Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем (1098715), страница 33
Текст из файла (страница 33)
Седова Н.Н. Модернизация в контекстегражданского участия // Мониторинг общественного мнения. 2011. №1. С.88.151соблюдения прав человека и равенства всех перед законом (около 90% завесь период), не гарантирует личную безопасность (95%) и не предоставляетнаселению социальные гарантии (около 85%)314.Правовойнигилизм,укорененныйв«генотипе»российскойполитической культуры, стал характерной чертой, прежде всего, самихинститутов политической системы и их агентов в отношении граждан, о чемсвидетельствуют масштабы российской коррупции и судебного произвола315.Поэтому бόльшая часть россиян считает правовые и социальные аспектыключевыми направлениями текущего этапа модернизации: 41% отмечаютзначимость обеспечения равенства всех перед законом и соблюдения правчеловека, гарантированных Конституцией, 38% - борьбу с системнойкоррупцией, 31% граждан - необходимость обеспечения государствомсоциальной справедливости316.
Российские граждане готовы к соблюдениюзаконов, но при условии соблюдения правовых норм самой властью и еепредставителями.Период перестройки стал для России «капитальным ремонтом безотселения жильцов», что привело к распространению кризиса идентичностии фрагментации общества317. Компенсация утраты чувства общности вкризисный период осуществляется через усиление авторитарных ориентаций:в «сильной власти» люди ищут защиту от хаоса и социального распада, чтовомногомобъясняетфеноменподдержкиВ.В.Путина.Отчастикомпенсационный характер имеет и «православный ренессанс» российскогообщества: сегодня православие рассматривается россиянами скорее как314См.: Левашов В.К. Социально-политическая динамика российского общества (2000 – 2006).
М., 2007.С.441.315Всего за несколько лет (2008 - 2011 гг.) доля граждан, обеспокоенных коррупцией и засильембюрократии, выросла в два раза и достигла почти 50% населения. См.: Горшков М.К., Тихонова Н.Е.,Петухов В.В. Юбилей российских реформ: социологический анализ // Мир России. 2012. №1. С.94.316См.: Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опыт социологической диагностики). М., 2011.С.307-308.317К его причинам О.В. Попова относит: «отсутствие целей и программы развития страны, ориентации наобщие цели государственных институтов управления, рассогласование целей и действий политических иэкономических элит, нестабильность системы управления, межэлитные конфликты, отсутствие общей длябольшинства населения страны системы ценностей, разрыв между квалификацией, уровнем образованиялюдей и их доходами и статусом в обществе». Попова О.В.
Политическая идентификация в условияхтрансформации общества. СПб., 2002. С.156.152символ национальной культуры и идентичности, а не личной веры ипотребности общения с Богом. Как отмечает В.К. Левашов, православиеоказалось«сильнодействующимтактическимсредством,эффективнодействующим по модели "свои и чужие"»318. Функцию компенсацииутраченного единства выполняют также мифологемы «иностранных врагов»и «особого пути» России.Актуальной задачей остается поиск новой «национальной идеи» системы ценностных ориентиров, способных не только объединитьатомизированное общество, но и содержательно определить приоритетыразвития на будущее. Сегодня в системе ценностей политической культурывместо идеи свободы, выступившей основной преобразований 1990-х гг., иидеи стабильности, подкреплявшей строительство властной вертикали вначале 2000-х гг., на первый план вышла идея справедливости.
Именно идеясоциальной справедливости и равных прав для всех, гарантом которыхдолжно выступить государство, пользуется наибольшей поддержкой (45%)среди идей, отражающих мечты россиян о будущем страны, и может статьосновой для формирования ценностных приоритетов будущего развития319.Несмотря на то, что бόльшая часть российского общества вотношенияхсвластьюпродолжаетпридерживатьсяпассивно-подданнических ориентаций, есть все основания говорить о тенденцияхразвития российской политической культуры, связанных, прежде всего, сростом политического участия граждан. Свидетельством этому служит нетолько ранее отмеченное распространение различных форм низовойсамоорганизации, но и нарастание протестной активности, первымпримером заметного всплеска которой стали массовые выступления 2005 г.против закона о монетизации льгот. По некоторым оценкам, за три месяца318Левашов В.К.
Россия на развилке социополитических траекторий развития // Мониторинг общественногомнения. 2011. №3. С.21.319Меньшей и примерно равной поддержкой пользуются идеи прав человека и демократии (28%),обеспечения стабильности и развития без потрясений (27%), а также возвращения России статуса великойдержавы (27%). См.: О чем мечтают россияне: идеал и реальность / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е.Тихоновой.
М., 2013. С.96.153протестов в них приняло участие почти 1,5 млн граждан из 78 субъектовРФ320. Вторая волна протестной деятельности получила развитие послепарламентских выборов 2011 г., когда благодаря современным средствамкоммуникации достоянием общественности стали факты масштабныхфальсификаций во время проведения и подсчета результатов голосования.На основе самоорганизации через социальные сети по всей стране былипроведены многочисленные мероприятия под лозунгом «За честныевыборы!» - митинги, шествия, автопробеги, флешмобы и т.д. Наиболеемасштабные по числу участников акции имели место в Москве и СанктПетербурге. Позднее, по разным оценкам, от 25 до 30 тысяч человекзаписались в наблюдатели на президентских выборах в марте 2012 г. Если вначале и середине 2000-х гг.
общественно-политическая активность быласвойственна в основном пенсионерам и льготникам, то сегодня ее ядросоставляет молодежь и группы городского населения со средним социальнымстатусом и выше. Как показывают исследования, проведенные Левадацентром, участники протестных акций – это люди молодого и среднеговозраста, достаточно обеспеченные, хорошо образованные (около 80% - свысшим образованием) и информированные321.На сегодняшний день уровень протестных настроений составляетоколо 20%322, бόльшая же часть населения продолжает находиться всостоянии«политическогопокоя».Какотмеченовзаключениианалитического доклада Левада-центра, главной проблемой протестногодвижения является отсутствие четкой программы действий: «Пока что нетлидера или партии, у которых есть «четкий план». Речь не об общихпринципах демократии, плюрализма, партийной конкуренции, независимости320См.: Карпова Н.В. Социология политической культуры современной России.
М., 2012. С.56.См.: Волков Д. Протестные митинги в России конца 2011 – начала 2012 гг.: запрос на демократизациюполитических институтов // Вестник общественного мнения. 2012. №2. С. 73-75.322М.В. Мамонов выделяет три группы населения с точки зрения готовности к протестной активности:«протестное ядро» (1%) – это те, кто имеют опыт участия в акциях, «протестную периферию» (5-6%),вероятность личного участия которой в подобных мероприятиях довольно высока, и «протестное болото»(20%), для которого характерен только декларативный интерес.
См.: Мамонов М.В. Протестная активностьроссиян в 2011-2012 гг.: основные тренды и некоторые закономерности // Мониторинг общественногомнения. 2012. №1. С.8.321154судов и СМИ – с этим согласны все. Необходима «дорожная карта», вкоторой были бы прописаны конкретные выполнимые цели и задачи, косуществлению которых можно приступать уже сейчас»323.
В то же времяпотенциал активного гражданского общества, нацеленного на преодолениебесконтрольности и вседозволенности власти, в ограниченных масштабах, ноуже реально существует324.Рост готовности бороться за свои права можно рассматривать какпозитивный сдвиг в поведенческих установках, свидетельствующий опостепенном преодолении частью населения пассивно-подданническихориентаций. Социальная база гражданской активности в масштабах страныограниченакактерриториально–крупнымигородами,–такиколичественно – тем меньшинством, которое сумело обеспечить себеблагополучную жизнь, причем относительно независимо от государства325.Это согласуется с гипотезой Р.
Инглхарта о том, что в результате накопленияу граждан материальных, статусных, образовательных, информационных икоммуникационных ресурсов в обществе вызревает «запрос» на демократию- ценности свободы и самореализации, право выбора лидеров и участия впринятиирешений-которыйставитподсомнениелегитимностьсуществующего авторитарного порядка326.323Волков Д.