Главная » Лекции » Разное » Основы теории коммуникации » 4 Исторические вехи возникновения и развития коммуникации

4 Исторические вехи возникновения и развития коммуникации

2021-03-09 СтудИзба

Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации

               Вопросы темы:

1. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза

2. Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции.

3. Истоки и основные парадигмы теории коммуникации.

4. Современные концепции коммуникации.

1. Развитие средств коммуникации в процессе антропогенеза

Антропогенез- процесс формирования homo sapiens как биологического вида. Этот процесс завершился примерно 40 тыс. лет назад. После этого дальнейшая эволюция человека стала носить социальный характер.

Проблема антропогенеза и происхождения языка (глоттогенеза) решается, в основном, с помощью гипотез. Наиболее значимой, на наш взгляд, гипотезой является развитие языка в процессе общественной производственной деятельности. Ее автором считают одного из основателей марксизма Фридриха Энгельса. Он подчеркивает, что труд и членораздельная речь превратили постепенно мозг обезьяны в мозг человека. Труд, язык и сознание (мышление) развивались одновременно, во взаимодействии. Осознание пользы совместной деятельности для каждого отдельного члена общества способствовало более тесному сплочению первобытного трудового коллектива, появлению потребности передать необходимую информацию с помощью слов.

Согласно другой, но близкой к вышеотмеченной по своему содержанию гипотезе, питекантроп, как известный науке первый вид древнего человека, отличался от обезьяноподобных существ тем, что создавал простейшие орудия труда – обработанные камни. Создание таких орудий требовало определенного уровня взаимодействия, позволявшего не только закрепить полученные навыки в памяти одного индивида, но и передать их другим. Предположительно, средства взаимодействия этих существ имели сигнально-двигательный характер и основывались на механизме подражания и имитации.

Рекомендуемые файлы

Следующий из найденных предков человека, пекинский синантроп, для регуляции совместной деятельности использовал не только мимику и жесты, но в большей мере звуковые сигналы. Это было необходимо для поддержания огня в ночное время. Эти виды существ умели разводить огонь и использовали в пищу, в отличие от питекантропов, не сырую, а обработанную на огне добычу.

Эти два вида древнего человека жили в доледниковый период. Ледниковая эпоха ознаменовалась появлением нового типа древних людей: неандертальцев и кроманьонцев.

Исследования показывают, что неандертальцы вели интенсивную охоту, их коллективная жизнь была достаточно сложной, что повлекло за собой появление новых средств общения. Полагают, что именно у неандертальцев начала формироваться членораздельная речь.

Кроманьонец – человек верхнего палеолита, согласно гипотезе, преодолел барьер, разделяющий животное и человека. Он владел конструктивными приемами изготовления орудий труда, приручил собаку и изобрел лук. Кроманьонцы жили родами, у них существовало разделение и специализация видов деятельности, что свидетельствует о более высоком уровне развития этого вида древних людей. Все это способствовало совершенствованию функции речи и развитию коммуникации.

Более подробно процесс развития средств коммуникации, согласно вышеназванной гипотезе, описан в учебнике (см. список основной литер., источник 1, с. 43-47).

Итак, в процессе развития древнего человека формировались особые функции средств коммуникации, отличающие человека от других представителей животного мира. Речь становилась ведущим средством:

1)    познания окружающего мира, инструментом мышления, позволяющим присваивать образам определенные значения и знаки;

2)    передачи накопленного опыта и знаний;

3)    регуляции взаимодействия (принуждение, запрет, убеждение, оценки, систематизации и организации ответных действий);

4)    внутренней самоорганизации и самоуправления.

Учитывая ведущую роль языка, речи в процессе антропогенеза, необходимо уделить внимание и гипотезам происхождения языка. В рамках этой проблемы  одной из первых появилась звукоподражательная или ономатопоэтическая гипотеза. Первыми ее высказали Демокрит и Платон. Согласно ей, первые слова человеческого языка – это звукоподражение  крикам птиц, зверей, шуму воды, грома и т.п. Эта гипотеза, согласно современному представлению о происхождении языка не может считаться состоятельной, поскольку не может объяснить происхождение большинства слов.

Согласно другой гипотезе – междометной – первотолчком к созданию слов считается внутреннее эмоциональное состояние человека. Как и звукоподражательная, междометная теория не объясняет многого в языке.

Одним из недостатков вышеупомянутых теорий явилось преувеличение сугубо биологического аспекта происхождения языка.

Другие гипотезы происхождения языка в большей мере апеллируют к социальным аспектам. Так, теория инстинктивных трудовых выкриков добавила, с одной стороны, деятельностный аспект (мышление и действие были первоначально неразрывны), а с другой – аспект социальный (трудовые выкрики во время совместной работы становились символами трудовых процессов, протоязык был набором глагольных корней).

Социальный аспект преобладал и даже перевешивал в теории социального договора, которая рассматривала язык как сознательное изобретение и творение людей, утверждаемое договором между ними. Эта теория получила широкую популярность в рационалистическом XVIII веке (Этьен Бонно де Кондильяк, Адам Смит, Жан Жак Руссо). Так, Руссо делил жизнь человечества на два периода: природный и цивилизованный. В первый период человек был частью природы и язык происходил от чувств: “страсти вызывали первые звуки голоса”, которые становились затем символами предметов, действующих на слух; предметы, действующие на зрение, обозначались жестами. С  появлением собственности и государства язык стал менее эмоциональным, более “сухим, рассудочным и методическим”, что означало для Руссо его регресс. Рациональное поведение людей вызывало, якобы, появление социальных договоренностей в отношении языка.

Проблемы познавательного развития человека, глоттогенеза и развития культуры рассматриваются в рамках культурно-исторической школы Л.С. Выготского и его соратников.

Таким образом, примерно 40 тыс. лет назад возникла человеческая речь, ставшая ведущим средством социальной коммуникации.

1.     Генезис массовых коммуникаций. Коммуникативные революции

На самой ранней стадии развития общества человек применял различные средства коммуникации и связи. Для интенсификации и расширения взаимодействия требовалось преодолевать большие расстояния. Пожалуй, самым первым, наиболее активно и эффективно используемым средством массовой коммуникации, явилась лошадь. Наездник, преодолевая большие расстояния, устанавливал коммуникации со значительно большим количеством людей. Стремление к совершенствованию средств коммуникации привело к созданию всевозможных транспортных средств (начиная от телеги и заканчивая летательными средствами).

Одной из причин, вызвавших быстрое развитие средств массовой коммуникации, является желание расширить сферу функционирования и развития хозяйственных связей (обмен товарами, а в последующем информацией, знаниями).

Развитие массовой коммуникации было обусловлено и формированием более сложных общественных связей в древних государствах. Так, в Древней Греции и Риме отношения с общественностью составляли органическую часть управления обществом.

В последующем для интенсификации коммуникаций были изобретены средства связи, которые позволили осуществлять требуемые взаимодействия и без публичного соприкосновения. Была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала достаточно массовую адресную связь между взаимодействующими элементами общественной системы, затем - телеграф (XIXв.), ознаменовавший начало эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. С созданием телеграфной коммуникации не только увеличилась скорость передачи информации, но и резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей – коммуникантов.

С изобретением радио и внедрением его в глобальную коммуникативную сеть связывают появление средств массовой коммуникации современного уровня. А появление телевидения сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории. Резко увеличился и объем информации, предаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы. Кроме того, телевидение стало возвращать естественную устность со слуховизуальным воздействием на людей, характерную для дописьменной культуры. Интерактивное телевидение способствовало установлению двухсторонних интенсивных коммуникаций. Этот этап в развитии человечества, согласно Г. Маклюэну, знаменует конец эры Гутенберга[1]. Данный термин, широко используемый в современной коммуникативистике, был предложен канадским ученым для обозначения одного из трех выделенных им этапов в развитии цивилизации наряду с возникшим ранее письменным и современным, основанным на электронных аудиовизуальных массмедиа.

Таким образом, история развития коммуникации, сопровождающаяся развитием средств передачи сообщений (информации), претерпела три коммуникативные революции:

1)    изобретение письменности;

2)    изобретение печатного станка (начало “эры Гуттенберга”);

3)    развитие электронных массмедиа.

Стоит заметить, что возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют “первой коммуникативной революцией”. Язык стал основным средством общения и передачи информации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи – письма, печати, газет, телефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не умаляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения.

Более подробно о возникновении письменности, книгопечатании и развитии электронных средств связи можно прочесть в учебнике.[2]

2.     Истоки и основные парадигмы теории коммуникации

Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале XX века., ранее проблема коммуникации рассматривалась исключительно как проблема человеческого общения. В социокоммуникативном контексте коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам и при помощи различных коммуникативных средств. Как происходило становление научных подходов к изучению коммуникации? Первоначально эта проблема решалась в рамках социально-философской мысли. Рассмотрим основные проблемы коммуникации в историческом разрезе социально-философской мысли.

На начальном этапе развития философии, во времена господства натурфилософии человек рассматривался в неразрывной связи с природой, специфика собственно человеческого бытия не обсуждалась. Но в V в. до н. э. центральной проблемой философских рассуждений становится взаимодействие человека и общества. Такой переход был связан с деятельностью софистов и Сократа. Обращение к проблеме человека выводило на первый план вопросы межличностных отношений, которые стали предметом риторики и этики. Эти проблемы нашли отражение в трудах Платона, Аристотеля. Эти и другие авторы способствовали тому, что риторика внесла огромный вклад в становление и развитие коммуникативной теории и практики. Теоретическое наследие античных мыслителей является основой, на которой строились дальнейшие исследования в области человеческой коммуникации.

Значительный вклад в решение проблемы личности и человеческих отношений был сделан с возникновением и развитием христианства, которое дало мощный толчок для развития самосознания личности (признание равенства всех людей перед Богом, свобода выбора, которой наделяет Бог человека, господство человека над миром природы). Но христианство внесло и определенные ограничения в развитие человеческой индивидуальности, поскольку, во-первых, отдавало приоритет не индивидуальному, а “соборному” (церковному) существованию человека, во-вторых, высшая ценность была признана за общением человека с Богом, а не с себе подобными, хотя это несло в себе очень мощный нравственный заряд.

Возрождение и Новое время приносят новое, демистифицированное, понимание человеческого общения, основанное на гуманистическом миросозерцании. В центре внимания новой культуры – Человек, а не Бог. Реабилитировав ценности земного бытия, эта эпоха породила рецидивы крайнего индивидуализма, что нашло отражение в знаменитой формуле Т.Гоббса “человек человеку - волк”. Правда, это выражение появилось намного раньше, еще во II в. до н.э., у римского писателя Плавта, но именно Гоббс в XVII в. сделал его достоянием европейской культуры.

В эпоху Просвещения умонастроения в интеллектуальной среде меняются – все более широко признается иное понимание сущности человека и человеческих отношений – вера в природную доброту и разум человека, в возможность создания общества, в котором будут царить свобода, равенство и братство (лозунги Великой Французской революции 1789 г.). Это время было отмечено бурным развитием наук, изучающих и управляющих взаимоотношениями человека с себе подобными, а не с Богом (педагогики, этики, эстетики, психологии, социологии). Что же касается риторики, то ее популярность убывала. К началу XIX в. риторика как наука устраняется из сферы образования, поскольку воспринимается только как синоним красивой, напыщенной и малосодержательной речи.

Разработку теоретических аспектов коммуникации в  XVIII –XIX вв. связывают с представителями немецкой  философии. Так, Ф. Шлейермахер (1768 – 1834), видный представитель немецкого романтизма, последовательно рассматривает проблему общения. Для него общение между людьми – это в первую очередь общение между индивидами, равными сторонами (субъект-субъектные отношения). Это послужило основанием считать его теорию предпосылкой и фундаментальной основой  теории понимания (герменевтики), имеющей важное значение для теории коммуникации.

В рамках философии прагматизма в XIX в. сформировалось новое направление исследования коммуникации – семиотика. Семиотика изучает знаковую природу коммуникации, исследует свойства знаков, знаковых систем. По утверждению Ч.Пирса (1839-1914), который ввел в научный оборот само понятие “семиотика”, “мыслить без знаков невозможно, знак является заменителем объекта в каком-то аспекте”. Таким образом, коммуникация имеет знаковую природу и невозможна без знаков. Идеи Пирса имели своих последователей и получили дальнейшее развитие в философии XX в.

В XX в. теоретическое исследование коммуникации в рамках философской традиции существенно расширяется. Помимо развития идей семиотики и герменевтики формируется персонализм, в котором общение и коммуникация различаются следующим образом: общение – абстрактно и безлично, коммуникация – взаимозависимость, противоположная договору, основывается на интимных контактах и осознанной духовной общности. Эмпирические формы такого контакта – беседа, дискуссия, “безграничное взаимное пребывание в беседе” (К.Ясперс).

Значительное влияние на развитие теории коммуникации в XX в. оказала диалогическая философия (М.Бубер), критическая философия Франкфуртской школы (Ю.Хабермас, М.Хоркхаймер, Т.Адорно).

Философский анализ коммуникации сопряжен с понятием “дискурс”. В немецкоязычном словоупотреблении это понятие означает диалог, ведущийся с помощью аргументов. У Ю.Хабермаса и К.О. Апеля дискурс – форма коммуникации, а именно: такой способ коммуникации, в котором сталкиваются различные высказывания, явным или неявным образом содержащие притязания на общезначимость. Так, позитивную роль дискурса Хабермас видит в том, что он выступает средством социализации индивидов в обществе и как форма коммуникации втягивает людей в отношения взаимопонимания. Дискурс вынуждает высказывать собственные мнения от первого лица, которые подвергаются критике, проверке и способствует достижению консесуса в современном обществе. Консенсус является следствием коммуникации, в ходе которой участники признают друг друга как равноправные социальные партнеры. Его функция состоит в том, чтобы предупреждать принуждение со стороны как отдельных лиц, так и учреждений общественного характера, способствовать интеграции общества.

Для отображения коммуникации, осуществляемой социальными субъектами с целью “выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания”, применяют понятие “связи с общественностью”. Считают, что этот термин впервые применил президент США Томас Джеферсон в 1908 году в “Седьмом обращении к конгрессу”.

Выше описана кратко история зарождения и развития коммуникативного знания в рамках социально-философской мысли. Более подробно об этом можно узнать, изучив материал учебника под ред. М. А. Василика ( с.63-91). Но даже краткое изложение позволяет сделать вывод о том, что изменения в характере общественных связей и отношений, происходящие на каждом последующем этапе человеческой истории, получали свое отражение в теоретических представлениях о коммуникации. Усложнение общественной жизни влекло за собой структурное усложнение и большое разнообразие коммуникативного знания.

До XIX в. осмысление проблем социальной коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. Но появление социологии, психологии, культурологии и других наук об обществе, развитие филологической и технических наук, зарождение кибернетики изменило ситуацию. В XX в. развитие теории коммуникации и методологии  коммуникативных процессов стало прерогативой этих наук. Среди них особо выделим социологию и психологию, в рамках которых  сформировались современные концепции коммуникации, о которых пойдет речь в следующем вопросе.

4. Современные концепции коммуникации.

В современной теории коммуникации существует несколько конкретно-научных подходов к изучению коммуникации. Во-первых, они разделяются на две группы: технократические и интеракционные. Такое разделение обусловлено существованием двух отличающихся парадигм самой коммуникации: механистической и деятельностной.

В механистической парадигме под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема ее (информации) получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия.

Во-вторых, в рамках интеракционных теорий, которые развиваются в социологии, психологии, культурологи, ученые разделились в решении вопроса о том, как объяснить коммуникацию - ссылками на индивидуальную осознанную деятельность или в качестве производной от социальной структуры. Этот спор имеет давние корни и отражает проблему места и роли человека в обществе, соотношения объективного и субъективного в поведении людей.

К числу технократических теорий относят: теорию информационного общества (Д.Белл, Дж. Гэлбрейт), теорию коммуникационных технологий (Г.М. Маклюэн (1911-1980), математическая теорию коммуникации (К.Шеннон, У.Уивер), многочисленные теории коммуникации в организациях. Содержание этих теорий подробно описано в учебнике.[3]

Технократические теории не могут объяснить весь спектр проявления коммуникативной деятельности. Преодоление этого недостатка связано с интеракционным подходом к исследованию коммуникации, в значительно большей степени учитывающим роль человека как субъекта коммуникации. Поэтому данный подход рассмотрим более подробно.

Отличительной особенностью интеракционного подхода является то, что он рассматривает коммуникацию как взаимодействие и является альтернативой не только технократизму, но и бихевиоризму.

В начале и середине XX в. социальная коммуникация чаще всего рассматривалась в контексте общетеоретических построений бихевиоризма, сводившего ее к прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, где последний выступает лишь в качестве объекта реагирующего на воспринимаемую информацию.

При альтернативном понимании сущности коммуникации на первый план выдвигается активность реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В этом и состоит суть интеракционного подхода, который был сформулирован Т.Ньюкомбом в 1953 г.

В целом суть интеракционного подхода состоит в следующем:

1)субъекты коммуникации равноправны и связаны взаимными ожиданиями и установками, а также общим интересом к предмету общения;

2)коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений;

3)эффекты коммуникации состоят в сближении или расхождении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что в свою очередь означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества.

Таким образом, такой взгляд на коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок.

Необходимость учета особенностей коммуникации в различного рода социальных системах, влияния на нее социальных институтов, стереотипов группового сознания обусловили разработку целого ряда теорий в рамках интеракционного подхода.

В социологии и социальной психологии, например, значительное влияние на теорию коммуникации оказал символический интеракционизм. С точки зрения этой теории коммуникация – это не пассивная реакция (как у бихевиористов), а субъективная осмысленность и направленность на других (другого). Взаимодействия между людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.  Таким образом, действию “другого” приписывается какой-то смысл, значение (“символизируется”), т.е. эти реакции носят не автоматический характер, а являются осмысленными, которым придается то ли иное значение. Например, протянутая рука при встрече двух людей означает приветствие, послание в виде стрелы – объявление войны и т. п.

В середине и второй половине XX в. стал популярным интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникаций в различных обществах и организациях. Он исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). Главное внимание здесь сосредоточено на изучении символических действий и ритуалов членов различных общностей.  Среди теорий этого научного направления стоит отметить теорию межкультурного содержания коммуникации, разработанную американским антропологом Э. Холлом, которая дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, а эффективность коммуникации расценивается с точки зрения принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде.

Значительное влияние на формирование методологии интеракционного подхода изучения коммуникации оказала социологии, изучая в качестве предмета социальное взаимодействие. В его основе лежит представление о том, что социальный актор (действующее лицо), индивид, группа или общество в целом всегда находится в физическом или мысленном окружении других действующих лиц и ведет себя сообразно этой социальной ситуации. Наиболее полную разработку проблема социального взаимодействия получила в теориях социального обмена.

Лингвистические подходы к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка. Они больше внимания уделяют формальным свойствам языка, в то время как социологов и социальных психологов интересуют сложные и социально определенные правила, управляющие лингвистической деятельностью, отношение между языком и идеологией, знанием и социальной природой словесного общения. Не случайно, видимо, интересные исследования были проведены на стыке данных наук. Так возникла социолингвистика.

В современной социолингвистике при анализе языковых явлений и процессов основной акцент делается на роли общества: исследуется влияние различных социальных факторов на взаимодействие языков, систему отдельного знака и его функционирование. Таким образом, в рамках социолингвистики происходит органическое сочетание социологических и лингвистических категорий (например, когда языковая коммуникация изучается в различных сферах общения и взаимодействия – общегосударственной, повседневно-бытовой и т. п.).

Бурное развитие средств массовой коммуникации в XX в. обусловило пристальный интерес ученых к всестороннему изучению их деятельности. Первоначально исследования массовой коммуникации осуществляется в рамках социологии. Так, Р.Э. Парк, Ч.К. Кули, У.Липпман трактовали массовую коммуникацию как общение членов массы – “коллективной группировки” в условиях индустриального урбанизированного общества. Ими активно изучались и социальные функции массовой коммуникации.  Впоследствии исследования в этой области стали настолько разнообразными, что сформировались свои школы и научные направления. Существующие в настоящее время концепции места и роли массовой коммуникации в обществе весьма многообразны.[4] Среди них отметим теории, рассматривающие место и роль телевидения в современном обществе (Анненбергская школа, созданная в США в 1959 г. при Пенсильванском университете, возглавляемая проф. Дж. Гербнером), теории “волшебной (магической) пули” и “подкожных инъекций”.

Новым этапом в развитии теорий массовой коммуникации стало изучение воздействия средств массовой коммуникации на аудиторию. Появились такие теории как теория селективной экспозиции, теория диффузии (распространения) инноваций, теория культивирования, теория информационных барьеров и др..[5] Содержание некоторых из этих теорий будет рассмотрено в теме 8 при изучении аудитории массовой коммуникации.

Вопросы для самопроверки

1.     Опишите эволюцию коммуникативных способностей человека в процессе антропогенеза.

2.     Чем отличаются коммуникации в среде животных от коммуникаций в человеческой среде?

3.     Охарактеризуйте основные этапы в развитии технических средств социальной коммуникации.

4.     Можно ли назвать коммуникационной революцией возникновение человеческой речи?

5.     Почему возникновение письменности, изготовление печатного станка, внедрение электронных массмедиа называют коммуникативными революциями?

6.     Определите основные этапы становления и развития теории коммуникации.

7.     В чем состоит вклад немецкой классической философии в развитие теории коммуникации?

8.     Охарактеризуйте основные коммуникативные аспекты философии персонализма?

9.     Как связана герменевтика с проблемами коммуникации?

10.                       В чем суть лингвистических подходов к изучению коммуникации?

11.                       Дайте характеристику основных современных конкретно-научных направлений в изучении коммуникации?

12.                       Раскройте содержание интеракционного подхода к изучению коммуникации?

13.                       В чем состоит научный вклад представителей лингвистической науки в изучение коммуникации?

14.                       Охарактеризуйте основные проблемы теорий массовой коммуникации?

Основная литература

1.     Основы теории коммуникации: Учебник. / под ред. проф. М.А. Василика. – М.:Гардарики, 2003, гл. 1, С. 43-56, гл.2, С. 63-123.

2.     Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). Учебник – 2-е изд. – М.: “РИП-Холдинг”, 2004, гл.1,  С.8-37.

Дополнительная литература

1.     Почепцов Г.Г. Теория коммуникации – М.: Рефл-бук,К.: Ваклер, 2003, Гл. 1, С.24-31.

2.     Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. – М., 1995.

3.     Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. – М.: Изд. Рип-холдинг, 2003, гл 1, с13- 43.

4.     Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции. – М. : Аспект-Пресс, 2005.

5.     Мунье Э. Манифест персонализма. – М, 1999.

Информация в лекции "План рекламной кампании" поможет Вам.



[1] Книгопечатание было начато в Европе в 1440 г.  с изобретением печатного станка для наборной печати И.Гутенбергом в Германии. Ученые до сих пор не уверены, что свой станок Гуттенберг изобрел самостоятельно, а не заимствовал у китайцев, которые еще в конце IX в. стали использовать наборную печать в виде вырезанных деревянных блоков.

[2] Основы теории коммуникации/ Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики. – 2003. – С.49-56.

[3] Там же, С. 91-96.

[4] Там же, С. 116-123.

[5] Там же, с. 116-123.

Свежие статьи
Популярно сейчас