Культура Древней Руси
Культура Древней Руси
Древнейший слой русской культуры — языческая культура восточных славян. Археология датирует бесспорно славянские древности примерно тем же временем, к которому относятся самые ранние, не вызывающие никаких сомнений свидетельства письменных источников о восточных славянах — серединой I тысячелетия н.э. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы
Системообразующими, как и в других архаических культурах, были представления о дуальности мира, связанные с оппозицией сакрального и мирского. Процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новой центральной цементирующей идеи, которой не было у язычества.
Крещение Руси князем Владимиром в 988 г. явилось крупнейшим событием как по своим непосредственным результатам, так и по последствиям, ближайшим и отдаленным. Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал ту среду, хотя, разумеется, между действительностью и идеалом всегда существует огромный разрыв. При всей развитости традиций восточнославянского язычества только принятие христианства позволило русской культуре через контакт с Византией преодолеть локальную ограниченность и приобрести универсальное измерение. Язычество не выделяло человека из природы, он был нерасторжим с миром ее вечного круговращения. С принятием христианства культура осознала себя и свое место в мире.
Особенностью крещения Руси было то обстоятельство, что проводилось оно «сверху», зачастую насильственными методами. Язычество оказывало сопротивление и продолжало жить в народных низах. В летописях описываются «бесовские» языческие игрища, вспыхивали народные восстания под водительством волхвов. Больших успехов христианская церковь добилась тогда, когда стала использовать старые праздники и обряды, наполняя их новым содержанием. Полной победы над язычеством христианство на Руси так и не одержало. Постепенно сложилось так называемое двоеверие — компромиссное равновесие языческих и христианских элементов.
Информация в лекции "15. Экологические аспекты методов интенсификации" поможет Вам.
Вместе с христианством, пришедшим на Русь в восточном варианте, распространялась мысль о полном отречении от мира как высшей христианской добродетели и наивернейшем пути к спасению. У этой идеи оказалось достаточно много энтузиастов, уже в первое столетие существования христианства на Руси был основан киевский Печерский монастырь, хотя для укоренения нового мировоззрения в душе народной слишком суровый аскетизм оказался малопригодным.
На древнерусской почве сформировался своеобразный тип святого, который был не похож ни на византийского, ни на западноевропейского. Яркий пример — первые русские святые Борис и Глеб, безропотно принявшие смерть во имя правды и добра. Не их ли образцу последовал российский император Николай II, не ставший сражаться за власть, подобно английскому и французскому королям во время революций в их странах, хотя с точки зрения политики он вел себя бессмысленно.
Русь не восприняла право по римско-византийскому образцу, князь Владимир отнесся к совету греческих епископов на сей счет с сомнением и неудовольствием. Древнерусское законодательство «Русская Правда» основывалось во многом на обычном праве славян. Большое значение стало придаваться совести, христианской морали. В самом выдающемся литературном и философском произведении Древней Руси «Слове о чаконе и благодати» митрополита Иларнона благодать, обращенная к душе чел о века, ставится выше закона, обращенного только к внешней стороне жизни человека.
Важной особенностью принятия христианства на Руси было наличие у нее своей письменности. Было слово, обращенное к народу на его языке и его алфавите. Алфавит, пришедший от южных славян, был приспособлен к фонетике, усваивался народом, многие представители которого, преимущественно в растущих городах, были грамотны. Достаточно вспомнить о новгородских, псковских берестяных грамотах, чтобы судить об уровне развития грамотности в Древней Руси. С другой стороны, можно задаться вопросом: а не слишком ли облегчила собственная письменность усвоение христианства, делая его иногда чересчур формальным?
С религией было связано неразрывным образом функционирование всех видов искусств. По всей стране строились церкви. Сначала в качестве архитекторов выступали приезжие из Константинополя, затем этому искусству научились местные мастера. Покрывая стены церкви многочисленными изображениями эпизодов из священной истории, живописцы обязаны были следовать жестким правилам, которые обусловливали расположение сюжетов.
За короткое время после принятия христианства культура Древней Руси достигла своего расцвета, особенно при Ярославе Мудром. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Возникло множество культурных центров, развивались ремесла, иконопись, деревянное и каменное зодчество.