Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по литургике » Грекоязычное богослужение на Православном Востоке

Грекоязычное богослужение на Православном Востоке

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 2. Тема: Грекоязычное богослужение на Православном Востоке. Византийский обряд

В V-VI вв. и т.д. двумя основными городами, оказывавшими влияние на развитие нашего богослужения были:

- Константинополь (КПль) и

- Иерусалим.

Основные Уставы Константинополя и Иерусалима

- в книгах из списка литературы под № 3 и № 4 и Арранц “Око Церковное” - ПСТБИ, 1999.

Как, по аналогии с формированием обрядов, богослужение крупного церковного центра становилось образцом для богослужения остальных епархий, также точно и в этих городах: богослужение важнейших храмов определяло богослужение в остальных церквах.

Богослужение кафедральных соборов Константинополя и Иерусалима:

- Константинопольская София - в Константинополе (особенно со времен Юстиниана, с середины VI века) - и до этого была София, но Юстиниан построил огромный Собор - храм святой Софии (София - это Премудрость, т.е. Христос).

- Церковь Воскресения Христа Бога нашего - в Иерусалиме (Храм Гроба Господня - это латинское название, которое дали этому храму крестоносцы).

Рекомендуемые материалы

В IV-V веках о каком-то самостоятельном богослужении в Софии Константинопольской говорить не приходится: 1) у нас совершенно нет данных, 2) кафедральным Собором была не София (до Юстиниана). И только в VI веке можно говорить о существовании особого типа кафедрального богослужения Константинополя. Типикон Святой Софии или, чаще, Типикон Великой Церкви (ТВЦ) (церковь Святой Софии называли Великой, т.е. очень большой (или по-другому, Песенное Последование (т.к. по словам очевидцев, ничего не читалось, все пелось нараспев). [Типикон Великой Церкви можно прочесть по изданию Матэоса. Исследования по ТВЦ на рус. яз. - Арранц. Как молились Богу древние византийцы].

В Храме Воскресения все началось раньше. Уже в IV веке - когда его построили - там сформировалась мощная самостоятельная традиция, не похожая на другие храмы в мире; она отражена во многих памятниках IV-VI вв.:

- Паломничество Егерии (Сильвии Аквитанки). 100 лет назад думали, что автором является некая Сильвия и это отражено в названии. Это произошло потому, что этот фрагмент латинского текста сохранился в одной единственной рукописи, без начала - поэтому не знали имени автора.

- Сохранились богослужебные книги этого храма, но не на греческом языке, а в переводах - на грузинском и армянском языках.

Это богослужение просуществовало до 614г., когда персидский царь Хозрой взял Иерусалим штурмом, разрушил немного церковь; взял в плен Животворящее древо Креста Господня. И через несколько лет победоносный император Ираклий отвоевывает Иерусалим у персов, возвращает Животворящее древо Креста Господня и окончательно побеждает персов. [Персы были врагами греков еще со времен античности]. Но через 10 лет пришли арабы и уже разгромили Византию.

После отвоевания Иерусалима у персов там был назначен патриархом св. Софроний Иерусалимский, в прошлом монах Лавры святого Саввы. И Софроний вводит в Иерусалим не старый кафедральный Устав, а новый, заимствованный частично из Лавры св. Саввы. Т.е. возникает новый Устав - полукафедральный полумонастырский. Этот Устав называется Святогробским. Арабы Иерусалим почти не тронули; они сильно ограничили христиан: запретили колокольный звон, крестные ходы и т.д., но церкви рушить не стали. Мечети арабы построили не там, где были церкви. Когда халиф Омар - 3-й праведный халиф после Магомета, взял Иерусалим при патриархе Софронии (всего через несколько лет после победы над персами), Софроний пригласил Омара пройти в Церковь Воскресения. Но Омар не пошел, т.к. в противном случае Церковь автоматически стала бы мечетью. Он пошел на место, где раньше был храм, построил там мечеть Аль-Акса - до сих пор она там стоит. Для евреев большая проблема: они хотят храм снова построить, а там мечеть стоит - одна из 3-х священных мечетей. У арабов есть 3 священные мечети - самые главные в мире. Во всяком случае арабы Христа не очень тронули.

Монастыри. В VI в. в окрестностях Иерусалима возникает монастырь - Лавра св. Саввы. “Лавра” - “улица”.

Чем отличается Лавра от общежительного монастыря? В Общежительном монастыре:

- монахи живут вместе в одной ограде;

- ходят вместе на трапезу;

- имеют общее послушание

- каждый день ходят вместе в церковь на общую службу.

Ввел общежительный тип монашества Пахомий Великий. Лавра - это не общежительный монастырь. У нас в России Лавры крупнейшие - это Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Почаевская, Псково-Печерская - это, по сути, общежительные монастыри. Лаврами они называются как наиболее значительные из них. На самом деле, Лавра - это не общежительный монастырь. Лавра - это монастырь, где есть общая церковь, но монахи живут сами по себе: сами себе готовят еду...

Лавра святого Саввы представляла собою такую организацию. Был некий центральный монастырь - общежительный; он существует до сих пор; - с общей трапезой (самое главное отличие Лавры от монастыря - в трапезе: общая они или нет); и множество маленьких монастырей, даже келий, вокруг на расстоянии даже до 20 км (они не сохранились до наших дней). Монахи Лавры св. Саввы, которые жили не в центральном монастыре, приходили на службу 1 раз в неделю - в субботу. И раз они пришли, а ночевать им негде, то они так и молились всю ночь - отсюда появилась традиция петь всенощную - с Субботы на воскресенье. В воскресенье утром причащались, брали с собою Святые Дары на всю неделю и уходили обратно в свои кельи. Молились они в келье (каждый день вечерню и утреню пели в келье). Т.к. многие монахи были неграмотными, - по книгам они петь не могли. (книги тогда стоили очень дорого; рукописи были очень дорогими). Итак, книг у монахов не было, т.к. многие были неграмотными, а другие не могли приобрести богослужебные книги из-за их дороговизны. И св. Савва ввел такое правило в своем монастыре: каждый монах должен был выучить наизусть Часослов, и тогда его постригали в монахи. Для монаха главным испытание было знание наизусть Часослова. И дальше он уже наизусть пел Утреню, Вечерню, Часы у себя в келье. После полудня монах пел службу изобразительных, во время которой причащал себя взятыми с собой Святыми Дарами - дошел до наших дней практически без изменений. Это Древний Палестинский Савваитский Часослов. Общего Устава как такового не было: т.к. других книг богослужебных не было у монахов, то они пели службы по этому Часослову. (Никаких канонов, стихир не пели; это могли себе позволить только монахи центрального монастыря). Преп. Софроний сделал некоторый синтез из Савваитской традиции. Традиция называется палео-Савваисской, т.е. древне Савваисской - Древне-Савваитский устав. Мы видим, что древняя кафедральная традиция умерла и возникла новая традиция; со временем эти традиции слились в Палео-Савваитский или Святогробский Устав - они очень близки друг другу.

Что происходит дальше с Иерусалимским богослужением? В 1009 г. Иерусалим был опять разорен. В 1009 году Святогробский Устав, также как и Древний кафедральный Устав Воскресения прекратил свое существование, и Палео-Савваитский устав тоже.

Вернемся к Константинополю. В Константинополе было несколько важных монастырей. Константинопольские монастыри, судя по всему, до эпохи иконоборчества пользовались Уставом акимитов. “кимисис” по-греч. - “успение”, “сон”. Акимиты - это те, кто не спят. Об этом уставе мы говорить не будем. Один из Константинопольских монастырей - монастырь Студия - Студийский монастырь. Его основал сенатор Студий. Этот монастырь также пользовался Уставом акимитов. В эпоху иконоборчества, когда все монастыри оказались под угрозой закрытия в монастырь Студия, переселяется преп. Феодор (кон. VIII - нач. IX в.), который до этого был монахом в горах Олимпии. В 799 г. он переселился с Олимпийских гор в Константинополь, в монастырь Студия, и устроил там богослужение такое же, какое было в Олимпийских горах.

Основные компоненты богослужения (вообще). Вся сложная богослужебная система (то, что мы называем обрядом Византийским и Римским) складывается из 4-х основных компонентов:

1) порядок совершения Таинств, т.е. формуляр литургии и Таинств. Напр. в Александрийской традиции основным формуляром литургии является формуляр литургии Марка (“формуляр” - это набор текстов). или, иначе, тексты Евхология. “Евхологий” (по-греч.) - молитвослов, но это не то, что мы понимаем под молитвословом. У нас молитвослов - это книга молитв для домашнего использования. Евхологий - это книга молитв литургии и Таинств, в первую очередь, порядок литургии и Таинств. В Византийском обряде - свой Евхологий, в Александрии был когда-то свой Евхологий.

2) порядок совершения суточного круга - Часослов - Орологий (по греч.): порядок Вечерни, Утрени и Часов.

3) система праздников. В каждом обряде - своя система праздников: напр. у католиков: отделены друг от друга праздники Пятидесятницы и Троицы (у нас это один праздник), есть Рождество и Поклонение волхвов (у нас вообще нет такого праздника “Поклонение волхвов”). Обряды часто отличаются только системой праздников. [Мы и католики празднуем Рождество 25 декабря, только они - по старому стилю, а мы - по новому].

4) лекционарная система: “лекция” - чтение - как распределено чтение Евангелия, Ветхого Завета и Апостола в течение года. Напр., в Византийском обряде принято на Литургии 1-го дня Пасхи читать 1-е Евангелие от Иоанна. А в Иерусалиме в древности читали последнее зачало Марка на этой литургии, напр.

Информация в лекции "15 Еретические и предреформационные движения на Западе" поможет Вам.

Теперь вернемся к истории. Феодор Студит переехал жить в Константинополь (из Олимпийских гор) с большим количеством монахов. Феодор Студит имел огромный авторитет. Что он сделал? В Олимпийских горах жили монахи-беженцы из Палестины (это время арабских гонений); с собою они принесли свои порядки - Палестинский Часослов. [Часослов относится ко 2-му пункту Основных компонентов богослужения]. Феодор Студит привык с самого начала своей монашеской жизни молиться по Савваисскому Часослову. Приехав в Константинополь с этим Часословом, Феодор Студит все остальные компоненты богослужения, кроме Часослова, он взял Константинопольские, т.е. из устава Великой Церкви.

В Студийском монастыре произошел синтез - очень важный для истории Православного богослужения (не для истории литургии, а для истории Устава) - Студийский синтез. В Новом Студийском Уставе (Студийский синтез):

- Евхологий, система праздников, лекционарная система - Константинопольские

- Часослов - Палестинский.

Авторитет Студийского монастыря был настолько велик, а Устав Студийский (Студийский синтез) настолько всем понравился, что он стал распространяться по всей империи.

Со временем (в 1204 г.) Константинополь взяли крестоносцы и с этого времени перестал существовать Соборный Константинопольский Типикон - Типикон Великой Церкви (т.к. этот Типикон написан специально под храм Софию Константинопольскую и без нее не могут существовать). Когда Константинополь восстановили (после ухода крестоносцев) везде стали служить по Студийскому Уставу. Студийский Устав был со временем принят и в Палестине. Здесь он был немного отредактирован и превратился в так называемый Иерусалимский Устав. Их сейчас противопоставляют: Иерусалимский и Студийский Уставы. На самом деле, иерусалимский Устав - это редакция Студийского Устава: не той, древней традиции Иерусалимской (самостоятельной), а по редакции Студийского Устава. Она имеет в себе нечто Иерусалимское, а именно Часослов, но не непосредственно, а через посредство Студийского Устава. Иерусалимский иначе называют Нео-(Ново)-Савваитский Устав. В 1009 г. был погром. Через несколько лет после погрома, когда он забылся, началось восстановление Иерусалима - реставрация. Эта реставрация осуществлялась в XI в. Устав называют Нео-Савваитским, чтобы не путать его с древним Уставом Саввы. В XIV в. на Нео-Савваитский Устав переходит Афон. И с этого времени основным уставом Православной Церкви становится Иерусалимский - это Устав, которым мы пользуемся и сейчас. [Иерусалимский Устав основан, как мы видим, на Студийском Уставе].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее