Автореферат (1024989), страница 4
Текст из файла (страница 4)
За последние годы активность и вовлеченность российских граждан в благотворительную деятельность значительно возросла. В России действует около пятнадцати тысяч социально ориентированных некоммерческих организаций благотворительной направленности. В течение последнего года около половины взрослого городского населения россиян совершали передачу денежных средств благотворительным организациям. Согласно данным исследования частных пожертвований в России, проводимого Фондом поддержки и развития филантропии, сумма пожертвованных за 2016 год средств составила около ста сорока трех миллиардов рублей.
Институт благотворительности воспроизводит исторические традиции социальной солидарности и может стать истоком самоидентификации формирующегося российского суперэтноса. Благотворительность проявляется в деятельности, направленной на выполнение общественно значимых социокультурных функций: аксиологической, коммуникативно- интегративной„социализирующей, компенсаторной и социальноэкономической.
Аксиологическая функция способствует формированию духовных ценностей и культурных архетипов, выступающих детерминантами развития социального мышления личности. Она содействует сохранению и ретрансляции социальных норм и культурных традиций оказания помощи, на основе которых формируется ментальная составляющая общественного сознания.
В данном аспекте благотворительность выступает как важный компонент национальной культуры„укрепляющий социальные связи и поддерживающий центростремительные общественные силы. Коммуникативно-интегративная функция позволяет осуществить между благотворителем и благополучателем субъект-субъектное взаимодействие. Благодаря ей происходит преодоление социального отчуждения, которое может привести к распаду социума. Благотворительная деятельность служит в качестве «социального моста», способствует интеграции индивидов, преодолению отчуждения между Я и Другим. В силу наличия мощного духовного потенциала она объективно необходима обеим сторонам для сохранения и развития нравственных начал человеческого сосуществования.
Социализирующая функция благотворительной деятельности направлена на включение субъектов в общественные отношения, усвоение опыта и традиций оказания социальной помощи. Она способствует формированию паттернов социальной культуры личности, помогает воспроизводить нормы и установки, обеспечивающие поддержку Другого. В современном российском обществе необходимо обеспечить социализирующую ретрансляцию гуманистических традиций взаимопомощи, которая становится особенно актуальной для эпохи расцвета потребительского общества, глобализирующего проблему отчуждения. Комп енсаторная функция предусматривает получение субъектами благотворительной деятельности эмоциональной разрядки и чувства душевного подъема.
У благотворителя возникает ощущение морального удовлетворения от содеянного. Оказывая помощь Другому он чувствует экзистенциальную сопричастность к возвышенному и духовному. Данная функция может стать важным фактором духовного возрождения личности. Социально-экономическая функция предполагает добровольное перераспределение материальных ресурсов в пользу нуждающихся, осуществляемое из чувства милосердия.
Она способствует обеспечению физического существования граждан, которые не могут сами позаботиться о себе в силу сложных жизненных ситуаций, Также эту функцию можно назвать «стабилизирующей»„поскольку она снижает конфликтность в обществе и делает социальные отношения более устойчивыми. Таким образом, российская благотворительная деятельность представляет собой сложный социокультурный феномен и призвана выполнять важные общественные функции, способствующие сохранению и укреплению субъект-субъектных связей в социуме. Она выступает значимым фактором развития нравственных идеалов и духовных ценностей, позволяет сохранить экзистенциальную связь между Я и Другим, избежать негативных последствий глобализации, унифицирующих национальную идентичность и способствующих отчуждению и растворению личности в «стадном» чувстве безудержного потребления.
В третьем параграфе первой главы «Ценностно-смысловые принципы и экзистенциальные установки благотворительной деятельности» дана оценка фундаментальных оснований, конституирующих благотворительную деятельность как социокультурный феномен, Обосновано положение о том, что такая деятельность базируется на открытой системе ценностно-смысловых принципов (базовыми выступают свобода воли, рациональность, милосердие и социальная справедливость), которые генетически связаны с экзистенциальными потребностями личности.
Они определяют благотворительность как особое гуманистическое явление, способное создавать точки опоры для духовно-нравственного роста личности и общества. Принцип свободы воли предоставляет человеку объективную возможность делать выбор вне зависимости от чужого желания и довлеющих 1з на него обстоятельств. В контексте благотворительной деятельности он проявляется в осознанном, нравственно мотивированном желании субъекта оказывать бескорыстную поддержку Другому и помогать ему в реализации экзистенциальных потребностей. Благотворительность в ее «чистой» форме всегда предполагала добровольность совершаемого деяния. Эта сфера деятельности дает личности право выбора — помогать Другому или нет.
Субъект делает это добровольно, исходя из своих представлений о гуманизме и милосердии. Никто не может заставить человека совершить благотворительный, филантропический акт. В противном случае утрачивается его экзистенциальный смысл. Разумность и творческий характер благотворительной деятельности предполагает в качестве одной из своих основ принцип рациональности. Без рационально обоснованных ценностно-смысловых ориентиров она теряет свою значимость, становится бесполезной и порой даже вредной.
Эффективность благотворительности зависит от рационального и телеологического подхода к решению ее проблем. Среди эффективных инновационных технологий сегодня можно выделить венчурную благотворительность, которая наряду с материальной поддержкой предусматривает внедрение в деятельность НКО принципов менеджмента для получения наибольшего социального эффекта. Однако, в контексте проблематики общественной инженерии важно осознавать тонкую грань, когда из-за «технологизации» процесса оказания помощи Другому можно потерять экзистенциальные смыслы социального бытия, обесценить то сакральное и духовное, которое делает индивида личностью. В своих крайних проявлениях принцип рациональности, трактуемый с позиции эгоцентризма, вступает в противоречие с другим принципом благотворительности — милосердием. Милосердие является системообразующим принципом и экзистенциальной ценностью благотворительной деятельности.
Стимулируя духовно-нравственные чувства„ оно побуждает субъекта бескорыстно оказывать социальную помощь Другому. Для российского социума этот принцип имеет особое значение, поскольку милосердие и базовые формы благотворительной деятельности выступают одной из основ социокультурной идентичности социума. Их вполне можно считать аксиологическими маркерами национальной социальной культуры. Благотворительная деятельность, основанная на принципе социальной справедливости, способствует сплочению, согласованию интересов и потребностей различных групп и слоев, позволяет сглаживать общественные противоречия, обеспечивает устойчивое развитие социума и его онтологическое «равновесие». В его основе лежат два постулата: 1) исторический прогресс задает объективную необходимость справедливого распределения материальных благ (К. Маркс); 2) ни одна личность не должна оставаться ущемленной (Д. Роулз). Данный принцип помогает формировать духовные связи, способствующие интерсубъективной коммуникации в благотворительной деятельности.
Именно на принципе социальной справедливости базируется ценностно-смысловая установка уважения к Другому, которая является значимым экзистенциальным элементом благотворительного акта. В конце параграфа диссертант приходит к выводу о том, что фундаментальные принципы благотворительной деятельности способствуют устойчивости развития российского общества. Принципы свободы воли, рациональности, милосердия и социальной справедливости должны оставаться системообразующими и выступать в целостном единстве.
Без рациональности милосердие может привести к иррациональным, абсурдным и нецелесообразным благотворительным актам, способствующим неприемлемому способу существования — социальному паразитизму. Во второй главе «Социальная сущность благотворительной деятельности в российском обществе» дана характеристика особенностей развития благотворительной деятельности, выявлена ее генетическая взаимосвязь с процессами нравственного самосовершенствования личности и формирования гражданского общества в современной России. В первом параграфе второй главы «Динамика и статика развития благотворительности в России» дана оценка российской благотворительности в контексте онтологической дихотомии «статика- динамика», которые автором используются не только в качестве концептов теории благотворительной деятельности, но и рассматриваются как относительно самостоятельные и в то же время взаимосвязанные состояния социальной практики оказания субъектом бескорыстной помощи Другому.
В контексте диссертационного исследования статика трактуется как качественная характеристика, отражающая архетипнческую устойчивость и системное равновесие института благотворительности. Динамика понимается как качество, предполагающее развитие и трансформацию просоциальных практик. Благотворительная деятельность находится под противоречивым воздействием,с одной стороны, традиций социальной культуры, а с другой— универсализации и унификации общественных отношений, вызванных глобализацией. Динамические изменения выражаются преимущественно в количественных показателях, статические — в качественных.