Факторы риска расстройств личностной адаптации у пациентов эстетической хирургии (1097312), страница 8
Текст из файла (страница 8)
По сравнению с контрольной группой, в которую вошлилица, имеющие выраженные врожденные или приобретенные дефектывнешности и испытывающие сильные страдания, отмеченные у пациентовневротические особенности связаны с социальным признанием. Оказалось, чтоналичие следов ожогов и больших рубцов на лице и других видимых частяхтела, деформаций лицевых костей, уродующих облик, является травмирующимпсихику обстоятельством, но вызывает менее значительные невротическиеизменения личности, гораздо ниже, чем у тех, кто обратился с запросом наэстетическое усовершенствование внешности.Для экспериментальной группы свойственно большее, чем дляконтрольной группы, ухудшение самочувствия, что кажется парадоксальным.Пациенты из контрольной группы возлагают на операцию очень большиеожидания, что и приводит к значительному улучшению самочувствия.
Так, уиспытуемых контрольной группы значимо выше показатели гипоманиакальныхпроявлений, вызванных ожиданием чудесных перемен в своей жизни послеоперации. Испытуемые из экспериментальной группы отличаются и болеевысокими (р<0,01), чем испытуемые контрольной группы, колебаниямиинтенсивности жалоб. Негативные психосоматические показатели, пациентовэкспериментальной группы отражают неосознаваемые психологическиепроблемы пациентов эстетической хирургии.
У них также гораздо выше28показатели нарушения сна, которые не отмечаются у испытуемых изконтрольной группы.Испытуемым экспериментальной группы свойственен очень высокийуровень аффективной неустойчивости, на 10 пунктов превышающийстандартные показатели. У контрольной группы он значимо ниже. Вэкспериментальной группе значимо выше уровень неуверенности в себе прибольшой вариативности индивидуальных показателей, что позволяет говоритьо неоднородности группы по этому признаку. Неуверенность в себе сочетаетсяс более высокой, чем в контрольной группе, ипохондричностью, которуюскорее можно было бы ожидать от людей с серьезными дефектами внешности.Испытуемые экспериментальной группы часто сосредоточены на стремленииподдерживать правильный образ жизни с целью избежать заболевания, онимного внимания уделяют различным диетам и другим способам избежатьлишнего веса или избавиться от полноты.
У испытуемых экспериментальнойгруппы присутствуют и выраженные паранойяльные идеи, они испытываюттревогу, полагая, что окружающие обсуждают их реальные или мнимыефизические недостатки.В контрольной группе намного выше показатели интровертированности(р<0,01), что объясняется большей сосредоточенностью на собственномвнутреннем мире и вынужденном ограничении социального взаимодействия. Упациентов из контрольной группы сужение социальных контактов выраженонамного сильнее (р<0,05), чем у пациентов из экспериментальной группы,многие из которых имеют нормальную семейную жизнь, удовлетворяющие ихдружеские отношения, работу, связанную с общением.
Для большого числапациентов из контрольной группы, выраженные дефекты внешностисущественно осложняют контакты с людьми и сильно сужают кругсоциального взаимодействия. Однако и пациентам из экспериментальнойгруппы свойственен более высокий, чем в норме, показатель нарушениясоциальных контактов, что является во многом следствием манипулятивнойстратегии общения, стремлением избегать реальной психологической близости.По другим шкалам между испытуемыми из контрольной и экспериментальнойгрупп отсутствуют значимые различия.Анализ выраженности исследуемых характеристик ОНР у испытуемыхтрех подгрупп, выделенных на основании достоверного различия показателейSIBID и BIQLI, показывает следующее.
У испытуемых, отнесенных к первойподгруппе, с высокой позитивной оценкой влияния образа тела на качествожизни, значимо выше, чем у испытуемых второй и третьей подгрупп, уровеньаффективной неустойчивости (на уровне р<0,05) и гипоманиакальныхпроявлений (р<0,05).
Испытуемым третьей подгруппы свойственен наиболеевысокий уровень параноидальных настроений (р<0,05), что характерно дляшизоидного типа личности. У испытуемых второй и третьей подгрупп значимовыше, чем у испытуемых первой подгруппы, уровень интровертированности(р<0,05) и ипохондричности (р<0,05). Уровень переживания малоценностинесколько выше у пациентов из первой и второй подгруппы, но различия недостигают уровня значимости. По другим шкалам различия также не значимы.29При исследовании уровня самооценки у пациентов эстетической хирургии(симптомов самооценки, ценности телесного Я, типов эмоциональныхконфликтов) мы рассматривали образ тела и телесное Я как составляющиесамоидентичности тесно связаны с общей самооценкой личности.Для определения уровня самооценки использовалась методикаисследования профиля самооценки Т.
Дембо – С.Я. Рубинштейн (с введениемдополнительной шкалы, определяемой самим испытуемым – модификацияЕ.Т. Соколовой).Таблица 10Значения самооценки у испытуемых экспериментальной и контрольной группЭкспериментальная группаКонтрольная группастанд.значезначеmin max отклонеmin maxниениениеумхарактерсчастьездоровьедополнительнаяшкаласредний балл1010998станд.отклонение7,27,57,16,67,6450,020,01010109101,561,412,622,102,177,00 5,007,3244,20 0,04,8115,7211,825181,423472,619492,225672,122117,24,89,41,175,80 4,20 7,32 1,35280Upкрите уровеньрий статист.Манна значимостиУитни7872,0 0,11766825,0 0,08962442,0 0,00003765,0 0,00004765,0 0,00002876,00,000Из табл.10 видно, что средняя актуальная самооценка испытуемыхэкспериментальной группы достаточно высокая – 7,2 балла.
У испытуемыхконтрольной группы интегральная самооценка ниже – 5,8 баллов. Различиямежду контрольной и экспериментальной группой по уровню интегральнойсамооценки значимы на уровне (р<0,01). Различия определяются значимо(р<0,01) более низкими оценками испытуемых контрольной группы по шкалам«Здоровье», «Счастье» и по «Дополнительной шкале». Многие испытуемыеконтрольной группы ощущают выраженные соматические проблемы, восновном, связанные с теми дефектами, для устранения которых ониобратились в клинику эстетической хирургии.
Наибольшие различиясуществуют по шкале «Счастье». Лишь единицы из пациентов контрольнойгруппы чувствуют себя счастливыми, большинство оценивает уровень счастьяниже среднего. В экспериментальной группе по шкале «Счастье» наблюдаетсянаибольший разброс оценок – от 0 до 10 баллов, и по дополнительной шкале –так же от 0 до 10 баллов, что объясняется вариативностью жизненных ситуацийи личностными особенностями нарциссических испытуемых, склонных кполярным неустойчивым оценкам себя и обстоятельств жизни.Значимость различий реальных и идеальных оценок в экспериментальнойгруппе проверялась по критерию Вилкоксона.
По большинству шкал различиямежду актуальными и идеальными характеристиками незначимы. Испытуемыев целом удовлетворены своим умом и характером, которые они оцениваютдостаточно высоко, близко к тому, что считают для себя идеальным. Однаковыявлены различия по шкале «Счастье» (р<0,01) и по дополнительной30(индивидуально определяемой) шкале (р<0,05).
В качестве наиболее значимыхдля себя характеристик были названы: настойчивость, здравомыслие,ответственность, толерантность, умение быть хорошей матерью и бабушкой,взаимопонимание и т.д. – но, ни одна характеристика не связана с коррекциейвнешности. Иными словами, указанные характеристики отражают те качества,которые отсутствуют или развиты крайне слабо у испытуемых изэкспериментальной группы. Это подтверждается тем, что при интеркорреляциипоказателей идеальной самооценки желаемый уровень счастья имеет значимуюположительную (р<0,01) связь с желаемым уровнем характера и желаемымуровнем качеств, представленных в дополнительной шкале. Тот параметр,который испытуемые выбирают сами и который считают для себя наиболеезначимым, действительно связан для них с достижением счастья.
Анализсамооценки испытуемых экспериментальной группы показывает, чтосовершаемые действия (обращение к услугам эстетической хирургии) нерассматриваются испытуемыми как условие достижения счастья, а значит иполученные результаты не могут вызвать значимого стойкого удовлетворения.Это было подтверждено в ходе исследований динамики показателейневротическихиневрозоподобныхнарушенийуиспытуемыхэкспериментальной группы (методика ОНР) и эмоционального состояния(методика цветовых выборов – МЦВ М. Люшера) с момента обращения вклинику до выписки после операции, т.е. на протяжении 1 – 1,5 месяцев. ПоОНР, в соответствии с преобладающей тенденцией, выделено три группыпациентов: у 36,7% повышение показателей, у 6,7% снижение показателей и у56,6% их относительная сбалансированность (в пределах нормы) (при р<0,02).По МЦВ, в усредненных цветовых выборах пациентов до и после операции, необнаружено никаких изменений цветового предпочтения.
Значимость различийранга каждого цвета проверялась по критерию Вилкоксона. Ни для одногоцвета различия в ранге не значимы. Это позволяет говорить о том, чтосущественных изменений в эмоциональном состоянии пациентов непроисходит. В большинстве случаев результаты, достигнутые пластическимхирургом, не соответствуют замыслам пациентов и не способствовуютповышению качества жизни, развитию внутреннего потенциала, социальнопрофессиональной и коммуникативной активности личности.Наиболее высокая интегральная самооценка, как и предполагалось, уиспытуемых первой подгруппы (нарциссический тип), наименьшая – уиспытуемых второй подгруппы (депрессивный тип). Одновременно с этим, упациентов с СЛС депрессивного типа отмечено повышение показателей поОНР и ухудшение эмоционального состояния по МЦВ. Испытуемые третьейподгруппы отличаются наиболее вариативными показателями интегральнойсамооценки и наименее сбалансированными показателями по отдельнымшкалам.