Идеологические предпосылки гусизма
Идеологические предпосылки гусизма. Чешская реформация развивалась на фоне глубокого кризиса католической церкви. После окончания авиньонского пленения пап (1309-1377) начался «Великий раскол» (1378-1417), разделивший католический клир сначала на 2, а затем на 3 церкви, возглавляемые соперничавшими за власть папами. Внутрицерковная борьба пап обнажила безнравственность духовенства. Длительный церковный раскол способствовал развитию народных антицерковных движений и ученому еретичеству, что свидетельствовало о кризисе церковной идеологии. Движение началось с критики деятельности духовенства как несоответствующей Священному писанию. Особенно прославились своими гневными обличениями злоупотреблений духовенства монах бенедиктинского монастыря Конрад Вальдгаузер (1320-1369), чешский каноник, член королевской канцелярии Ян Милич из Кромержижа (1320-1374), магистр Пражского университета Матвей из Янова (1350-1394). На формирование взглядов Яна Гуса и его сторонников оказали огромное влияние сочинения Джона Виклефа – замечательного английского мыслителя, многие из идей которого были восприняты и реформаторами ХVI в.
Джон Виклеф (Уиклеф) (ок. 1320-1384) – доктор богословия, профессор Оксфордского университета, создал учение из которого следовало, что обязанности людей разделены между тремя сословиями: светскими господами, духовенством и простым народом. Король – викарий (лат. «заместитель», помощник епископа по управлению епархией) Бога на земле и все, в том числе и духовенство, должны подчиняться ему. Папа только духовный глава церкви, не имеющий власти над духовенством, которое не должно платить ему взносы. Король должен отобрать церковную собственность для нужд государства, а вместо десятины церковникам разрешить собирать милостыню – добровольные приношения мирян на содержание духовенства. Уиклеф требовал абсолютной бедности церкви, отрицал почитание святых и мощей, целибат, церковную иерархию и объявил Библию единственным источником веры. Хотя папа Григорий ХI осудил учение и потребовал ареста Уиклефа, он умер мирно в своем приходе в Латтеруорте в 1384 г. Лишь после его смерти 24 статьи, извлеченные из его сочинений, были осуждены лондонским синодом как еретические. (Констанцский собор 1415 г. объявил Виклефа еретиком и по его решению останки Виклефа были сожжены в 1428 г.).