Теория культуры
ЛЕКЦИЯ 2.
Теория культуры
1. СТРУКТУРНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ КУЛЬТУРЫ.
Материальные и духовные средства, созданные творческим трудом человека называются артефактами, т. е. искусственно созданными.
Человек для создания средств использует в качестве исходного материала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии с законами природы.
Человек и начало, и результат в развитии культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее и воплощение.
Объективная целостность человека задает целостность его деятельности, которая затем создает системность культуры в трех основных направлениях: генезис, структура и функционирование.
Рекомендуемые материалы
Генезис и развитие – идут как целостный процесс с усвоением и сохранением ценностей прошлого и обогащением их в настоящее и передачей этих ценностей как исходного материала для других культур будущего.
Целостность культуры опирается как на фундамент – на целостность природы.
Целостность природы на Земле включает в себе, прежде всего целостность биосферы, которая опирается на целостность климатических и географических условий, а они в свою очередь зависят от целостности геологических предпосылок. Если продолжить этот анализ, то он приведет к целостности планетарной и далее космической.
Функционирование – это гармоничное отношение между материально-техническими возможностями и преобразующими замыслами человека в истории, т.е. культура, развивается в оптимальных и сбалансированных формах. Если гармонии нет – культура становится неустойчивой.
В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры: два уровня культуры: специализированной и обыденной.
Специализированный уровень подразделяется на кумулятивный (накопление и аккумуляция ценностей общества) и трансляционный.
Кумулятивный уровень – к ней относится хозяйственная культура, религиозная, научно-техническая, художественная культура.
Трансляционный уровень (уровень передачи) специализированной культуры осуществляет взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, происходит обмен культурной информации.
Между кумулятивным и обыденными уровнями существуют каналы связи: 1. сфера образования,2. средства массовой коммуникации (смк) телевидение, радио, печать,3. социальные институты (библиотеки, музеи, театры).
Обыденный уровень культуры – совокупность идей, норм поведения, явлений культуры связанных с повседневной жизнью людей.
Каждому уровню на кумулятивном уровне соответствует элемент культуры на обыденном уровне. Они тесно взаимосвязаны и влияют друг на друг:.
экономической культуре соответствует ведение семейного бюджета,
политической культуре – соответствуют нравы и обычаи,
правовой культуре – мораль,
философии – обыденное мировоззрение,
религии – суеверие и предрассудки, народные верования,
научно-технической культуре – практические технологии,
художественная культура – обыденная эстетика ( народная архитектура, искусство украшать свое жилище).
ВИДЫ КУЛЬТУР:
Массовая культура – культура для широкой публики без учета региональных, религиозных и классовых различий ( пример – популярная музыка).
Элитарная культура – включает изящные искусства, классическую музыку и литературу, предназначенную для образованных или высших слоев общества.
Народная культура – создается творцами из народа, отражает духовные поиски народа и часто остается безымянной ( мифы, поговорки, былины, песни, танцы).
Народная культура делится на материальную, духовную и национальную.
Выделяют культуру социальных общностей ( классовая , городская, профессиональная, молодежная).
По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Культура как человекоформирующее явление, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
2. КУЛЬТУРА И ПРИРОДА.
По данным антропологии, человек появился на нашей планете многие миллионы лет назад, но его первые зафиксированные «культурные проявления» имеют возраст не более полумиллиона лет назад. На этом огромном времени Н.А. Бердяев выделяет четыре периода отношений человека к природе: 1.погружение человека в природу, 2. выделение из природы – противопоставление природы и борьбе с ней, 3. обращение к природе для овладения ею, 4. восстановление связи человека с душой природы и духовное овладение природой.
По мнению З. Фрейда, культура возникла как средство защиты человека от природы.
Во взаимодействии человека с природой, культура играет особую роль. Культура связывает человека с природой, объединяет в единый космос природный ландшафт, жилище и т.д. Окружающая природа влияет на социальную психологию народа, формирует национальный характер. Природные факторы оказывают влияние на возникновение и развитие отдельных цивилизаций.
1. УЧЕНИЕ В.И.ВЕРНАДСКОГО О НООСФЕРЕ.
Неразрывную связь между Культурой и Природой раскрыл выдающийся русский мыслитель Владимир Иванович Вернадский (1863-1945).
Учение Вернадского о «ноосфере» т.е. сфере разума, которая является продолжением и высшей формой биосферы, по сути дела, рассматривает мировую духовную и материальную культуру, которая возникла из растительного и животного мира «живого вещества» и в течении многих миллионов лет превратилась в геологический фактор, изменяющий лик нашей планеты и ближайшего космоса. С появлением человека на земле начал действовать новый вид энергии, связанный психической деятельностью и разумом, которые стали важнейшими силами в формировании нового облика планеты.
Французский ученый Шарден, наряду с Вернадским, считается создателем учения о ноосфере.
Он понимал под ноосферой идеальную «мыслящую» оболочку Земли, которая появилась в конце третичного периода, наряду с уже существовавшими БАРИСФЕРОЙ (ядро планеты), ЛИТОСФЕРОЙ (ее твердая оболочка), ГИДРОСФЕРОЙ (водный покров), АТМОСФЕРОЙ ( кислородный покров), СТРАТОСФЕРОЙ (верхние слои атмосферы) и БИОСФЕРОЙ («пленка» органической жизни).
Воплощением и создателем ноосферы стал человек, как единственно мыслящее и разумное существо.
По Шардену Земля в своей эволюции проходит 4 стадии: 1.»преджизни» в литосфере, 2. жизни (в биосфере),3.мысли (ноосфера) и 4. сверхжизни( божественная сфера) – единение людей с богом.
2. ЛИЧНОСТЬ И КУЛЬТУРА.
Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней его жизни.
Это происходит под действием внешней среды, прежде всего через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе: способы кормления, ношения, укладывании спать, а позже обучении ходьбе, речи, чистоплотности. Впечатления раннего детства налагают отпечаток на личность человека на всю его жизнь.
Формирование психики человека происходит первые 4-5 лет его жизни, после чего она «затвердевает» и остается практически неизменной всю жизнь, определяя судьбу, успехи и неудачи человека.
М. Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе. Культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин.
Если культура племени мундугуморов не поощряет ласкового и любящего отношения к детям, а наоборот, предписывает сурово относится к детям, то в дальнейшем они вырастают агрессивными и враждебными , склонными к насилию, воинам, эксплуатации и даже каннибализму.
Хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: - как «продукт культуры», введенный в ее нормы и ценности, технологий и этику взаимоотношений с другими людьми, т.е. воспитание, образование, в ходе контакта со своим социальным окружением (семья, друзья, коллеги),
- как « потребитель культуры» использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникаций, знаниями, этическими нормами.
- как «производитель культуры» , творчески порождающий новые формы культуры – акт творчества,
- как «транслятор культуры», ибо воспроизведя какие-либо образцы культуры, человек передает информацию о них другим людям.
ТИПЫ ВЗАМООТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ.
В мировой культуре можно выделить три типа взаимоотношений индивидуального мира культуры с окружающим миром:
1. ЕВРОПЕЙСКИЙ ТИП, в котором индивидуальное « Я» рассматривается в качестве важнейшей культурной ценности. Мир культуры – оптимальное воплощение во вне, а мир окружающий человека и вся культурная среда должна этому способствовать.
2. ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ ТИП ( восточный).
В истории китайской культуры высшей культурной ценностью во взаимоотношении с окружающими культурным миром считалось подчинение человека обычаям и традициям, подавление своего индивидуального «Я», чувство долга и подчинению, определенному стандарту.
3. ИНДИЙСКИЙ ТИП, который основан на понимании человеческого «Я» как необусловленной реальности сверхличного духа, наряду с другими природными образованиями и живыми существами.
5. ПОНЯТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
Цивилизация ( от латинского – гражданский, государственный) – межэтническая культурно-историческая общность людей.
Понятие цивилизации появилось еще в античную эпоху как определение качественного отличия античного общества, от варварского окружения. Позднее, в эпоху Просвещения и в 19 веке, термин « цивилизация» также использовался как характеристика высшей стадии социокультурного развития( дикость –варварство-цивилизация).
В 20 веке, в трудах Шпенглера, а затем Тойнби сформировалось иное значение термина – «историческая цивилизация» (древнеегипетская, вавилонская, римская, китайская, индийская, византийская, мусульманская, средневековая, западноевропейская цивилизации).
Цивилизация по теории Шпенглера.
"Устойчивость функционирования объектов экономики" - тут тоже много полезного для Вас.
В основе каждой культуры лежит ДУША, а культура – это символическое тело, жизненное воплощение этой души…(Закат Европы т.1). Все живое смертно. Живое существо рождается, чтобы реализовать свои душевные силы, которые затем угасают со старостью и уходят в небытие вместе со смертью.
Такова судьба всех культур, которые рождаются в этот мир из таинственного хаоса душевной жизни.
« Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой культуры есть свое детство, своя юность, возмужалость и старость. Культура рождается в тот миг, когда из мира душевного состояния вечно- младенческого человека пробуждается и отслаивается великая душа. Она расцветает на почве строго отмежеванного ландшафта, к которому она остается привязанной чисто вегетативно, Культура умирает, когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде народов, языков, вероучений, искусств, государств, наук.
Но что это значит – умирает?
Смерть культуры – есть исчерпание ее души, когда ее мысли уже не вдохновляют людей, обращенных теперь не осуществлению культурных ценностей, а к утилитарным целям и благоустройству жизни.
Этот период Шпенглер связывает с наступлением эпохи цивилизации. « Как только цель достигнута, и вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена во вне, культура внезапно коченеет, она отмирает, ее кровь свертывается, силы подламываются – она становится цивилизацией».