Указания на троичность лиц в боге в ветхом завете
Указания на троичность лиц в боге в ветхом завете
Истина в том, что в Боге, действительно, три Лица, возвещена нам в возможно ясном свете в Новом Завете, когда уже д е н ь озарил, и денница воссияла в сердцах наших (2 Петр. 1, 19). Извещаемо было однако же об этой.истине и в Ветхом Завете, хотя указания на нее являются сокрытыми под покровом таинственных и загадочных оборотов и выражений речи. В этом случае премудрость Божия щадила человеческую немощь; иудеи, при своей склонности к многобожию и вообще при недостатке духовной зрелости, не могли надлежащим образом упазуметь высочайшую тайну веры, почему и было необходимо внимательным и прозорливым осторожно указывать на тайну Божества и постепенно приготовлять к усвоению ее в ясном свете. В указания Ветхого Завета на эту тайну можно разделить на три вида.
I. Указания вообще на м н о ж е с т в е и и о с т ь Л и ц в едином Боге без определения их числа. Сюда относятся прежде всего начальные слова Бытописател в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1,1). «В сем месте еврейского текста слово Элогим, собственно Бог выражает некоторую множественность, между тем, как речено с о т в о р и л показывает единство Творца. Догадка о указании сим образом выражения на таинство Св. Троицы заслуживает уважения», - по словам митрополита Филарета.
Такие же прикровенные указания даются в тех изречениях книги Бытия, в которых Бог представляется беседующим и совещаюшимся с Лицами сознательными и равными Ему по Божеству. Таковы слова Божии: пред сотворением человека - «сотворил человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1,26), пред и изгнанием падших прародителей из рая, - се, Адам бысть яко ел от Нас, еже разумети доброе и лукавое» (Быт. 3,22), пред смешением языков и рассеянием людей во столпотворении, - «придите и сошедше смесим тамо язык их, да не услышат кийждо гласа ближняго своего» (Быт. l 1, 7). Если не признавать во всех этих выражениях прикровенного указания на троичность Лиц в Бога, то трудно дать удовлетворительное их объяснение.
II.Указания на то, что в Боге именно т р и Л и ц а, но без наименования и различия их.
Некоторые из древних учителей видели такое указание в описании Моисеем явления Божия в виде трех странников Аврааму у дуба Мамврийского: «Явися же ему (Аврааму) Бог у дуба Мамврийска, седящу ему пред дверми сени своея в полудни. Воззрев же (Авраам) очима своими, виде, и се, трие мужие стоя над ним: и видев притече в сретение им от дверей сени своей и поклонися до земли и рече: Господи, аще убо обретох благодати пред Тобою, не мини раба Твоего» (Быт. 18, 1-3). «Авраам, говорит блаженный Августин, - встречает трех, а поклоняется Единому. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому исповедал единого Бога в трек Лицах. В этом же смысле понимается это Богоявление в Православном исповедании (отв. на вопр. 10), в некоторых церковных песнопениях и в иконографии; древнейшим изображением Св. Троицы было именно изображение явления Аврааму Бога в виде трех странников.
Другое общее указание на тайну Св. Троицы дается в троекратном воззвании Серафимов к Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис. 6, 3), которое слышал пр. Исаия при избрании его в пророческое служение. Само по себе троекратное «Свят», конечно не заключает в себе мысли о троичности Божней; в Писани троекратное повторение одного слова нередко употребляется только для усиления мысли (напр., Пс. 95, 7-8; Ис. 24, 18-19; Иер. 7, 4; Иез. 21, 27 и др.). Но если рассматривать те же слова в связи речи и с параллельными местами Нового Завета, то нельзя не видеть в них указания на троичность Бога.
III. Указания на личность и Божество каждого из Лиц Св. Троицы с упоминанием самых Их Имен. В одних из них указывается Лицо Св. Троицы - Сын Божий, с различением от первого Лица - Бога Отца, в других - третье Лицо - Дух Святый, с разграничением от другого Божеского Лица.
Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - Отраженная радиация..
1) Указания на Ипостась Сына можно видеть: А) в изображениях Ангела -Иеговы при описании истории некоторых Богоявлений; б) в учении о Премудрости Божией, но особенно в) в обетованиях и пророчествах о Мессии - Боге.
а) Моисей, описывая Богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру (Быт. 16, 7-14), потом у клятвенного колодезя (Быт. 21, 17-19), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу (Быт. 22, 10-18), Иакову во сне пред возвращением его из дома Лаванова в родную землю (Быт. 31; 11-13) и, когда он боролся с Богом (Быт. 32, 24-30; ср. Ос. 4,4-6), Валааму, когда он шел проклинать народ Изральский (Числ. 22-23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине (Исх. 3,2-15) - являющегося именует часто А н г е л о м – И е г о в о ю и А н г е л о м Иеговы и изобрают как Лицо Божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. В восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение. что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий.
б) От Господа отличается в Ветхом Завете еще Е г о П р е м у д р о с т ь и в некоторых местах изображается прямо как самопознающая личность, отражающая в себе премудрость Бога н выражающая ее во вне - в мире. В канонических книгах наиболее полное и ясное изображение ее в Притч. VIII, 22-31.
в) Но всего яснее указания на Ипостась Сына и Его Божественное достоинство в пророчествах о Мессии, например, Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя (Пс. 2, 7); рече Господь Господеви (один Бог другому Богу) моему: седи одесную Мене (Пс. 109, 1; ср. Мф. 22, 42-45; Деян. 13, 33; Евр. 1,5; 5, 5) ; из чрева прежде денницы родих Тя (Пс. 109, 3); помаза Тя, Боже, Бог Твой, елеем радости паче причастник Твоих (Пс. 44,8)». У пророка Исаии Ему ,усвояются наименования: о т р а с л ь или ветвь И е г о в ы (т.е. что вырастает из существа Иеговы или Его Сын -- Ис. 4, 2), Е м м а н у и л (Ис. 7, 14) - «С нами Бог» (Мф. 1,23) «Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, и Отец будущего века» (Ис. 9, 6), показывающие и Его отдельность от Иеговы и Божеское достоинство.
2) Относительно менее, но есть в Ветхом Завете указания, весьма впрочем прикровенные, и на бытие Духа Святаго, как Особой Ипостаси Божией. Первое такое указание в словах Бытописателя: «Дух Божий ношашеся верчу воды» (Быт. 1, 2). Действие, приписываемое Духу Божию словом н о ш а ш е с я есть действие творческое, следовательно, принадлежащее Божескому Лицу, и не Тому, Кто всесильным словом Своим — «д а б у д е т» он нарицал «н е с у щ а я я к о с у щ а я» (Рим. 4; 17). Яснее и указывается в Ветхом Завете на особенность Личности Духа Божия, когда говорится о Нем, что от Него зависит водительство людей «в з е м л ю п р а в д ы» (Пс. 142, 10), что Ок был посылаем Богом к пророкам для их наставления (Зах. 7, 12), так что их слова были Его словами (2 Пар. 23, 2), а наиболее ясно в связи с пророчествами о Мессии у Исаии: Господь послал Мя и дух Его» (48, 16) ; «дух Господень на Мне, Егоже ради помп Мя (Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовестити нищым посла Мя, изцелити сокрущенныя сердце проповедати пленником отпущение и слепым прозрение» (Ис. 61 ср. Лк. 4, 18-21; Ис. 11, 2-3).
Таким образом, тайна о Святой Троице была открываема и во все ветхозаветные времена сообразно с духовным состоянием ветхого Израиля, их приемлемостью, нуждами и обстоятельствами Совершенно ложно поэтому утверждение позднейших иудеев, будто учение о Троице — новое учение. Лучше других понимавшие Откровение, они, действительно, имели познание о троичности Божием. Доказательством этому служит и само новозаветное Откровение. Оно показывает, что Иисус Христос, когда излагает учение о троичности Лиц, — излагает его не как новое учение, неслыханном доселе, а как известное более или менее, и даже ссылается на свидетельство ветхозаветных писаний в подтверждение Своего учения о Себе, как Сыне Божием, а также о Св. Духе (Ин. 5, 39,40, Лк. 24, 27; Мф. 22, 42-45; Ин. 7.38). Это подтверждается и тем что те же самые иудеи, которые восставали против разных предметов учения Спасителя, ничего не говорили против Его учения о Св. Троице, т. е. не представляли, что это учение новое, неслыханное, неудобоприемлемое, равно и тем, что уверовавшие в Него не находили его противным учению ветхозаветных писаний и всецело и искренно его принимали (таковы, напр., Иоанн Креститель, апостолы, Никодим, самарянка с жителями г. Сихаря и другие). В Ветхом Завете вера в троичность Бога только не имела такого всеобщего и обязательного значения, какое получила в Новом Завете.