Конфуцианство
Конфуцианство
Кун-Цзы (Конфуций), к VI – нач V в до н.э.
Религиозно-философские учение, это не религия и не философия, это подбор морально-этнических норм.
Конфуций – выходец из обедневшего рода, из царства Лу. Получил неплохое образование, преподаватель. Открыло собственную школу, иногда бесплатно, а иногда и за плату. Среди учеников и представители знати, к-ые становились чиновниками, помогали учителю.
Ядро учения – морально-этнические нормы поведения ч-ка.
Конфуций ставит ? об идеальном ч-ке – благородном муже, а комплекс норм – кодекс Ли. Идеального ч-ка (по К.), не обязательно представитель знати. Главное – внутреннее содержание ч-ка. Этим учение было направлено против родовой аристократии.
Люди также интересуются этой лекцией: 1.7. Особенности защиты населения от терроризма.
Морально-этнические нормы Конфуций выстраивает согласно нормам патриархальной семьи. Основа – сложившиеся традиции китайской семьи.
- Почитание предков и особенно родителей.
- Человеколюбие (любовь к своим родственникам) – необходимость уважения старших, беспрекословное подчинение старшим.
- Честность, искренность.
- Высокое чувство долга (патриотизм).
- Стремление к знаниям.
- Стремление к внутреннему усовершенствованию.
- Идеальным ч-ком считается не тот ч-к, у к-ого есть эти качества, а тот, кто добровольно подчиняет себе эти принципы.
Конфуций распространяет правила на все общество и государство, на основании этих норм он выстраивает образ государственного ч-ка.
Он выводит понимание государства. Государство (по К.) – большая семья, во главе которой стоит правитель. Его власть освещена небом. Здесь есть как и в семье старшие и младшие, управляющие и управляемые.
Это правило относится и к правителю, он должен соблюдать эти принципы или небо от него отвернется. Если правитель нечестивый, то право подданного отверн-ся от такого правителя (бунт).
С одной стороны конфуцианство как учение консервативно и призвано узаконить государственную власть. С другой стороны учение о «Ли» – это попытка обосновать участие нового социального слоя. Конфуцианство дает почву для борьбы за власть – возможность обновить государственный аппарат.
Ранее конфуцианство отвергалось.