Свидетельства нового завета о троичности лиц в боге
Свидетельства нового завета о троичности лиц в боге
После того, как многочисленными и многообразными Откровениями в ветхозаветные времена Бог подготовил к восприятию умами и сердцами людей тайны о Св. Троице, в новозаветные времена чрез воплотившееся вечное ипостасное Слово. Он благоволил открыть ее людям и в возможно ясном свете. Учение об этой тайне есть главнейший предмет всего новозаветного учения о Боге. Места, в которых утверждается, что Бог, действительно, троичен и что троичность эта состоит в том, что в Боге три Лица, можно разделить на два класса: в одних из них указывается действительность троичности Божией и личность всех трех Лиц Божества в м е с т е, в других — личность того или другого Лица в ч а с т н о с т и и отдельность его от других Лиц.
I. Свидетельств о действительной личности всех трех Лиц Божества вместе в Новом Завете много. Приведем только главнейшие из них и наиболее ясные.
1) Первое положительное и торжественное свидетельство о Св. Троице в Новом Завете было при крещении Иисуса Христа во Иордане. Здесь открылись миру: О т е ц, глаголавший с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих», С ы н, крестившийся от Иоанна и свидетельствованный от Отца, Д у х, снисшедший в виде голубя на Сына (Мф. 3, 16--17; Мк. 1, 10-11; 3,22),— проповедь о трех Лицах Божества ясная. Церковь это исповедует в своем тропаре на Богоявление.
2) Второе главнейшее свидетельство - это свидетельство Самого Иисуса Христа в последней Его беседе с учениками пред крестными страданиями (Ин- 16-17 гл.). Утещая их в предстоящей с Ним разлуке, Он говорил им: Аз умолю Отца, и иного утешителя даст вам, да будет с вами во век... Утешитель же, дух Святый, Егоже послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему и воспомянет вам ася, яже рех вам (14, 16, 26) . Здесь еще яснее различаются все три Лица Св. Троицы как Лица: Сын, Который говорит о Себе: «А з у м о л ю О т ц а»; Дух Святый, Который называется и н ы м У т е ш и т е л е м, следовательно, отличен от Сына; Он послан будет Отцом, следовательно, отличен от Отца, послан для того, чтобы заменить для апостолов Сына и научить их всему, следовательно, есть такое же Лицо, как и Сын.
3) Но самое главное свидетельство, составляющее основу и семя всего учения об этом глубочайшем танистве веры, — в заповеди Спасителя о крещении: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19). Что здесь содержится учение о троичности Лиц в Боге, открывается:
а) из прямого значения этих слов;
б) из обстоятельств, при которых они были сказаны и,
в) из всегдашнего понимания их Церковью в этом смысле.
Рекомендуемые материалы
4) Есть ясные свидетельства о действительной личности всех трех Лиц Божества вместе и в Посланиях апостольских, особенно апостола Павла. Ап. Павел, например, пишет: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор 13,13). Все три Лица Божеские различны и именами, и желанием верующим от каждого из них особого блага.
II. В Новом Завете есть немало и таких свидетельств, в которых раздельно показывается в частности личность того или другого Лица Троицы и отдельность его от других Лиц.
В лекции "Общие понятия о подземном и капитальном ремонте скважин" также много полезной информации.
1) Что Бог Отец есть,Лицо, а не безличное какое либо бесконечное начало, это ясно уже из того, что Бог не только по уцению Откровения, но и по требованию здравой естественной мысли человеческой должен быть представляем не иначе, как личностью. Понятно, что все те черты, в которых Откровение изображает личность Божества, ближайшим образом относятся к первому Лицу Св. Троицы. Поэтому-то и еретики, отвергавшие личность Сына и Духа Святаго, не отвергали личности Отца. Но новозаветное учение о Боте, открывая тайну Триипостасности Божией, показывает не только личность Отца (когда изображает Его личным Духом со всеми свойствами личности), но и отдельность личности Отца о других Божеских Лиц. Это указывается уже в самом наименовании - Его Отец, когда оно усвояется Ему не для обозначения внешних отношений Его к миру и человеку, но для обозначения Его ипостасного различия от других Божеских Лиц. Ясно, что Отец есть не то же, что Сын или Дух Святой в триипостасном Существе Божием, но иная Личность. То же видно и из усвояемых Ему свойств. Об Отце, например, говорится: «Никтоже знает Сына, токмо Отец» (Мф. 11, 27). Этими словами показывается, что Отец сознает Себя Отцом и не смешивает Себя с Сыном, следовательно, представляет иное Лицо. Эта же мысль и в словах Спасителя об Отце: «Отец бо любит Сына и вся показует Ему, яже Сам творит» (Ин. 5, 20). Любящнй не может не отличать себя от любимого Лица и, следовательно, есть особое Лицо. И подобных свидетельств в Писании Нового Завета очень много. Ясно, что если Отец есть отличное о Сына Лицо, то Он отличен и от Духа Святаго, от Него исходящего (Ин. 15, 26).
2) Сын Божий также есть Лицо, отличное от Отца и духа Святаго, а не тот же Отец, только открывшийся в образе Сына, равно не сила или свойство Его. Он Сам учил: «Якоже знает Мя Отец и Аз знаю Отца (Ин. 10, 15; 17, 25; Мф. 11, 27; Лк. 10, 22); люблю Отца, и якоже заповеда Мне Отец, тако творю (Ин. 14,31) Отец Мой доселе делает, и Аз делаю (Ин. 5, 17, 36; 17,4)». Указывая на свидетельство о Себе Отца, Он говорит: «Ин есть свидетельствуяй о Мне» (Ин. 5,32). Все эти изречения доказывают, что Он есть отличное от Отца Лицо. Наиболее ясное учение о Святом Духе содержится в прощальной беседе Спасителя с учениками (Ин. 14-16 гл). Уже самое название Его здесь У т е ш и т е л ь показывает, что Он есть Личность, а не свойство или сила Божия ибо оно применимо только к личности. Прибавление же «иной еще более усиливает его значение в означенном смысле. Раскрывая подробнее учение об этом Утешителе. Спаситель указывает, что этот Дух, был послан Им от Отца, наставит апостолов на всякую истину, напомнит о всем, чему учил Сын, причем Он не Свое будет говорить, а что у с л ы ш и т от Отца, от Которого возьмет и самое учение, кроме того - Он возвестит будущее (16,13-15), а также, о б л и ч и т м и р о г р е с е и о п р а в д е и о с у д е (ст.8), п р о с л а в и т Сына (14 ст.). Все это такие свойства и действия, которые не могут быть приложимы к одной безличной силе или свойству Божию, а необходимо заставляют признать в духе - Утещителя личное Существо, действующее с самосознанием и волею. Показаны Спасителем и отличность Духа Святаго от Лица Сына, имеющего у м о л и т ь Отца о ниспослании Духа.
3) В учении апостолов о Святом Духе мысль о Его личном бытии особенно ясно выражена апостолом Павлом. Преподавая наставление о различии духовных дарований (1 Кор. 12, 1-13), он различает от них Раздаятеля - Духа Святаго, и при том так, показывает в Раздаятеле разумение, свободную волю и могущество: «Разделения же дарований суть, а тойжде Дух (дарования различны, но Дух один и тот же - ст. 4),.. Вся же сия действует один и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет» (ст. 11). О том же Духе Святом говорится в Писании, что Он ноставляет епископов (Деян. 20, 28), говорит устами пророков (2 Петр. 1,21; Деян. 1,16; 2,26). Все это такие действия, которые ‚ приличествуют только Лицу.
В заключение должно заметить, что действительность и отдельность. Божеских Лиц ясно предполагается и во всех тех изреченинях Писания, где говорится о личных с в о й с т в а х Троицы и отноношение их к миру.
Л и ч н ы е с в о й с т в а Их таковы: Отец рождает Сына, Сын рождается от Отца, Дух Святый исходит от Отца.
О т н о ш е н и е же Лиц Святой Трогщы к м и р у Откровение избражает так: Отец посылает Сына в мир для спасения человеков; Сын воплощается, совершает тайны спасения, возносится к Отцу и умоляет Его ниспослать Святаго Духа; Дух Святый приходит в мир и действием Благодати довершает дело спасения, совершенное Сыном, прилагая его к каждому человеку.