Главная » Лекции » Разное » Педагогика детства » 12 Умственное воспитание

12 Умственное воспитание

2021-03-09 СтудИзба

Лекция 10

Умственное воспитание. Формирование научного мировоззрения учащихся

Вопросы лекции:

1. Понятие об умственном воспитании.

2. Мировоззрение, его внутренняя структура, назначение, функции, виды.

3. Основные пути, средства формирования научного мировоззрения учащихся.

4. Религиозное мировоззрение. Взаимоотношения школы и церкви на современном этапе.

Рекомендуемые файлы

Литература

        

Нормативные документы

         Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. 2007. № 2.

      

Основная литература

          Педагогика / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002. Гл. 16.

            Степаненков Н.К. Педагогика. Минск, 2001. Тема 12.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). М., 1990, с. 78—102.

            Харламов И.Ф. Педагогика. М., 2000. Гл. 26.

Чепиков В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс. М., 2003. Гл. 11  (§ 11.7). 

Дополнительная литература

Водзинский Д.И. Формирование научного мировоззрения : текст лекции. Минск, 1997. 

Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976, с. 200—208.  

            Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций. М., 2000. Лекция XV.

Сухотский Н.Н. Общеобразовательная школа и Православная церковь : пути и методы взаимодействия // Праблемы выхавання. 2008. № 5.

1. Понятие об умственном воспитании.

Умственное воспитание включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике (В.А. Сухомлинский).

Умственное воспитание происходит в процессе приобретения знаний (обучение, самообразование, спонтанное научение), но, как видно из определения, не сводится к накоплению их объема. Знания – только инструмент познания окружающего мира. Процесс приобретения знаний становится фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, которые проявляются в идейной целеустремленности его жизни, в его труде, общественной активности, интересах.

         Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда его окружает атмосфера многогранных интеллектуальных интересов и запросов, когда его общение с людьми проникнуто пытливой мыслью, поисками. Научить ребенка активно видеть мир – не только добывать истины личным трудом, но и ее осмысливать, переживать как радость открытия и преодоления трудностей. Чувство гордости от того, что благодаря приобретенным знаниям он делает что-то нужное людям, красивое.

         Например, В.А. Сухомлинский так строил изучение русской и украинской литературы: сперва – ознакомление с первоисточниками. Только после того, как в сознании учащихся сложилось представление о художественных образах, сформировалось личное эмоционально-нравственное отношение к героям, событиям, допускается чтение учебника. Преподавая языки, он добивался, чтобы ученик твердо запоминал правило (определение, вывод) без специального заучивания.

Важнейшими элементами умственного воспитания являются: производительный труд, исследование, эксперимент, самостоятельное изучение жизненных явлений, литературных источников, литературно-творческие опыты.

«Главной потребностью нашего питомца должна быть мысль, думание, открытие истины, – именно в этой сфере должна развиваться деятельность духа»1.

________________

1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). М., 1990, с. 79.  

Мыслительная деятельность вне уроков, независимо от уроков, должна быть несравненно значительнее, богаче, шире по объему, чем все то, что делает ребенок на уроке.

Радость познания.

Любознательность порождают активные наблюдения.

Отношение к школе как к важнейшему очагу духовной жизни народа.

Формирование правильного отношения к умственному труду.

Вызвать удивление и изумление ребенка.

Источники умственного воспитания: природа, книга.

Интенсивная, яркая, насыщенная духовная жизнь.

Интеллектуальная активность зависит взглядов ребенка на самого себя, от того, что он думает о самом себе. Важно утвердить в сознании ребенка взрослость мысли, зрелость духа, сформировать уверенность в том, что он сильный, что он есть множество существ, которые нуждаются в его защите и опеке. В.А. Сухомлинский отмечал, что дети, в силу обстоятельств нянчившие в 5—6-летнем возрасте малышей, в школе отличаются большей сообразительностью и взрослостью мышления. Важную роль играет и взрослость детского труда в классе, на школьном участке.

«Каждой выучиваемой букве, каждому арифметическому действию должны предшествовать уроки мышления у первоисточника мысли – среди природы.

<…> Параллельно и одновременно с приобретением знаний в классе мальчики и девочки проходят школу мышления под открытым небом. Эта школа состоит из шестидесяти уроков, объединенных несколькими темами: «Как природа готовится к зиме и весеннему пробуждению», «Жизнь животных и растений в зимнем саду», «Природа просыпается от зимнего сна», «Живое и неживое в природе», «Как природа творит красоту», «Жизнь муравьев и пчел», «Жизнь луга и степи от утренней до вечерней зари», «Природа, человек и труд». Каждый урок мышления – это наблюдение, видение, изумление перед загадкой природы, думание, открытие истины, переживание радости познания и гордости мыслителя. Двенадцать уроков мышления посвящаются наблюдениям за маленькой вишневой почкой»2

________________

2 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). М., 1990, с. 80.  

«Это одна из самых важных педагогических проблем современной школы – дать ученику жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашел в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушел в жизнь с пустой душой»3.

________________

3 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). М., 1990, с. 81.  

Особенно важное значение имеет приобщение к чтению детей слабомыслящих, малоспособных к учению, для которых овладение знаниями связано с неимоверными трудностями. Для их духовной жизни особенную важность имеет чтение из интереса, из желания что-либо узнать. 

Отношение ребенка к учению как к благу, счастью, радости.

В начальных классах надо читать с детьми самые лучшие книги, которые вошли в золотой фонд человечества и доступны эмоциональному миру маленьких детей. Это произведения Джека Лондона, Генрика Сенкевича, Гюго и Бичер-Стоу, Марка Твена и Свифта, Жюля Верна и Гоголя, Тургенева и Короленко, Толстого и Чехова, Салтыкова-Щедрина и Горького, Шолохова и Леонова, Якуба Коласа и Янки Купалы, Шевченко и Ивана Франко. Многие часы учитель должен проводить в духовном общении со своими воспитанниками за книгой. 

      

         2. Мировоззрение, его внутренняя структура, назначение, функции, виды.

         Основой духовного развития человека служит мировоззрение. Оно определяет характер направленности деятельности человека. Сформировать мировоззрение – значит научить человека мыслить, жить и трудиться в соответствии с определенными принципами.

         В общем смысле мировоззрение, как это вытекает из этимологии данного термина – взгляд на мир, который представляется единым, неделимым.

         Процесс воспитания в целом, в своих конечных характеристиках, есть процесс формирования определенного мировоззрения.

       Мировоззрение – это по сути ценностно ориентированное сознание.  

         Центральное звено умственного воспитания – формирование мировоззрения.     

Мировоззрение – это обобщенная совокупность знаний, взглядов, убеждений и идеалов человека, в которых выражается его отношение к природе, обществу, человеку. Оно выполняет следующие функции:

·     ориентационную;

·     информационно-отражательную;

·     оценочную. 

Коренные вопросы мировоззрения: как устроен окружающий мир и по каким законам он развивается? Что первично: материя или сознание? Как возникло и куда движется человеческое общество? Что является движущей силой современных социально-экономических и политических процессов? Каково предназначение человека в мире, в чем смысл и цель его жизни?

Свои взгляды и убеждения, свое отношение к явлениям природы и общества имеются у каждого человека. Но в зависимости от подготовки и опыта человека эти взгляды, убеждения и отношения могут быть различными. В этой связи выделяют:

1. Обыденное мировоззрение, основанное на житейском опыте и здравом смысле. Оно неглубоко проникает в суть явлений. В обыденном мировоззрении правильные идеи и взгляды могут мирно сосуществовать с ошибочными представлениями.

2. Религиозное мировоззрение, основанное на верованиях в сверхъестественное.

3. Научное мировоззрение основано на осмыслении сущности и причинно-следственных связей, характеризующих природные и общественные явления.

Мировоззрение людей складывается под влиянием следующих факторов:

1. Социально-экономическая среда, политика государства, характер общественных отношений, отраженные в идеологии общества. Но мировоззрение – не пассивный продукт среды, а активная, преобразующая сила.

2. Уровень развития науки и техники.

3.  Уровень образования и воспитания, школа.  

Основные задачи школы по формированию мировоззрения учащихся:

а) добиваться научно-рационального понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

б) убеждать учащихся в познаваемости мира, в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания людей;

в) вырабатывать у школьников мотивы и умения поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

г) научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, реакционной идеологии (фашизм, шовинизм, сектантство).

2. Основные пути, средства формирования научного мировоззрения учащихся.

Мировоззрение не формируется само по себе, нужна систематическая и целенаправленная работа семьи, школы, государства и общества, а также самих  учащихся.

Элементы научного мировоззрения закладываются в сознание ребенка уже в дошкольном возрасте. В начальных классах учащиеся получают первые представления о явлениях природы, жизни и трудовой деятельности людей. С V класса школьники систематически изучают основы наук. Природа выступает объектом естественных наук: математики, физики, химии, биологии, физической географии. Общество – объект изучения на уроках истории, литературы, «ЧОГ», социальной и экономической географии, МХК. Занятия по предметам художественно-эстетического цикла (рисование, музыка) позволяют понять роль искусства и творчества в жизни людей. Изучение каждого предмета имеет мировоззренческий характер. Воздействуя на эмоциональную сферу ученика, учитель имеет возможность усилить эффективность восприятия и усвоения общественно- политических и нравственных идеалов.   

Однако усвоение научных знаний служит лишь предпосылкой формирования научного мировоззрения. Но одних знаний недостаточно. Необходимо добиваться «перевода» знаний в устойчивые взгляды, убеждения и идеалы. С этой целью учитель проводит следующую работу:

1. Формирование целостного, системного представления о природе и обществе, понятие о структурной организации материи, о наиболее общих законах их развития (законах диалектики). Каждый отдельный предмет отражает какую-то одну сторону жизни. Чтобы картина мира не была в сознании учащихся разорвана, необходима интеграция знаний, установление межпредметных связей. 

Для реализации межпредметных связей проводятся обобщающие уроки, «уроки открытых мыслей» (В.Ф. Шаталов). В старших классах изучаются специальные предметы обобщающего характера («Общая биология», «Общая география», «Человек, общество и государство»), повторяется изучение того, что уже было в V–IX классах, но на более высоком и обобщенном уровне (языки, литература, математика).

2. Формирование у учащихся уверенности в истинности, достоверности изучаемых закономерностей. Этого можно достигнуть при помощи опытной работы, экспериментов, иллюстраций, демонстраций, экскурсий в природу, на производство, в научные лаборатории, в музеи и на выставки достижений народного хозяйства, обращения к первоисточникам, архивным материалам, документам и свидетельствам очевидцев.

3. Воспитание эмоциональной культуры и воли ученика. Соединяя эмоции, чувства учащихся с интеллектом, убеждения легче перевести в действенно-волевую сферу. Нередко разрыв между словом и делом объясняется именно невоспитанностью воли человека, знающего, как надо поступать, но неспособного действовать в соответствии с усвоенными принципами.

4. Формирование общей положительной направленности личности, то есть ее положительного отношения к окружающей действительности. Имеется в виду отношение к природе, обществу, государству, труду, собственности, коллективу сверстников, взрослым людям, учебе и самому себе. Благоприятные условия для этого складываются при проведении коллективных творческих дел.  

5. Личная практика, личный опыт каждого учащегося. Учитель должен создавать условия для накопления учащимися социально-значимого личного опыта. Для этого необходимо усилить практическую ориентацию каждого учебного предмета, трудовую и общественную деятельность учащихся, чтобы, применяя знания на практике, они убеждались в их истинности. Продуктивный труд в школьных мастерских, ученических бригадах, школьных лесничествах, кооперативах и других объединениях, природоохранительные мероприятия, дела милосердия способствует осознанию социальной и личностной ценности гуманистических идей, которые прививаются учащимся.

Педагогу следует быть тактичным при оценке личного мнения каждого ученика и коллектива в целом.  

Средства формирования научного мировоззрения:

1. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Успех воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.

         Так, В.А. Сухомлинский применял:

·     задания практического характера, опережающие изучение материала (младшие школьники знакомились с отдельными проблемами науки за 1—2 недели до изучения на уроках);

·     самостоятельное составление задач с последующим их решением;

·     сочинения, в которых дается простор детской фантазии, литературно-творческие опыты;

·     насыщение содержания уроков яркими фактами;

·     экскурсии, цель которых – выявить проблемы;

·     уроки практического применения знаний;

·     уроки, на которых ученики совершенно самостоятельно изучали новый материал. 

2. Научно-предметные кружки, факультативы, клубы, научные общества учащихся. В Павлышской школе работали следующие кружки: юных математиков (создали математическую шкатулку – прибор по арифметике), научно-химический кружок, литературно-творческий, библиотечный, кружок художественной (народной) вышивки, кружок художественного чтения, драмкружок (театр сказки), кукольный театр, общество любителей научной фантастики, кружок юных исследователей богатств родного края, клуб юных путешественников, кружок юных астрономов, зеленая лаборатория, кружок юных электротехников и радиотехников, кружок юных любителей автоматики и радиоэлектроники, кружок слесарей-моделистов, кружок юных мотористов, кружок юных строителей, кружок юных биохимиков, кружок юных цветоводов, научно-агротехнический кружок, кружок юных животноводов. В кружках работали секции (например, секция юных почвоведов научно-агротехнического кружка). Вообще многие кружки – с приставкой «научно-».

3. Интеллектуальные состязания: конкурсы юных математиков, физиков и т.д., олимпиады, турниры смекалистых, клубы любознательных, познавательные игры типа «В мире удивительных открытий», «В мире любопытных фактов», «В мире разгаданных и неразгаданных тайн».

4. Внеклассное чтение. Обзоры научно-популярной литературы: «Приключения великих уравнений», «Люди как боги», «О человеке и его крыльях», «Твои возможности, человек». Устные журналы: «Хочу все знать», «Патенты природы», «Над чем работают ученые», «Наука и космос».

5. Внеклассные мероприятия познавательного характера: беседы («Из истории открытий», «Власть над веществом»), диспуты, конференции, «круглые столы» («С какими знаниями ты уйдешь в жизнь?», «Хорошо учиться – твой долг или одолжение?», «Способности – от рождения, или они приобретаются?», «”Хочу” и “надо” в учебе», «Предметы нужные и ненужные», «Твои знания и будущая профессия»), вечера ответов на вопросы, предметные недели и декады, выпуск предметных стенных газет и печатных бюллетеней.

6. Беседы с психологом, классным руководителем о НОТ учебного труда:

В V–VII классах: «45 минут урока: много это или мало?», «Цена минуты», «Я, минута и знания», «Слушать учителя – это работа», «Как быть внимательным», «Как успешно выполнять домашнее задание», «Как быстрее выучить стихотворение», «Решать задачи – надо уметь», «Делу время – потехе час».

В старших классах: «Учись учиться», «Умеешь ли ты читать книгу?», «Развивай и совершенствуй свою память», «Азбука умственного труда», «Как научиться самостоятельно и творчески мыслить?», «Как заниматься самообразованием».

4. Религиозное мировоззрение. Взаимоотношения школы и церкви на современном этапе.

         Как понять рублевскую «Троицу»? Как уяснить, кто такие «бесы» Достоевского?  Как осознать смысл «Повести временных лет»? Как понять, почему одна деревня называется Архангельское, другая – Богородское, а третья – Троицкое? Это возможно только если знать хотя бы в общих чертах историю, культуру, вероучение Православия. Эти знания – важная составляющая общенациональной, общекультурной идентичности русских.

         В России в школах в качестве факультатива вводится предмет «Основы православной культуры». А министр вместо «Основ православной культуры» предлагает ввести в школах «Историю мировых религий». Русским школьникам будет предложено на равных постигать не только Православие и ислам, но и шаманизм, буддизм, иудаизм и все, что еще пожелают туда запихнуть «религиоведы».

         XX век показал: необходим нравственный контроль над ходом и результатами научных открытий.

         Мировоззрение может учитывать данные современной науки и технического прогресса, но содержание мировоззрения значительно шире науки. Наука отвечает лишь на вопрос «как». Этика, философия, миф, религия отвечают на вопрос «зачем». Расписание поездов можно составить на научной основе. Но из расписания я не узнаю, куда надо ехать мне самому. Вот это и есть пример соотношения религии и науки. Религия дает ценности: ради чего человек живет, каких целей добивается, куда идет, а наука говорит, какими путями можно добраться до намеченной станции.

         Кураев А. Диспут с атеистом // http://kuraev.ru

О содержании и формах сотрудничества

Белорусской Православной Церкви с государственными органами управления и учреждениями образования Республики Беларусь

Циркулярное письмо

правящим архиереям, благочинным, настоятелям приходов

Белорусской Православной Церкви

         Белорусская Православная Церковь все в большей мере восстанавливает исконную миссию Церкви – народное воспитание. Воспитание подрастающего поколения — важное и святое дело. Оно определяет благоденствие миллионов соотечественников, приоткрывает завесу будущего нашего Отечества.

         Ясно понимая указанную черту времени, Православная Церковь оценила ее в Основах социальной концепции следующим образом: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы».

         Взаимоотношения белорусского Государства и Православной Церкви отражены в ряде законодательных документов, очерчивающих правовые рамки сотрудничества Белорусской Православной Церкви и светской системы образования.

         Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (2002) исходит из: «определяющей роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Статья 9 того же Закона, касаясь взаимодействия зарегистрированных религиозных организаций и учреждений образования, указывает, что «порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь».

         На основе этого Закона было заключено рамочное Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь (2003), в котором была предусмотрена возможность заключения программ сотрудничества Белорусской Православной Церкви с различными министерствами и ведомствами.

         31 марта 2004 г. во исполнение Соглашения была подписана Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2004-2006 гг., включающая систему мероприятий по взаимодействию Белорусской Православной Церкви и Министерства образования.

         Целью нашего совместного делания является воспитание нравственно зрелой и духовно развитой личности, любящей свое Отечество. Этой цели нельзя достичь, если не приобщить учащуюся и студенческую молодежь к духовно-нравственным, историко-культурным отечественным традициям белорусского народа. Поэтому раскрытие духовного потенциала православных традиций и ценностей является одной из важнейших задач совместной деятельности государственных учреждений образования и структур Белорусской Православной Церкви.

         Решение этой задачи должно осуществляться по следующим направлениям:

         I. Формы взаимодействия церковных структур с органами управления и учреждениями образования могут быть разнообразными.

         Прежде всего, это просветительская работа среди педагогических работников. Священнослужители не могут подменять педагогов в учебно-воспитательном процессе. В деле воспитания молодежи священнослужители призваны помочь педагогам овладеть православными духовно-нравственными, историко-культурными и социально-укладными отечественными традициями, педагогическим опытом и прочими достижениями православной педагогики, накопленными и бережно хранимыми Церковью. В работе с учителями и воспитателями необходимо раскрыть миссию Церкви в деле образования, в деле спасения человека. Для этого священнослужители могут принимать участие в педагогических советах, посвященных обсуждению вопросов духовно-нравственного воспитания, заседаниях методических объединений учителей и классных руководителей, проведении просветительских лекции для педагогов, участия в семинарах и курсах для педагогов.

         Священнослужители, преподаватели Духовных учебных заведений должны чаще принимать участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, организуемых Министерством образования, областными управлениями образования и т.д.

         Введение специальных уроков или факультативных курсов по изучению предметов духовного содержания может осуществляться только при наличии необходимых условий (программно-методического обеспечения, учебных пособий, подготовленных педагогических кадров и др.). Православными педагогами Республики разработаны программы, методические материалы, которые прошли апробацию на практике и могут быть рекомендованы для пользования. Уже разработаны и действуют различные образовательные модели повышения квалификации учителей, владеющих отечественным духовно-нравственным и историко-культурным наследием и способных обеспечить интеграцию православного и базового образования на высоком профессиональном уровне. Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», учреждение образования «Минский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» и другие учреждения последипломного образования обладают достаточным опытом проведения курсов «Основы православной культуры», «Церковно-славянский язык в современной школе», «Духовно-нравственное воспитание в современной школе», «Родиноведение» и др.

         Исторически оправданным и необходимым видится развитие родиноведческих курсов, обращение к историческим традициям родного языка, славянской книжности, художественной культуре, народным и художественным промыслам и ремеслам. Это создаст основу для осмысленного включения детей в социально-культурную среду своего народа, будет способствовать формированию религиозной и национальной идентичности в контексте мирового сообщества.

         Школьники должны постепенно знакомиться с православными традициями нашего народа, постигать духовно-нравственные ценности в ходе подготовки и проведения государственных праздников, а также школьных праздников Рождества Христова и Пасхи, совместных паломнических поездок, изучение житийной литературы, заботы о кладбищах, захоронениях воинов, памятников и других, значимых для народной памяти мест.

         Обращаем внимание на полезность неформальных бесед священнослужителей с преподавателями по проблемам современной молодежи.

         Особым попечением приходов и приходских школ должны пользоваться безнадзорные и беспризорные дети, дети с девиантным поведением, дети из неполных и неблагополучных семей, дети-инвалиды. «Если хочешь быть благочестивым, — учил бл. Феофилакт, — обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказании сострадания к ближнему».

         Приходы и приходские школы должны тесно взаимодействовать с комиссиями по делам несовершеннолетних, социально-психологическими службами учреждений образования, детскими социальными приютами, социально-педагогическими центрами, центрами коррекционного развития.

         Острой в современном мире и в нашем отечестве остается проблема детей-сирот. Не должны оставаться без духовного попечения детские дома и сиротские приюты. Высказывая слова благодарности иностранным гражданам, усыновляющим и удочеряющим наших детей, мы не можем не ощущать горечи оттого, что этим детям не нашлось домашнего очага на Родине. Приходы призваны, сотрудничая с властями, принять активное участие в устройстве обездоленных детей в семьи благочестивых прихожан внутри страны. В храмах должны звучать проповеди о богоугодности усыновления и удочерения сирот.

         Все проводимые совместные мероприятия согласуются в установленном порядке с органами управления образования. Благочинные в рамках своих церковных округов осуществляют взаимодействие с местными органами власти, планирование и координацию сотрудничества приходов и учреждений образования. Они же осуществляют контроль работы, проводимой совместно с органами управления и учреждениями образования. Работа по сотрудничеству с государственными органами и учреждениями образования отражается в ежегодных отчетах, предоставляемых архиереям. При необходимости могут приниматься соответствующие программы сотрудничества местного уровня.

         Управление совместной работой в пределах областей, областных центров и г. Минска возлагается на правящих архиереев.

         Отмеченные формы работы призваны раскрыть духовный потенциал православных традиций и ценностей и вызвать интерес к жизни в Церкви, создать условия для приобщения молодежи к Православной вере.

         II. Следующим направлением, ориентированным на тех, кто желает приобщиться к жизни Церкви, должна стать педагогическая деятельность на приходе.

         Главным содержанием учебно-воспитательного процесса приходских школ является подготовка детей к сознательному участию в Таинствах и богослужениях Церкви, активное участие в жизни прихода. Положительным является опыт устроения богослужений для учащихся приходских школ, когда священник в полной мере имеет возможность уделить внимание детям, а воспитанники принимают сами непосредственное участие в их подготовке и проведении. Бесценный опыт получают учащиеся тех приходских школ, где для них организуются различные послушания при храме.

         Учебно-воспитательный процесс в церковно-приходской школе должен определяться не уровнем формальных знаний, а его ценностным наполнением, характером внутренней жизни школы, прихода. Необходимо обеспечить бесспорный приоритет христианского воспитания над обучением. Главной целью приходских школ является приобщение своих воспитанников к основам и нормам христианской жизни, усвоение воспитанниками основных закономерностей православной духовности. Наставники призваны помочь им увидеть в Евангелии руководство духовной жизни. Православный человек не тот, кто много знает, а кто ведет правильную духовную жизнь. По слову св. Иоанна Кронштадтского, только тогда православное воспитание можно назвать успешным, когда воспитанники вверились Богу, живут по Его заповедям и по учению Церкви, подчинились ее руководству.

         Церковно-приходские школы должны взять на себя задачу восстановления владения прихожанами богослужебным церковнославянским языком. Церковнославянский язык, язык Православной Церкви, – важнейшее средство воцерковления человека. Речь должна идти не столько об овладении грамматическим строем языка, сколько о формировании начитанности в текстах, выражающих высокую нравственность и твердую веру. По выражению православного педагога С.А. Рачинского, детям необходимо дать не мертвую грамоту предмета, а живую грамоту веры. Учащимся следует прививать навыки осознанного чтения Священного Писания, церковнославянских текстов, развивать умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы в православном катехизисе, истории Церкви, творениях отцов Церкви.

         Необходимо возродить обучение церковному пению с раннего возраста. Исконно в церковно-приходских школах основными предметами были церковнославянский язык и церковное пение.

         Работа церковно-приходских школ должна быть многоступенчатой и охватывать учащихся от дошкольного возраста до 15-16 лет. При приходских школах следует создавать творческие мастерские (коллективы по интересам, спортивные, краеведческие, военно-патриотические клубы, литературные объединения и т.д.), где церковная молодежь могла бы продолжать неформальное общение уже после выпуска из приходской школы.

         Следует активно привлекать к работе с детьми профессиональных педагогов. Приходы и приходские школы должны активизировать просветительскую работу с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Могут использоваться такие формы как проповеди по вопросам православного воспитания, родительского долга и традиций православной семьи, просветительские лекции для родителей по актуальным проблемам воспитания и социальной жизни, проведение родительских собраний в приходских школах и участие священнослужителей в родительских собраниях учреждений образования, организация родительских клубов и др.

         Настоятели приходов призваны неустанно заботиться о развитии материально-технической базы приходских школ, повышении профессионального мастерства и духовно-нравственного уровня преподавателей церковно-приходских школ.

         Комплектование приходских школ, режим их работы должны учитывать пожелания органов управления и учреждений образования данного микрорайона. Приходские школы могут частично решать вопросы занятости учащихся в субботнее время и во время каникул в общеобразовательных школах. Наши совместные усилия могут быть объединены и при организации летнего отдыха и оздоровления учащихся.

         Таковы перспективы сотрудничества Церкви и государства в сфере образования.

         Все вышеуказанные формы взаимодействия необходимо наполнить живым опытом богообщения, памятуя, что всякий вмещает его «якоже можаху». Только бережное, чуткое и внимательное отношение к делу образования может принести благие плоды в долгосрочной перспективе.

10.11.2005

         Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белорусского Государственного университета

      

       Пресс-релиз "О сотрудничестве между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью по вопросам духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи"

      

         За прошедшие годы белорусское государство и Церковь сделали значительные шаги по пути развития взаимного сотрудничества и понимания. Это позволило заложить основы для дальнейшего плодотворного взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования. Идет последовательный поиск наиболее эффективных путей взаимодействия учреждений образования и религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи.

         Основополагающим принципом такого взаимодействия является право ребенка и родителей на воспитание в соответствии со своими убеждениями и семейными традициями. Современная школа не игнорирует запросы семьи, не навязывает чуждые семье идеологические или духовно-нравственные доктрины. Реализуя фундаментальные права человека, система образования стремится изучать духовно-нравственные запросы семьи, активно сотрудничать с ней в соответствии с целями и интересами общества.

         Светский характер образования не препятствует взаимодействию школы и Церкви в вопросах воспитания, в решении общих социальных задач.

         Соблюдение права выбора для учащихся и семьи является естественным способом организации духовно-нравственного образования в соответствии с религиозными традициями народа.

         Законодательство Республики Беларусь позволяет успешно строить взаимоотношения учреждений образования и религиозных организаций в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи с учетом их влияния в общественной и культурной жизни страны.

         Конституция Республики Беларусь трактует равенство религий перед законом следующим образом: "Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношение государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа".

         Светский характер образования разграничивает функции государства и Церкви, в силу чего учебное заведение не ставит своей целью формировать определенное отношение к религии или решать вопросы веры, это - функция Церкви. Родители или сами совершеннолетние обучающиеся вправе определять свое отношение к религии в соответствии с собственными убеждениями и семейными традициями. При решении вопроса о взаимодействии учреждения образования и религиозной организации в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов решающим аргументом для учебного заведения являются запросы совершеннолетних обучающихся, родителей несовершеннолетних детей.

         Конституция Республики Беларусь и иное законодательство устанавливают приоритетность сотрудничества государства с традиционными религиозными конфессиями: православной, римско-католической, мусульманской и иудейской.

         Система образования призвана сформировать у учащихся чувство глубокого уважения и почитания к культурообразующей религии своего народа, любовь к просветителям нашей страны, интерес к истории Церкви. Учащиеся должны знать особенности исторически-традиционных религий, их роль в историческом и культурном развитии страны, с уважением относиться к представителям этих религий.

         Органы управления и учреждения образования, определяя содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания, руководствуются законодательством Республики Беларусь, нормативными документами министерства, рассматривают его как органичную часть целостного воспитательного процесса, стремятся превратить формирование высокодуховной личности студента, учащегося в одну из главных целей обучения и воспитания.

         В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь "Об образовании" учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений законных представителей детей (самих совершеннолетних обучающихся) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

         Тесное сотрудничество и взаимопонимание в вопросах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сложилось между министерством и руководством ведущей традиционной религиозной конфессии в Республике Беларусь - Белорусской Православной Церкви.

         Вопросы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи находят свое отражение в учебных курсах, внешкольной и внеучебной воспитательной работе. Обязательным компонентом гуманитарного образования являются такие учебные курсы, способствующие формированию мировоззрения, как "Философия", "История", "Культурология", "Социология", "Политология", "Этика", "Эстетика" (вузы); "Мировая художественная культура", "Основы социально - гуманитарных наук", "Педагогика", "Психология", "Этика и психология семейной жизни", "Эстетика", "Религиозное искусство и архитектура" (ССУЗы); "Человек и мир", "История Беларуси", "Мировая художественная культура", "Русская литература", "Белорусская литература", "Этика", "Основы права" (общеобразовательные школы, ПТУ).

         Важнейшим элементом системы духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов становятся религиоведческие культурологические курсы.

         Образовательный стандарт высшей школы (цикл социально-гуманитарных дисциплин, раздел "Курсы совета вуза"), утвержденный приказом Министерства образования от 6 июля 1999 года № 436, предусматривает изучение в вузах культуроведческого учебного курса "Религиоведение" как обязательного. В большинстве вузов республики в учебный процесс дополнительно введены спецкурсы "История мировых религий", "Священные тексты в контексте мировой культуры", "Русская религиозная философия". В средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях работают факультативные курсы "Религиоведение", "История религии", "2000 лет христианства " и др. В ряде школ республики введены также факультативы "Мироведение", "Основы православной культуры", "Религиоведение" и др.

         В совокупности это позволяет в рамках учебного процесса уделять значительное внимание анализу влияния традиционных конфессий на духовную жизнь общества, раскрытию подлинного смысла деятельности деструктивных псевдорелигиозных сект. Духовно-нравственная культурологическая подготовка учащихся и студентов дополняется внеучебной воспитательной работой.

         Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2004-2006 годы разработана на основе Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", "О правах ребенка", "О свободе совести и религиозных организациях", других нормативных актов Республики Беларусь, а также в соответствии с международным правом, Соглашением о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью от 12 июня 2003 года и ранее подписанными Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью документами.

         Министерство образования Республики Беларусь и Белорусская Православная Церковь договорились подписать программу сотрудничества в области образования и воспитания детей и молодежи и реализовывать ее в соответствии с принципами:

         взаимного уважения и невмешательства в дела, относящиеся к компетенции Сторон;

         светского характера образования;

         толерантности, означающей в данном контексте, что сотрудничество органов и учреждений образования с Белорусской Православной Церковью не имеет целью ущемления прав других конфессий или граждан и не препятствует им развивать в рамках действующего законодательства сотрудничество с системой образования;

         уважения прав учащихся на формирование собственной позиции в отношении религии и прав родителей или лиц, их заменяющих, на воспитание детей в соответствии с собственным отношением к религии.

         Программа представляет собой совокупность мероприятий в области образования, воспитания и социальной работы, направленных на:

Информация в лекции "Правописание топонимов" поможет Вам.

         информационное, организационное, методическое, нормативное правовое, научное и кадровое обеспечение сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви;

         воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа;

         объединение усилий органов управления, учреждений образования, церковных и общественных организаций для использования потенциала православных традиций и ценностей в формировании личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, в коррекции поведения и социальной поддержке детей и подростков с девиантным поведением, оказавшихся в социально опасном положении;

         содействие развитию гуманитарного, в том числе теологического и религиоведческого, образования в Республике Беларусь;

         проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике. Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь

Свежие статьи
Популярно сейчас