Краткая история эволюции кроя
Краткая история эволюции кроя
Признаки разделения современного кроя классифицируются в зависимости от того, каким образом одежда прикрепляется к телу. По способу крепления одежды к телу различают:
- набедренный или поясной тип одежды;
- драпировочный или обёрточный тип одежды;
- наплечный, когда одежда висит на плечах;
- запахивающий или распашной тип одежды;
- трико, когда одежда полностью или частично повторяет формы тела.
Издревле было известна одежда, в которой отсутствует крой. Любая форма одежды создавалась главным образом из прямоугольных кусков ткани, драпированной или обертыванием вокруг тела. Наиболее современную драпированную одежду создали древние греки и римляне. Другая форма одежды, у которой первое назначение – защитное – это набедренная повязка у мужчин Древнего Египта.
К одежде, принцип создания которой основан на покрое, предъявляются иные требования: она должна не только защищать тело, но и сохранять приданную ей форму любой сложности. Сделать это можно только, разрезав ткань.
Первые зачатки кроя возникли на Востоке, но там они и застыли на первоначальном уровне. Условия для развития кроя нового направления сложились в Европе.
Рекомендуемые материалы
Прежде всего это варвары. Это народы, пришедшие с северо-востока и осевшие на территории Западной Европы, которые освоили древнеримский крой. Но к тому времени он потерял античные традиции: вместо античных драпировок носили довольно узкую обычно из плотной ткани одежду с рукавами. В Европе она превратилась в своеобразный оберточный тип футляр, а одежда варваров оставалась простой, легкой и удобной. Она несла в себе зачатки конструктивной мысли и те элементы кроя, которые через века пришли в современный крой.
Лекция "Категориальный аппарат теории рекламы" также может быть Вам полезна.
Первые попытки изменить примитивную схему покроя относятся к тому времени, когда возникло новое понимание женской красоты. Средневековые мастера (12 век) делают в женском платье овальные вырезы по бокам и соединяют их шнуровкой, расширяют одежду длинными клиньями. Но всё это не создавало безукоризненного облегания фигуры платьем. В своем покрое одежда ещё мыслилась как единое, нерасчленённое целое. Понадобилось ещё 200 лет накопления практических знаний и навыков, позволивших изменить понимание конструкции одежды. Принцип конструктивной взаимосвязи отдельных элементов одежды взятых из рыцарских доспехов, был взят за основу кроя. Одежду подобно доспехам, разделяют на отдельные части и на основании обмеров фигуры строят для них чертежи. Знания пластических свойств ткани и необходимости в узкой одежде породили выточку неизвестную до сей поры.
Образ жизни средневековых феодалов (собрания, развлечения, танцы) заставляет все более подчеркивать женскую привлекательность. Костюм, преобразующий женскую внешность по эстетическим законам своего времени (14-15 вв.) выполняет эту роль. Чтобы добиться разнообразия форм женской одежды мастерам 14 века пришлось разделить платье в поперечном направлении; т.е. разделить его на лиф и юбку. В течение 14-15 в.в. формируются все виды кроя, существующие в настоящее время.
В 16 веке возник новый тип кроя – каркасный. Костюм этого типа носили и мужчины и женщины. Особенно долго существовал женский каркасный костюм. Его основой были корсет и юбка на плотном специальном чехле с обручами различного размера. Интересны пример маскировочных приемов – фигур женского костюма 30-40 г.г. 17 века. Королева-регентша, мать Людовика 14, была очень полной женщиной. Её костюм: талия платья высоко поднята, лиф разрезан на несколько частей с косыми швами, направление швов создавало впечатление узкой спины. Рукава вверху делали непомерно широкими. Под юбку выше бедер надели валик, и по контрасту спина стала ещё уже. Стоящий подобно вееру воротник и глубокое декольте зрительно удлинило шею. Костюму королевы подражали придворные дамы. Им - весь Париж, а Парижу вся Европа.
Основное правило в современном направлении кроя одежды заключается в том, что одежда должна быть естественной, не сковывать движения и не деформировать тело.
Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды, возникает стремление обосновать теорию кроя. Интерес к этому был вызван индустриализацией изготовления одежды. Из практики снятия мерок портные знали о зависимостях одних измерений фигуры от других и тогда возникла мысль создать систему, основанную на пропорциональности человеческой фигуры.
Возможность научного обоснования покроя и приложения к нему математических методов уже в 19 веке интересовало ученых. Среди них особое место занимает Чебышев. Но сложность применения математических методов к наиболее трудным участкам одежды является одной из основных причин сохранения старых систем построения чертежей кроя. Их неточности исправляются только примеркой, допустимой лишь при индивидуальном изготовлении костюма.