Воспитание нравственных качеств личности
Тема 11. Воспитание нравственных качеств личности.
Гражданское воспитание
Вопросы лекции:
1. Сущность и особенности процесса нравственного воспитания личности.
2. Гражданское воспитание. Структура гражданственности.
3. Политическое воспитание.
4. Патриотическое воспитание и воспитание культуры межнаци-ональных отношений.
5. Правовое воспитание. Причины и профилактика правонарушений среди школьников.
Литература.
Рекомендуемые материалы
Основная
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Гл. 2, 3 (§ 32–35).
Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 16 (§ 2, 3).
Степаненков Н.К. Педагогика. Минск, 2001. Тема 13–15.
Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2000. Гл. 20, 21.
Дополнительная
Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников (вопросы теории). М., 1979.
Козинец Л.А., Крикало Е.Ю. Теория и практика гражданского воспитания учащихся. Мозырь, 2006.
Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьни-ков : учеб. пособие. М., 1980.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М. 1975.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М., 1971.
Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников : пособие для классных руководителей. М., 1983.
Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школь-ников : учеб.-метод. пособие. Гродно, 2001.
Царик И.А., Торхова А.В., Клышевич Н.Ю. Нравственно-правовое воспитание подростков. Минск, 2000.
1. Сущность и особенности процесса нравственного воспитания личности.
Мораль, наряду с правом, является средством регуляции человеческих отношений в различных сферах жизни и деятельности – в труде, в быту, в семье, в политике и т. д. Но право – это система норм, правил и требований, которые предъявляются к личности государством, а мораль – гражданским обществом. Правовые нормы имеют обязательный характер, их выполнение основано как на сознательности самой личности, так и на принуждении, а за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. В обществе созданы специальные органы, надзирающие за выполнением гражданами юридических норм и применяющие разные санкции к нарушителям.
Нормы же и правила морали такого обязательного характера не имеют, их выполнение базируется только на сознательности самой личности, а их нарушение осуждается только общественным мнением.
Пример. Если мы опоздали на работу, руководитель организации может объявить замечание в приказе, может лишить премии. Если же мы опоздаем на встречу с товарищем, он может только упрекнуть нас или другим образом высказать свое неодобрение.
Сенека в трактате «Наставление нравов» писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». И далее: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
И.Ф. Гербарт утверждал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность».
Отсутствие внешнего принуждения в вопросах нравственности делает нравственное воспитание делом чрезвычайной важности. Нравственное воспитание молодежи является важнейшей задачей семьи, школы, общества.
Философская наука о морали называется этикой. Основные категории этики – добро и зло. Соблюдение моральных требований обычно ассоциируется с добром, а пренебрежение ими или их нарушение характеризуется как нравственное зло. Понимание того, что является добром, а что злом, побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями.
Однако содержание морали задается исторически и может различаться в разных обществах. Нормы морали тоталитарного и демократического общества различны. Нравственная эволюция мирового сообщества происходила в направлении смягчения моральных норм, гуманизации морали.
Личность усваивает обычаи и традиции морали, культивируемые в обществе, и постепенно их соблюдение перерастает в нравственные привычки и навыки нравственного поведения.
Нравственность – это совокупность знаний, мотивов, навыков и привычек человека, связанных с соблюдением норм, правил и требований морали.
Но человека нельзя назвать нравственным, если он выполняет моральные предписания под страхом общественного мнения или стремясь показать свою «нравственность», желая добиться преимуществ в обществе (например, ради карьеры). Подобная внешняя «нравственность» называется лицемерием.
Трудно назвать нравственным и человека, который не делает чего-то из-за боязни дурных последствий.
Л.С. Выготский в книге «Педагогическая психология» пишет: «Не следует превращать нравственность во внутреннюю полицию духа… Не делать чего-нибудь из-за боязни дурных последствий так же безнравственно, как и делать… Нравственное в психологическом смысле всегда свободно». И далее: «Морально поступает тот, кто не замечает, что он поступает морально».
Спиноза говорил, что если человек избегает чего-нибудь на том основании, что оно дурно, то он поступает как раб. Свободный человек только тот, кто избегает того же самого потому, что нечто другое хорошо.
Джемсу принадлежат слова: «Постарайтесь же сделать своих учеников свободными людьми, приучите их действовать везде, где возможно, рассматривая вещи с точки зрения добра. Приучите их говорить всегда правду, но для этого не столько показывайте им дурные стороны лжи, сколько возбуждайте в них страстную любовь к честности и правдивости. Когда вам придется говорить с ними о вредном влиянии алкоголя, то не подчеркивайте так, как это делается в книгах, болезней желудка, почек и нервов, которым подвержен пьяница, не подчеркивайте и низкого положения, которое он занимает в обществе, а больше указывайте на то, какое счастье обладать здоровым организмом, который в течение всей жизни сохраняет благодаря свежей и здоровой крови юношескую гибкость, которому незнакомы возбуждающие наркотические средства, и в котором утреннее солнце, воздух и роса ежедневно вызывают достаточно сильный подъем духа».
Важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной в силу внутреннего влечения к добру. Нравственным можно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Другими словами, как внутренний императив личности.
Суть нравственного воспитания состоит в переводе норм, правил и требований общественной морали в знания, взгляды, убеждения, идеалы, навыки и привычки поведения личности. Другими словами, в формировании нравственных качеств личности.
Нравственные качества личности – это выражение тех отношений, которые предписываются моралью общества к другим людям, труду, родине и т.д. К нравственным качествам личности относятся:
1) качества, выражающие отношение к родине: сознание гражданского долга, любовь и преданность родине, ненависть к ее врагам;
2) качества, выражающие отношение к другим странам и народам: интернационализм, доброжелательность ко всем странам и народам, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, культура межнациональных отношений;
3) качества, выражающие отношение к труду: трудолюбие, добросовестность, настойчивость, дисциплинированность;
4) качества, выражающие отношение к общественной, частной и личной собственности: честность, нестяжательство, бережливость, экономность;
4) качества, выражающие отношение к природе: забота о природе;
5) качества, выражающие отношение к другим людям: гуманность, коллективизм, демократизм, справедливость, благородство, милосердие, взаимопомощь, взаимное уважение, забота, честность, правдивость, прямота, простота и скромность в общении, пунктуальность, чувство долга, ответственность, тактичность;
6) качества, выражающие отношение к самому себе: принципиальность, самокритичность, умеренность.
Каждое из указанных качеств должно быть сформировано во всей полноте трех компонентов: интеллектуально-чувственного, потребностно-мотивационного, деятельностно-волевого.
Важная роль в нравственном воспитании занимает и формирование моральных чувств: стыда, совести, раскаяния.
Формирование нравственных качеств, как и любых других качеств личности, возможно только в деятельности. Исходя из этого, педагог должен включить учащихся в следующие виды деятельности: общественную, трудовую, экологическую, в деятельность по сбережению материальных ценностей, в деятельность общения с другими людьми, в деятельность самопознания и самосовершенствования.
Наиболее распространенные формы нравственного воспитания в школе: чтение и обсуждение газетных и журнальных статей, книг, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, устные журналы, изучение правил поведения учащихся, уроки этикета, диспуты, конференции (например, читательские).
Соответственно нравственное воспитание включает в себя такие направления воспитания, как: гражданское, политическое, патриотическое, интернациональное, трудовое, экологическое, экономическое, этическое (добавим также – религиозное) воспитание.
Подчеркивая значение взглядов, убеждений и идеалов в нравственном воспитании, иногда говорят об идейно-нравственном, идейно-политическом, идейно-патриотическом воспитании.
Рассмотрим некоторые из направлений нравственного воспитания школьников подробнее.
2. Гражданское воспитание. Структура гражданственности.
Гражданское воспитание – это целенаправленный, педагогически организованный процесс приобщении детей и молодежи к истории и культуре данного общества в прошлом и в современности, имеющий целью формирование гражданственности.
Гражданственность (белорусская) – это интегративное качество личности, заключающееся в осознании человеком своего единства с белорусским обществом и государствам и формировании установки на совершенствование и развитие белорусского общества и государства, активной гражданской позиции.
Гражданственность включает:
– внутреннюю свободу и уважение к государственной власти;
– любовь к Родине, готовность к ее защите и, одновременно, стремление к миру;
– уважение государственных символов – Герба, Флага, Гимна;
– знание Конституции, гражданских прав и обязанностей;
– чувство собственного достоинства и дисциплинированность;
– готовность к активному участию в жизни общества, к борьбе с несправедливостью, эксплуатацией;
– сформированность потребности защищать интересы своего государства;
– гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей, родителей, общественных организаций (пионеры, БРСМ) по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.
По мнению А.С. Макаренко, главное условие формирования гражданственности – когда родители и учителя на глазах у детей живут полной, радостной, общественно-полезной жизнью (это основа подлинного родительского и педагогического авторитета).
Гражданственность – это осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству и обществу.
3. Политическое воспитание.
Значение политического воспитания очень велико, тем более что в наше настоящее время значительная часть молодежи проявляет равнодушие к вопросам политики, остается индифферентной по отношению к событиям общественной жизни.
А ведь, говоря словами В.И. Ленина, школа и вуз вне политики – ложь и лицемерие.
Политическое воспитание учащихся заключается в формировании политических взглядов, убеждений, ценностей, политической ориентации, политической направленности личности.
Школьник должен овладеть навыками правомерного политического поведения, эффективного выполнения основных социальных ролей в обществе (гражданина, избирателя, налогоплательщика, члена органов местного самоуправления). Он должен знать и выполнять Конституцию Республики Беларусь, другие нормативные акты, владеть способами конструктивного разрешения конфликтных общественно-политических ситуаций, самостоятельно отбирать и критически осмысливать информацию из различных источников, аргументировано отстаивать свою политическую позицию.
Важно передать учащимся такие политические ценности, как: белорусская государственность, правовое государство, гражданское общество, состоящее из политически и юридически компетентных граждан, демократия, социальная справедливость, мирное сосуществование и др.
Политическое воспитание в школе осуществляется прежде всего в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин – истории, ЧОГ. Задача педагога – «разбудить» активность студентов, их интерес к политической жизни Беларуси и мира.
Важное значение для политического воспитания школьников имеет объективное научное освещение истории Беларуси и бывшего СССР, успехов и недостатков общественно-политического и народнохозяйственного развития советского периода существования нашего государства. Школьники должны знать правду о Великой Отечественной войне, об ужасах оккупации, о партизанском движении, о народных героях и предателях Родины, о значении нашей победы во Второй мировой войне. Но школьники должны знать правду и о кровавой братоубийственной гражданской войне, о культе личности Сталина, о массовых репрессиях власти против своего же народа, о периоде «застоя».
Политическое воспитание продолжается во внеклассной работе. Для этого можно использовать следующие формы работы:
а) политические информации, тематические и обзорного типа – хроника событий в Беларуси, в странах СНГ, в мире;
б) доклады о международном положении «Наша планета сегодня», «Беларусь сегодня» и т.д.;
в) дискуссии по особо актуальным вопросам или событиям общественно-политической жизни;
г) информационные сообщения о политических партиях, молодежных и детских организациях, функционирующих в стране;
д) общественный смотр политических знаний.
Важно приучить школьников к ежедневному чтению газет и просмотру политических телепередач.
Педагогические условия эффективной организации политического воспитания учащихся:
а) разнообразие форм и методов при проведении политических мероприятий;
б) активное участие школьников в подготовке и проведении мероприятий: каждый должен много раз побыть в роли политинформатора, автора обзоров политической периодики и телепередач, организатора походов и т.д.;
в) учет возраста и уровня политической культуры учащихся;
г) методологическая подготовка педагога, высокий уровень его политической культуры. Политическая работа с учащимися требует от учителя высокого уровня пропагандистского мастерства, искренности и личной убежденности.
4. Патриотическое воспитание и воспитание культуры межнацио-нальных отношений.
Патриотизм (от лат. pater – «отец», patris – «отечество») – это нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине и своему народу.
Патриотизм включает в себя:
– чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос («малой родине»);
– уважительное отношение к родному языку;
– осознание величия и славы родины;
– заботу об интересах родины;
– сохранение верности родине;
– гордость за ее социальные и культурные достижения
– отстаивание ее свободы и независимости;
– уважительное отношение к прошлому родины и к унаследованным от него традициям;
– стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины;
– переживание своей духовной связи с родиной и своим народом.
Патриотизм по своей природе гуманистичен и предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости, поддержание благожелательных и дружеских связей с другими народами. Другими словами, патриотизм неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Культура межнациональных отношений – это высокая степень совершенства и развития этих отношений.
Культура межнациональных отношений включает:
– политические, экономические и культурные связи разных народов;
– уважение к людям различных рас и национальностей;
– соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов, недопустимость какого-либо пренебрежения ими;
– проявление интереса к жизни, культуре и достижениям других государств и народов;
– стремление развивать общечеловеческие ценности.
Формы работы по воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений:
а) конкурс сочинений или рисунков на патриотические темы;
б) включение в воспитательную среду школы таких элементов, как государственная символика Республики Беларусь, карта Беларуси, белорусский орнамент, портреты национальных героев и выдающихся деятелей Беларуси, репродукции картин, изображающих героизм белорусского народа;
в) проведение государственных и национальных праздников;
г) участие в уходе за культурными и историческими памятниками;
д) экскурсии и походы (многодневные и выходного дня) по историческим и героическим местам Беларуси;
е) диспуты: «Можно ли быть настоящим патриотом родины в 14–16 лет?», «Всегда ли справедливо критикуют словесный патриотизм?», «Нужно ли готовить себя к патриотическим подвигам?», «Возможет ли патриотический подвиг в мирное время?», «Чем отличаются патриотизм и национализм?» и др.;
ж) патриотические, исторические, краеведческие и другие клубы, общества, кружки;
з) переписка со сверстниками из других городов и деревень Беларуси, школами других государств, клуб интернациональной дружбы (КИД);
и) школьный народный театр (батлейка);
к) еженедельный день белорусского языка в русскоязычных школах, дни памяти национальных героев, поэтов, писателей;
л) охрана природы родного края, «экологическая тропа»;
м) бескорыстный общественно-полезный труд на благо родного края.
5. Правовое воспитание. Причины и профилактика правонарушений среди школьников.
Право как форма общественного сознания возникло с появлением человеческого общества. Это совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в Конституции, законах, постановлениях органов государственной власти и регулирующих общественные отношения в данном конкретном обществе. Право имеет юридическую силу, его соблюдение обеспечивается государственным принуждением. Этим право отличается от других правил (например, нравственности, этикета), соблюдение которых обеспечивается силой общественного мнения.
Законы и постановления государственной власти принимаются, как правило, в соответствии с нормами морали. Правовые и нравственные нормы должны поддерживать друг друга. Если правовые нормы не соответствуют нравственным устоям общества, то они отторгаются, игнорируются и не выполняются. Поэтому в разных странах действуют различные правовые нормы, которые учитывают традиции и обычаи народа, уровень его сознания, образованности, культуры. Большое значение имеет социальный строй и форма правления.
Так, в арабских странах действуют законы, по которым женщины в общественных местах должны носить паранджу, допускается многоженство, судебная ответственность за супружескую неверность или добрачные связи. В других странах многоженство преследуется законом. В одних странах разрешены аборты, в других – противозаконны (Польша). В Индии минимальный возраст для вступления в брак – 8 лет. На острове Шри-Ланка всех длинноволосых мужчин, приезжающих в качестве туристов, насильно подстригают.
Перерастание нравственных норм и правил поведения в правовые связано с развитием правосознания и правовой культуры народа. Поэтому правовое воспитание подрастающего поколения является составной частью разностороннего воспитания учащихся и важнейшей задачей школы и семьи.
Правовое воспитание – это организованное систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общественности, направленное на формирование правового сознания, убеждения, действенно-волевого отношения к правопорядку, воспитание законопослушного гражданина своего государства.
Задачи правового воспитания:
1) добиваться усвоения учащимися системы знаний по вопросам государства и права;
2) воспитывать уважительное отношение к законам своего государства, убеждать в необходимости их выполнения;
3) прививать навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права – свои личные, государственные и общественные;
4) вырабатывать активную гражданскую позицию у воспитанников, нетерпимость к нарушителям правопорядка.
Предупреждение правонарушений среди учащихся – одно из центральных направлений правового воспитания в школе.
Учащемуся, склонному к совершению правонарушений, всегда присуща определенная совокупность искаженных знаний, интересов, потребностей, отношений к людям и социальным ценностям. Истоки деформации нравственного и правового сознания школьников лежат, как правило, в семье. Неблагоприятной для формирования личности ребенка является семья не только с явной деградацией ее взрослых членов (пьянство, драки, судимости и пр.), но и та, где за чисто внешним благополучием скрывается атмосфера стяжательства, оправдывающая в глазах этой семьи любые средства наживы. В такой атмосфере у детей воспитывается пренебрежение к труду, ориентация на «выгодную» работу, корыстные предпочтения в выборе трудовой деятельности, ложно понимаемые престижные устремления. Результатом «потребительского воспитания» чаще всего становится установка на удовлетворение потребностей любыми способами, в том числе и асоциальными. Дети из подобных семей обычно отличаются высокой криминальной активностью.
Для подростка одобрительное мнение членов его группы о совершаемых им аморальных и противоправных поступках представляется более значимым и важным, чем осуждение тех же поступков взрослыми – родителями, учителями и т. п. Вот почему так важно положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность.
В работе по предупреждению правонарушений среди учащихся можно выделить следующие этапы:
а) устранение обстоятельств, которые способствуют формированию правонарушающего поведения (неблагоприятные условия жизни и воспитания), до того, как эти обстоятельства существенно сказались на поведении (ранняя профилактика);
б) оздоровление среды, условий жизни и воспитания учащихся, которые пагубно влияют на них, и одновременно коррекция их личностной позиции (первый этап непосредственной профилактики);
в) аналогичные меры в отношении лиц, уже совершающих правонарушения и находящихся поэтому в сфере внимания правоохранительных органов: инспекций и комиссий по делам несовершеннолетних, участковых инспекторов (второй этап непосредственной профилактики);
Ещё посмотрите лекцию "Корпоративные финансы" по этой теме.
г) правовоспитательные воздействия на учащихся, систематически совершающих правонарушения, т.е. таких, поведение которых позволяет прогнозировать реальную опасность перехода на преступный путь (третий этап непосредственной профилактики);
д) работа с учащимися, уже совершившими преступление, если наказание или заменяющие его меры не предусматривают их изъятия из коллектива (профилактика рецидива).
Мораль – это предъявляемые индивиду от имени общества нормы и правила поведения (внешние по отношению к человеку).
Нравственность – один из параметров личности.
Нравственные чувства: милосердие, совестливость, долг, ответственность, достоинство, миролюбие.
Нравственно ориентированная деятельность как условие саморазвития школьников.