Диффузия и теплопередача в химической кинетике Франк-Каменецкий Д.А. (1014155), страница 2
Текст из файла (страница 2)
В последующие годы наряду с этой тематикой Давид Альбертович предпринял исследование неустойчивости плазмы при электронном циклотронном нагреве, а также развернул работы по изучению плазменных явлений в твердом теле. Следует отметить громадное влияние Давида Альбертовнча на творческую молодежь.
Еще в 1956 — 1957 гг. он призывал к исследованию коллективных процессов в плазме и явлений, где они должны проявляться: нелинейных и ударных волн без столкновений, линча и пр. Его идеи, несомненно, играли фундаментальную роль в становлении физики плазмы. Широта эрудиции, энциклопедичность знаний, незаурядный литературный талант и умение о самом сложном сказать просто и ясно снискали Давиду Альбертовичу славу одного из крупнейших популяризаторов в области естественных наук. Он автор серии научно-популярных книг по различным областям физики: "Энергия в природе и технике", "Образование химических элементов в недрах звезд", "Ядерная астрофизика".
Наибольшую известность получила написанная им по предложению И.В. Курчатова книга "Плазма — четвертое состояние вещества", неоднократно переизданная и переведенная на английский, болгарский, польский, чешский, немецкий и японский языки. Давид Альбертович был одним из наиболее компетентных специалистов по огромному кругу вопросов физики, химии, астрофизики, биофизики. Искреннее и совершенно бескорыстное желание помочь каждому, кто обращался к нему за советом, колоссальная эрудиция, постоянная готовность с энтузиазмом погрузиться в решение научных проблем, даже лежащих вне круга его интересов, делали Давида Альбертовича незаменимым творческим консультантом.
Яркое представление об уникальной широте его научных интересов, а также о присущем ему 1У живом стиле изложения и чувстве юмора дают рецензии, печатавшиеся в течение многих лет в бюллетене "Новые книги за рубежом", статьи и заметки о последних достижениях советской и мировой науки и по ряду принципиальных философских проблем в журнале "Природа". Под редакцией Д.А. Франк-Каменецкого вышли на русском языке многие научные и научно-популярные книги зарубежных ученых. Большую известность получили его публичные лекции по самым животрепещущим проблемам современного естествознания, блестящие выступления по радио и телевидению.
Преподавательская деятельность Д.А. Франк-Каменецкого, начатая еще в начале 30-х ~одов в Читинском горно-металлургическом техникуме и Иркутском университете, продолжалась почти непрерывно всю его жизнь. В последние годы он возглавлял организованную им кафедру физики плазмы в Московском физико-техническом институте. Давид Альбертович — автор учебника "Лекции по физике плазмы". Советское правительство высоко оценило заслуги Д.А. Франк-Каменецкого: он был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени и трижды Государственной премией.
Простое перечисление научных работ Давида Альбертовича еще не дает полного представления об авторитете и научном влиянии Д.А. Франк-Каменецкого, которые во многом зависели от его личных качеств. Он щедро передавал свои идеи не только ученикам и сотрудникам, но любому, обращавшемуся за советом. Огромный оптимизм и доброжелательность, душевное благородство и внимательность — эти качества Давида Альбертовича хорошо известны не только его сотрудникам и ученикам, но и широкому кругу физиков и химиков.
Его отличали полное отсутствие ревности или зависти к чужим результатам. Естественное для ученого активное желание раскрыть свои способности и получить важный результат у Давида Альбертовича гармонично сливалось с интересом к сути дела, с интересом к природе. Давид Альбертович прожил яркую и счастливую жизнь. Память о нем навсегда останется в наших сердцах. Время подтвердило те оценки, которые приведены выше.
Вопросы диффузии и теплопередачи в химической кинетике по-прежнему находятся в центре внимания химической технологии и теории горения. В последней главе книги "Диффузия и теплопередача в химической кинетике" Давид Альбертович уделяет большое внимание периодическим химическим реакциям.
В настоящее время в нашей стране проведен большой цикл исследований периодической реакции Белоусова — Жаботинского. На мехсдународной конференции "Синергетика 1983" (август 1983) в Биологическом центре АН СССР в Пущине под Москвой стало особенно ясно, что исследования периодических реакций и связанных с ними пространственных картин вырастают в самостоятельную область науки— синергетику. Теория теплового взрыва была первой ласточкой современ- ной теории катастроф. Благодаря развитию теории катастроф результаты Давида Альбертовича и его сотрудников обобшаются на множество областей, на первый взгляд, внешне далеких от горения и взрыва, — от механики полимеров до биологических явлений.
Большое значение имеют работы Давида Альбертовнча по теории плазмы. Его популярная книга "Плазма — четвертое состояние веШества" остается и сегодня лучшим введением для молодежи в физику плазмы. Глубокое проникновение в физику диссипативных процессов позволило ему сделать существенный вклад в теорию диффузии и теплопроводности плазмы. Ему принадлежит ряд методических пособий по вопросам переноса и волн в плазме. Он автор одного из методов нагрева плазмы, использующего звуковой резонанс.
Книга "Физические процессы внутри звезд" (1959 г.) не имеет себе равных по ясности и проникновению в суть вопросов, по рациональному применению теории подобия. Более того, рассмотрение водородных звезд оказалось более важным, чем это казалось 20 лет тому назад.
В настоящее время установлено, что в космологическом нуклеосинтезе тяжелые элементы не образуются. Следовательно, звезды первого поколения состояли из водородно-гелиевой смеси без более тяжелых ионов. Давид Альбертович развил идеи об эпиплазме, ему же принадлежит и само это название плазмы, состоящей из частиц и античастиц. Сегодня с несомненностью установлено, что именно таким было состояние вещества на ранней стадии эволюции Вселенной.
Для Давида Альбертовича были характерны широта научных интересов, стремление к синтезу знаний. Иногда сетуют на все возрастаюшую сложность и дифференциацию отдельных областей естествознания. Жизнь и творчество Давида Альбертовича являются убедительным опровержением этих жалоб. Талант и эрудиция Давида Альбертовича позволили ему преодолеть барьеры, разделяюшие отдельные области, и остаться ученым-универсалом на высоком профессиональном уровне в нашей трудной второй половине ХХ века. Сегодня становится очевидным, что в целом ряде вопросов идеи Давида Альбертовича обгоняли свое время и, может быть, поэтому не получили достаточного резонанса. Все мы (и в первую очередь автор этих строк) с запозданием ошушаем, что в шестидесятые годы недостаточно контактировалисДавидом Альбертовичем, недостаточно прислушивались к его идеям и советам.
Может быть, эти строки послужат толчком к усилению контактов и дискуссий среди советских физиков, химиков, биологов. Хотя об этом и не принято писать, напомним, что Давид Альбертович не был избран нн академиком, ни членом-корреспондентом Академии наук. Я убежден, что Давид Альбертович был вполне достоин этих званий. Он не получил их в значительной степени потому, что диапазон его работ был шире тематики тех отделений (обшей химии, физики и астрономии), на которые сегодня делится Академия.
Сыграла роль и его личная скромность... И все же остается ошуще- ние несправедливости и недостаточной настойчивости коллег и соратников Давида Альбертовича, в том числе и автора. Здесь нужно сказать, что самому Давиду Альбертовичу были абсолютно чужды соображения карьеристские, Он был человеком исключительно светлого мироощущения, любил природу и искусство. Его работа, его ученики и, наконец, ("на последнем месте, но не последнее по значению" — 1аат Ьпт пот!еазт) его семья доставляпн ему непреходящую радость. Хочу поделиться одним глубоко личным, дорогим для меня воспоминанием, В марте 1970 года под действием какого-то внутреннего импульса, без конкретного повода илн приглашения я с женой приехал в гости к Давиду Альбертовичу.
После беседы о науке (главным образом, об астрономии) мы пошли ужинать на кухню. К нам присоединилась жена Давида Альбертовича Елена Ефимовна, его дети и друзья его детей. Зашла речь о поэзии, и Давид Альбертович вдохновенно прочел "Равенну", стихотворение Блока, начинающееся словами: "Все что минутно, все что бренно, похоронила ты в веках..." Навсегда запомнилось восхищение молодежи. Давид Альбертович был уже тяжело болен, но в памяти об этой встрече остался его образ такого, каким он бьщ всю жизнь, — талантливым, вдохновенным, счастливым. Академик ЯБ, Зельдович ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИ10 Выпуск нового издания монографии покойного Давида Альбертови. ча Франк-Каменецкого (1910 — 1970 гг.) является значительным событием в развитии и преподавании основ химической технологии и теплотехники.
Напомним вкратце историю вопроса. На протяжении Х1Х в. и первой трети ХХ в. химия, и химическая кинетика в частности, развивалась почти обособленно от других технических дисциплин. Исследовались строение химических соединений и законы протекания химических реакций в строго определенных, контролируемых условиях температуры, состава, давления.