Элементы неоакадемизма в творчестве
Ведущие художники «второго призыва» в возрожденном «Мире искусства» 1910-х гг.: Н.К.Рерих и Б.М.Кустодиев. Элементы неоакадемизма в творчестве участников позднего «Мира искусства». З.С.Серебрякова. В.Я.Шухаев и А.Е.Яковлев. Б.Д.Григорьев.
С 1904 по 1910 год «Мир искусства» как художественное объединение не существовал. В 1910 после статьи А.Н.Бенуа в газете «Речь», где содержалась критика ведущих живописцев «Союза русских художников», деятельность «Мира искусства» возобновляется. Общество воссоздается под председательством Н.К.Рериха. Состав общества значительно пополнили молодые творческие силы (К.С.Петров-Водкин, А.Е.Карев, Н.И.Альтман, В.Е.Татлин, М.С.Сарьян и другие), что вместе с тем говорило об отсутствии былого единства в «Мире искусства», который со временем все более становится чисто выставочным объединением.
Н.К.Рерих «величайший интуитивист века», по определению А.М.Горького, в символических образах выразил накануне первой мировой войны свои тревожные предчувствия: картины «Пречистый град - врагам озлобление», «Ангел Последний», «Зарево», «Дела человеческие» и др. В них показана тема борьбы двух начал - света и тьмы, проходящая через все творчество художника, а также ответственность человека за свою судьбу и весь мир. Николай Рерих не только создаёт картины антивоенного характера, но и пишет статьи, посвящённые охране мира и культуры.
Н.К.Рерих много работает в историческом жанре. В раннем периоде творчества создаёт полотна: «Сходятся старцы», «Плач Ярославны», «Начало Руси. Славяне», «Идолы», «Строят ладьи» и др. В этих работах проявляются самобытный талант художника и новаторский поиск в искусстве. Уже в первых картинах вырисовывается своеобразный стиль Рериха: его всеохватывающий подход к композиции, ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость.
Как художник Рерих работал в области станковой, монументальной (фрески, мозаика) и театрально-декорационной живописи. В 1906 году он создаёт 12 эскизов для церкви в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом, а также эскизы мозаик для Почаевской лавры, 4 эскиза для росписи часовни в Пскове, 12 панно для виллы Лившиц в Ницце (1914). В 1914 году им была оформлена церковь св. Духа в Талашкине (композиция «Царица Небесная» и др.).
Б.М.Кустодиев в своих картинах создавал образы традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»). Первая картина такого рода («Ярмарка») написана по заказу Экспедиции государственных бумаг для неосуществленной серии массовых лубков. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф.И.Шаляпина) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев тоже воспринял карнавально, в духе яркого народного лубка («Большевик»).
Люди также интересуются этой лекцией: 12.1 Мыши.
В 1910-е годы выдвинулась в число ведущих художников русского неоклассицизма З.Е.Серебрякова. Она писала гармонически ясные по композиции и цвету портреты, пейзажи и жанры («За туалетом. Автопортрет», «Жатва», «Беление холста»). Ряду ее образов свойствен поэтически-созерцательный эротизм специфически женского, феминистского толка («В бане») и – при внешней простоте мотивов – прочувствованный символический подтекст («Карточный домик»), ставший своеобразным реквиемом «серебряного века»). Создала серию портретов балерин Государственного академического театра оперы и балета в Петрограде.
В.Я.Шухаев - русский художник, живописец и график, один из самобытных представителей неоклассики в духе «Мира искусства». Не входя в число долголетних участников экспозиций «Мира искусства» (он выставил там свои работы лишь в 1918), Шухаев, тем не менее, последовательно продолжал характерно-«мирискусническую» историко-ретроспективную линию, неизменно стремясь к искусству в духе старых мастеров, – хотя и включающему иронические или тревожные чувства современника. Писал стилизованные под старину портреты (Л.М.Рейснер, изображенная в облике некой «Моны Лизы 20 века»; Е.Н.Шухаева), а также пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. Много работал сангиной, а также в технике фрески: росписи храма Николая Угодника в итальянском городе Барии. В 1920 выехал в Финляндию, а в 1921 обосновался в Париже, открыв вместе с Яковлевым школу-мастерскую. В 1935 вернулся в СССР, получив персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств. Участвовал в оформлении интерьеров московской Библиотеки имени В.И.Ленина, начал работу над картиной на колхозную тему, пытаясь перевести свою эстетскую неоклассику на язык соцреализма.
А.Е.Яковлев - русский художник, мастер живописи и графики, представитель неоклассического течения внутри модерна. Получил известность картинами (преимущественно портретами), написанными как бы в манере старых, ренессансно-барочных мастеров, но с элементом вполне современного иронико-драматического остранения (двойной, совместно с Шухаевым, автопортрет в образах Арлекина и Пьеро, «Скрипач»). Проявил себя и как блестящий мастер рисунка (преимущественно сангиной), стилизованного под традиционные академические штудии.
Б.Д.Григорьев - русский художник, живописец и график, представитель русского модерна. Типические черты его стиля – с изысканной, гибкой линией в качестве доминирующего начала формы – четко проступили в большом графическом цикле Intimite (Интимность, 1916–1918), созданном на базе парижских впечатлений; мир цирков, кафешантанов и продажной любви составил здесь театрально-лукавую панораму вялотекущего распада. Гротескно-лукавы и портреты работы Григорьева, часто изображающие человека-в-роли, человека-лицедея. Лучшим своем портретом считал портрет М.Горького, с писателем в образе кукловода, манипулирующего персонажами пьесы «На дне».
1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.
2. Русская художественная культура конца XIX – нач. ХХ вв. – М.: Просвещение, 1980.