Верования древней церкви в троичность лиц божества
Верования древней церкви в троичность лиц божества
Церковь, следуя ясным свидетельствам Откровения, в содержимых ею н ы н е символах и других вероизложениях, научает исповедовать Отца, Сына и Святаго Духа как три самостоятельные Лица Божества. Свидетельствами такого верования первенствующей Церкви служат:
1 . Древние символы веры, употреблявшиеся в разных поместных церквах. По своему происхождению они восходят ко временам апостольским.
2. Вероизложения, встречающиеся у древних учителей Церкви. В символе св. Григория чудотворца не только выражено исповедание троичности Лиц в Боге, но со всей точностью определены и иные отношения Лиц Божественных.
З. Некоторые священнодействия и обычаи первенствующей Церкви таковы:
а) священнодействия крещения. По заповеди Спасителя, оно совершалось всегда во имя Троицы, и, чтобы яснее выразить исповедание трех Лиц в Божестве, трижды погружали крещаемого в воду;
Лекция "9.4 Вопросы для самоконтроля и резюме" также может быть Вам полезна.
б) малое славословие Св. Троицы. Древнейшие его формы таковы: Слава Отцу чрез Сына во Святом Духе» и «Слава Отцу с Сыном и Святым Духом»; иногда: «Слава Отцу Сыну и Святому Духу», или: «Ему же (Христу) со Отцем и Святые Духом честь и слава во веки веков» и под. Древность такого славословия - употребление его с того самого времени, как возвещено Евангелие, св. Василий Великий доказывает свидетельствами Климента Римского, Иринея, Дионисия Александрийского, Дионисия Римского и других. Употребительнейшим оно было во всем христианском мире - как в восточных, так и западных Церквах.
в) Вечерняя песнь «С в е т е т и х и й», которую тот же Василий Великий называет «песнею древнего». И не только в этих, но во многих других песнопениях прославлялась в древней Церкви Божественная Троица Ипостасей. Св. Иустин, говоря язычнику о христианском Богослужении, пишет: «Отца и Того, Кто пришел о Него - Сына, и Духа пророческого чтим и обожаем».
4. Литургии.
5. Мученические исповедания веры. Давая отчет в вере гонителям своим, мученики вслух исповедовали веру Церкви в Троицу; их исповсдание записываемо было свидетелями и очевидцами. Исповеданне свое мученики запечатлевали собственною кровию, - ясно, как глубоко насаждена была в их сердцах вера в Троицу и как дорожили они ею в деле спасения.
6. Писания отцов и учителей, жившихвпервыетр века.
7. О п р е д е л е н и я С о б о р о в против еретиков, отвергавших или извращавших учение о троичности Лиц в Божестве.