Легизм
Легизм
Олицетворяется с именем и делами Шань-Яна (IV в до н.э). он развил идею легизма.
В отличие от конфуцианства, легизм – это не теория, а руководство к деятелю. Это практический рецепт, к-ых должен был осуществляться. Он носил политическое направление.
Ядро: политическая доктрина, к-ая должна была направить против пережитков родовых отношений. Легизм ломает пережитки родовых отношений, ломает традиции.
Цель, как политическая доктрина – создание сильного централизованного государства. Рецепт сильного государства давал легизм.
В IV в до н.э политический деятель Шан-Ян нашел место для своих теорий – царство Цинь. Попадает на прием к цинскому Вану, становиться 1ым министром. Приступает к созданию сильного государства.
Легизм отрицает идею государства – семьи. Шан-Ян провозглашает, что не правитель нужен государству, а государство правителю, и нужно, чтобы подчинить народ. Он провозглашает антагонизм.
Он говорит, что народ – это материал, глина в руках правителя, для единственной цели – завоевания Поднебесной. Надо вначале завоевать свой собственный народ. Сила государства в ослаблении народа.
Как ослабить народ: в природе человека искать выгоду – народ должен делать то, за что его будут поощрять и не делать того, за что его будут наказывать. т.е. ч-к ради выгоды должен делать то, что ему выгодно.
Рекомендуемые материалы
Пальму первенства Шан-Ян отдает наказанию «На каждую награду должно приходиться 9 наказаний». При этом особенно жестоко должен наказывается поступок, к-ый не совершен. Тот, к-ый должен быть совершен, поощряется.
Строгость в наказании незначительных поступков предупреждает совершение крупных преступлений.
В основе система «кнута и пряника» должен быть закон. Закон – нечто полностью противоположное традициям. Он должен постоянно меняться в соответствии с эпохой. Источник закона – правитель. Назначение закона – полагать правителю, т.е. правитель стоит над законом, он управляет ч-з закон. Задача – идеологические и политические обоснования сильной государственной власти.
Учением Шань-Яна определяется месть и назначение народа в данном государстве – идея унификации народа (теория «И»). Суть – народ должен в государстве быть занят 2я делами: земледелием и войной задача – вернуть население к земледелию. Для этого:
~ отменить торговлю
Лекция "Стародавний Китай" также может быть Вам полезна.
~ упразднить трактиры
~ запретить крестьянам носить хорошую одежду
~ запретить слушать музыку
Отношение к образованию.
Задача – борьба против образования. Образование – развращение народа.
Гл.задача – создать армию и завоевать Поднебесную.