Творчество И.Э. Грабаря
Творчество И.Э.Грабаря. «Союз русских художников» и развитие пейзажной живописи. Другие жанры в творчестве «союзников».
Союз русских художников образовался в 1901 в результате объединения группы «36 художников» – в основном питомцев Московского училища живописи, ваяния и зодчества и экспонентов «Товарищества передвижников», недовольных неравноправием молодежи в «Товариществе», – и петербургского «Мира искусства».
Центральный, знаковый статус обрели здесь лирический пейзаж. Однако распространены были у «союзников» типажные портреты, экспрессивные жанры – зачастую с национально-романтическим и историческим оттенком. В числе наиболее стилистически характерных «союзников» были М.Х.Аладжалов, А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, С.В.Иванов, С.А.Коровин, Н.П.Крымов, С.В.Малютин, Ф.А.Малявин В.В.Переплетчиков, П.И.Петровичев, Н.А.Тархов, Л.В.Туржанский, К.Ф.Юон.
И.Э.Грабарь - русский художник, историк искусства, музейный деятель был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи («Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег») и натюрморты («Неприбранный стол»). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой).
«Союз русских художников» старой и новой столиц произошел после закрытия 2-й выставки «36 художников» в Москве. В 1903–1905 был принят и утвержден устав нового общества. Первоначально состав его ежегодных выставок, проводимых в обоих столицах, был достаточно эклектичен, включая и социальный романтизм в духе «передвижников», и импрессионизм, и модерн. Затем, уже в 1908, наметился раскол, и в 1910 группа петербуржцев-модернистов во главе с А.А.Бенуа вышла из «Союза», восстановив самостоятельный «Мир искусства».
1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.
2. Русская художественная культура конца XIX – нач. ХХ вв. – М.: Просвещение, 1980.