феноменология которой является результатомвзаимодействия структур памяти (семантической и эпизодической) с личностнымизмерением психики человека – «Рабочим Я» (working self) и «Долговременным Я» (longterm self), разрабатывается в настоящее время под руководством М. Конвея (Conway &Pleydell-Pearce, 2000; Conway, Loveday, 2015). Актуальным для проверки и развития этихмоделей является анализ влияния содержаний АП на осознавание субъектом наличия унего конкретного психологического свойства как важного для его Я-концепции.
Термин«Я-концепция» используется в работе в русле существующей традиции и понимается какиерархизированная система знаний человека о своих социальных, психологических ифизических качествах, включающая оценочный компонент (Epstein, 1973; Shavelson,Hubner, Stanton, 1976; Marsh, Shavelson, 1985; Tafarodi et al, 2003; Бернс, 1986; Кон, 1984;Соколова, 1989; Бороздина, 1997; Столин, 1983) и отражающая взаимодействия созначимыми другими (Кули, 2000; Мид, 2009; Бубер, 1995).В онтогенезе АП формируется социальным окружением за счет совместноговыстраивания автобиографических рассказов об эпизодах, фиксирующих существенныепсихологические свойства ребенка, что определяет содержание его Я-концепции (Nelson,Fivush, 2004; Fivush, 2011; Нуркова, 2014).
Декларируется, что в норме АП выступаетфундаментом становления личности, служит базисом для Я-концепции (Tafarodi et al.,2003). Г.К. Середа писал, что «личность поддается диахроническому описанию по такимдиагностическим формулам: «Скажи мне, кто ты, и я скажу тебе, что ты помнишь; скажимне, что ты помнишь, и я скажу тебе, кто ты» (Лактионов, Середа, 1993, c. 107). Однакомеханизмы взаимной детерминации АП и Я-концепции исследованы недостаточно.Прогрессивное развитие личности предполагает ориентацию не столько на точноесамоописание, обобщенное из реальных событий жизни, а, скорее – на представление овозможном потенциале своей реализации, на идеальный проект своей жизни.
Данноеположение операционализировано К. Роджерсом в понятии дистанции между Я-реальными Я-идеальным, находящимися в постоянном напряженном взаимодействии (Роджерс,1994). Избыточная дистанция между укорененным в автобиографических воспоминаниях«Я-реальным» и тем «проектом» личности, к которому стремится человек, можетпрепятствовать постановке и реализации новых значимых целей (Нуркова, Василенко,2013). Отсюда следуют особые требования к конструктивности АП.
Очевидно, что новые6жизненные цели, за счет реализации которых только и возможно развитие личности вдеятельности, не поддержаны зафиксированным в памяти опытом их успешногодостижения и поэтому активные действия по их осуществлению могут казаться человекубезосновательными.Согласноформулируемомунамипринципупозитивнойконструктивности, мотивирующая стратегия АП должна проявляться в модификациивоспоминаний о своем опыте в направлении, во-первых, субъективного повышенияоценки вклада собственной активности в результат деятельности и, во-вторых, впозитивной эмоциональной переоценке прошлых событий. Второй вариант указывается идругими авторами (McKay, Dennett, 2009). В этом контексте важна уже доказанная рольпозитивности воспоминаний в регуляции психологического благополучия (Kennedy et al.,2004; Bluck, Alea, 2009) и продуктивной стратегии копинга (Landau, Gunter, 2009;Skowronski et al., 2014).Положение о том, что конструктивные механизмы спонтанно производят«улучшающую» трансформацию воспоминаний, подтверждается устойчивостью одногоиз феноменов АП, заключающегося в том, что люди вспоминают своё прошлое лучшим,чем оно было на самом деле (Walker, Skowronski, Thompson, 2003), и некритичнодоверяют автобиографическим воспоминаниям (Talarico, Rubin, 2003).
Достижениепозитивной конструктивности можно связать со следующими особенностями работы АП:а) позитивной селективностью воспроизведения (Thompson et al., 1996); б) снижением современемэмоциональнойнасыщенностиотрицательныхвоспоминанийнафонесохранения или повышения эмоциональной интенсивности положительных воспоминаний(Walker et al., 1997); в) переинтерпретацией негативных событий через связывание их спозитивнымипоследствиями(McLean,Pratt,2006);г)изменениемсодержаниявоспоминаний при актуализации их в разных условиях; д) создании ложныхвоспоминаний (Loftus, 2016).Сбои в позитивной конструктивности АП наблюдаются при различных формахпсихическихнарушений(McKay,Singer,Conway,2012).«Сверхобобщенность»автобиографических воспоминаний, связанная с переживанием бессмысленности своегоопыта и субъективной прерывностью жизненного пути, зафиксирована у лиц,совершивших попытку суицида (Williams, Broadbent, 1986); проявляется как устойчивыйсимптом при депрессии (Erber & Markunas, 2006; Rusting & DeHart, 2000),посттравматическом стрессовом расстройстве (Moore, Zoellner, 2007), шизофрении(Neumann et al., 2007), аутизме (Crane & Goddard, 2008; Goddard et al., 2010), биполярномрасстройстве (Scott, Stanton, Garland, and Ferrier, 2000), дисфории (Romero, et al., 2014) ипатологическом горевании (Golden et al., 2007).
Разрыв событийной фактологии жизни,7отраженной в АП, с содержанием Я-концепции ведет к дезадаптации, что характерно дляистериков (Леонгард, 1981). Дисфункция конструктивности АП обнаруживается не толькоретроспективно, но и является предиктором психических расстройств (Anderson et al.,2010).При депрессии, ПТСР, патологическом горевании и клинической тревожностизамедляется доступ к позитивным воспоминаниям и преобладают негативные (Kohler etal., 2015); наблюдается «депрессивный реализм» - точное и очень подробноевоспроизведение психотравмирующих событий (Moore, Fresco, 2007), которые становятсяцентральными для истории жизни (Berntsen, Rubin, 2007, Pinto‐Gouveia, Matos, 2011). Утревожных испытуемых низка способность к понижению эмоциональной насыщенностинегативных воспоминаний (Walker, Yancy, Skowronski, 2014).Подчеркнем, что в настоящее время при изучении проблемы взаимосвязи АП и Яконцепции рассматривается только непроизвольная трансформация автобиографическихвоспоминаний, протекающая вне намерения и контроля самого субъекта, когда факттрансформациивспоминающимнеосознается.Актуальнымявляетсяизучениевозможности целенаправленной оптимизации конструктивности АП, что должноприводить к сближению Я-идеального и Я-реального, уменьшению личностнойтревожности и росту психологического благополучия.В связи с актуальностью управления конструктивностью памяти важно указать,что в литературе имеются наработки по лабораторной операционализации воздействия напластичность АП; идентифицированы факторы, повышающие вероятность направленнойтрансформации воспоминаний (Nourkova, Bernstein, Loftus, 2004; Loftus, 2005; Нуркова,2009; Frenda et al., 2011).
















