Главная » Лекции » Разное » История костюма » 1 Происхождение костюма и его эволюция

1 Происхождение костюма и его эволюция

2021-03-09 СтудИзба

ЛЕКЦИЯ № 1

Тема: «Происхождение костюма и его эволюция»

1.    Исторический костюм как культурный, эстетический, социальный и

      экономический образ эпохи.

2.    Факторы, оказывающие влияние на эволюцию костюма.

3.    Основные термины и определения. Символика одежды и ее элементов.

4.    Стили одежды разных времен и народов.

5.    Современный костюм как результат эволюции исторического костюма.

6.    Роль  декоративно-прикладного искусства в дизайне костюма.

Рекомендуемые файлы

7.    Формы исторического костюма. Эволюция кроя костюма. Законы гармонии в костюме.

8.    Мода и ее проявления в костюме разных времен и народов.

Ещё на заре своего существования человек создал первый покров для защиты тела от холода воды и тепла и помощи в непрерывной борьбе за свое существование. Защитник и помощник – вот чем был для человека первобытный костюм.  Костюм – это предмет материальной культуры человека. Его функциональное назначение существовало и видоизменялось вместе с людьми. Со временем костюм стал выполнять множество других функций: прямых и косвенных, более тонких, интимных, способных лишь создать еле уловимое настроение. Эта психологическая связь между человеком и одеждой возникла очень рано. В различные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и свое влияние на формирование внешнего облика человека. Однако эстетический критерий человеческой красоты постоянно меняется. В связи с этим меняется и костюм. Причины смены этого критерия красоты (моды) настолько разнообразны, что с трудом можно разыскать и выделить основные из них, создающие тот или ной идеал костюма определенного времени.

 Но все-таки попытаемся отметить основные факторы, влияющие на эстетический образ костюма:

-      материальный прогресс общества;

-      технические изобретения;

-      знакомство с дальними странами;

-      возникновение городов или их разрушение;

-      появление новых народов и исчезновение старых культур;

-      социальные и личные отношения между людьми, сложившиеся в

              обществе.

  Все эти факторы  отразились на эволюции костюма. Но его форма, понятная и интересная современникам, создается конкретными художественными средствами. Поэтому костюм никогда не может остаться вне сферы влияния художественного стиля эпохи.

В костюме неизменно присутствует основная эстетическая ценность времени, в которое он создавался. Связь костюма с эпохой и искусством неразделима. Но по сравнению с другими видами предметов искусства предмет «исторический костюм» обладает ещё одним важным качеством – возможностью широко и  мгновенно реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в  его духовной сфере. Так, например, для того чтобы обрели плоть замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя должен пройти длительный срок. Костюм же изменяется моментально, и в его изменениях раскрывается глубинная сущность общественной жизни.

Эволюция одежы.  Одежда - самобытнейшее и древнейшее явление цивилизации, существующее столько, сколько существует homo sapiens. По свидетельству археологов ее возраст составляет более 50 000 лет. Уже только по этой причине одежда человека заслуживает серьезного внимания, т. к. является важнейшим источником осмысления проблем этногенеза, этнической истории, связи между различными племенами и народами.

Ни один народ никогда не существовал и не развивался изолировано. Ни одна культура не развивалась в стороне от магистралей культурного процесса. Представить эволюцию одежды в  качестве составной части развития ткачества является основной целью изучения дисциплины «История костюма».  Историческим фоном дисциплины стали все эпохи, основные исторические периоды  и стадии развития общества, а этническим фоном – известные в разные времена племена и народы. Племена и народы составляют историческую общность, которая формировала основы культуры, и каждая из них вносила самобытную ценность. Наиболее ярко это проявилось в одежде. Да это и понятно: ведь одежда была не просто предметом первой необходимости, она служила еще прекрасным материалом для проявления художественного вкуса и эстетических склонностей человека. В современное понятие Одежда вкладывается не только собственно одежда – то, что одевает человек на себя, чтобы защищаться от неблагоприятных условий, но и прическа, украшения, а также способы ношения отдельных компонентов одежды, ее ритуальная система, норма поведения и эстетические представления народа.

Дисциплина «История костюма» рассматривает многовековую трансформацию одежды как социально-культурного явления. Изложение курса построено на соединение фактологической базы данных об одежде с системой художественного мышления, в основе которых лежат знания:

- мировоззренческих и религиозных взглядов людей, живущих в разные эпохи;

- знания природных особенностей разнообразного материала для изготовления одежды (текстильное материаловедение и технология волокнистых материалов);

-  знания приемов кроя и шитья (технология конструирования и изготовления одежды);

-  художественного украшения одежды (дизайн одежды).

История культуры одежды – это последовательность развития общего культурного процесса, в котором ничего не исчезает, из того, что создали предыдущие поколения. Будущие поколения лишь трансформируют приобретенные ценности в соответствии с новыми природно-климатическими условиями, экономическими и социальными условиями жизни людей, иной мировоззренческой системой взглядов,  художественно-эстетическими ценностями. Поэтому, какие бы варианты одежды не диктовала современная мода, она лишь интерпретирует то, что уже когда-то было найденно.

Одежда первобытного человека носила чисто условный характер. У некоторых племен ее присутствие на теле означалось краской или татуировкой. По существу это был лишь прообраз «настоящей одежы».

Истоки «настоящей одежды» приходятся на период позднего неолита, когда зарождается родовое общество и возникает потребность в маркировании «своих» и «чужих», где свои определялись по материнской линии. Одновременно с этим возникает потребность создания системных половых табу для отличий мужской и женской одежды. Схема возникновения и развития одежды проходила по восходящей: от простейшей одежды до более сложных ее видов, от не сшивной к сшивной, от глухой к распашной. Самым простым видом не сшивной одежды был набедренник, подвидом которого стали фартуки перевязки, пояса, плащи. Таким образом, формировался первый комплект одежды, включающий набедренную и верхнюю или плечевую одежду.

 На рубеже древнекаменного и среднекаменного периодов произошли изменения в природно-климатических условиях, существенно отразившиеся на животном и растительном мире, следовательно, и на сырье для одежды, на занятиях людей их мировоззрении. Наступила эпоха «северного Оленя», а в месте с ней эпоха плетеной одежды с четко выраженной защитной функцией. Выразителем этого направления развития одежды была культура «мизинских мадонн», которая в своеобразной пластической форме олицетворяла историю «парности», связанную с укреплением института семьи. Одежда «мизинских мадонн» приобрела черты сакральности, проявившиеся преимущественно в украшениях: в подвесках из ракушек, зубов оленей и лисиц, в диадемах, изготовленных из кости мамонта, в бусах, перстнях, браслетах, амулетах.

Эпоха неолита охарактеризовалась переходом от охоты к земледелию и скотоводству, т.е. к воспроизводимому хозяйству. Кардинально изменяется технология изготовления одежды, формируется культура нового типа – земледельческая. Ее сакральная сущность основывалась на культуре земли, и это сказывалась на новых направлениях и новых функциях одежды. Ее трансформация способствовала изобретению ткани и шитья. На первых парах одежда по форме и крою сохраняла традиции палеолита с дальнейшей заменой материалов. Из ткани изготовляют рукава, нагрудники, которые одевали отдельно, и лишь через некоторое время начали сшивать. В одежде человека неолита украшения играли значительную роль. Недаром неолит называют эпохой костяных украшений.

Трансформация одежды на примере населения, занимавшего территорию Украины.  В эпоху неолита (5-3 тыс. до н. э.) на территории Украины этническая картина трансформировалась в результате интенсивного смешения этнических потоков. Главными из них были среднеостготовские племена коневодов, кочевые скотоводы. Каждый этнический поток характеризовался своеобразным типом хозяйственных занятий, укладом жизни, культурой, в том числе культурой одежды. Из всего этого многообразия выделялось два потока: скотоводов и оседлых земледельцев. В основе уклада скотоводов лежал отгонный тип скотоводства с характерным для него подвижным образом жизни, патриархальным социальным строем и воинственным духом. В этих условиях формировалась одежда приспособленная к кочевому образу жизни и войнам. Самыми распространенными видами одежды были штаны и комплект защитного снаряжения: боевые пояса, шлемы и шапки, нагрудники с металлическими пластинами.

В основе трипольской культуры лежала производительная экономика, включавшая наряду с ремеслами земледелие и скотоводство. Материалом для одежды трипольцев были: лен, конопля, шерсть. Кроме тканей использовали также кожу и мех. Трипольская орнаментация одежды отражала целостную картину мира, переведенную на язык знаков. Это и «трипольская спираль», символизирующая жизнь и плодородие, «трипольский крест», как олицетворение мужского и женского начала и рождения третьего сыновнего начала. Основную нагрузку в одежде нес декор, роспись и аппликации. В трипольскую эпоху украшения еще не были утилитарными.

Бронзовый век (3-1 тыс. до н. э.) был переломным моментом в истории общества: от первичных форм к современным, от каменного века к веку железа. Основной акцент на стиль бронзовой эпохи перенесен на украшения, которые определяли тип одежды, силуэт, способы ее ношения. На всем культурном ареале произошла определенная дифференциация одежды по социальным признакам и ее своеобразной специализации по назначению. Окончательно сформировалась ритуальная и военная одежда.

Ранний железный век на территории Украины утвердился с появлением в ее степных и причерноморских частях скифов (7 в. до н. э.- 3 в. н. э.). Именно в это время железо становится основным металлом, из которого изготовляют орудия труда, а золото – не только служит главным материалом для украшений, но и несет в себе логические и культовые знаки, приобретает символическое значение в понятии «скифское золото». Золото стало настоящим символом золотого века в веке железном. Скифские одежды, уникальные по своему значению, являются одновременной защитой человека и произведением высокого искусства. Она органически вписывалась в несложный образ жизни воинствующего народа. Снискали огромную славу скифские мечи, кинжалы, дротики, боевые топоры, луки с бронзовыми стрелами. Совершенством отличалось и защитное снаряжение скифа: металлические щиты на кожаной основе, панцири, боевые пояса, шлемы и поножи или кнемиды.

Сарматы – новая волна кочевников в степях Причерноморья во 2 в. до н. э. В результате проникновения сарматов в греческие и римские колонии в культуре сарматов формируется своеобразный полихромный стиль, а в элино-римском искусстве большое место начинают занимать сюжеты сарматской жизни. Сарматы способствовали изменению общего облика костюма. Культура одежды сарматов отличалась  своеобразием стиля. Как искусные войны, они разработали совершенную систему защитной одежды – гибкий панцирь. Он состоял из бронзовых или железных чешуйчатых пластин и применялся в комбинации с кольчугой. Под панцирь одевали портупейный пояс, к которому крепили оружие. Головными уборами были башлыки из прочной шерстяной ткани или кожи, обильно украшенные бусами. Бусами также украшали обувь. Как скифы, сарматы носили съемные украшения: браслеты, диадемы, кольца, фибулы, серьги в правом ухе. В одежде сарматок большое место занимали разные украшения, которые носили поверх накидок. Большинство украшений выполняли не только эстетическую функцию, но и защитную, и даже философскую. Например, сюжет диадем воссоздавал языческо-мифологические сцены: дерево жизни, оленицы-роженицы, и соколы, где дерево символизировало плодородие и объединяло своей кроной небесные и земные миры, птицы – род, а золотые плоды дерева – истоки плодородия и бессмертия. Нередко сарматки обшивали одежду бубенцами, чтобы отгонять зло и нечистую силу. Такую же роль играли амулеты-обериги, изготовленные в виде изображений различных животных. В ритуальных целях сарматки использовали курильницы с ароматическими травами.

Этническую основу современного населения Украины составляют главным образом славяне, сформировавшиеся на протяжении тысячелетий из местных племен, которые занимались охотой, рыболовством, земледелием, скотоводством. Их зарождение и становление  не осталось в стороне от великого переселения народов. На историческую арену славяне выходят на рубеже тысячелетия до н.э. и н.э. Славянский этнос формировался на нескольких культурных основах, древнейшими из которых являются зарубинская, чернявская и киевская культуры.  На основе их позднее были созданы могучие славянские союзы склавнов и антов, а затем древнерусские племена: дублинов, полян, древлян, тиверцев, угличей, северян, родимичей, которые консолидировались в население древнерусского государства. Таким образом, необычно пестрая и в то же время самобытная этнокультурная основа славян, способная даже в условиях этнического влияния сохранить собственные этнические ценности, а заимствованные - превратить в свои. Со второй половины первого тысячелетия н.э. в Украине происходит консолидация всех славянских племен и их объединения на базе создания древнерусского государства – Киевская Русь. Государство сыграло решающую роль в консолидации всех восточно-славянских племен, результатом чего стало формирование общего для них этноса – украинского по сути. Наиболее ярко это проявилось в сфере культуры одежды. Консолидация содействовала созданию общественных черт костюма. Однако при этом он оставался достаточно разнообразным. И это закономерно, ведь одежда, как составляющая культуры, основывается на системе традиций. Естественно, что одежда населения Киевской Руси воплощала лучшие достижения материальной и духовной культуры, эстетические идеалы и вкусы людей. Художественные черты одежды в полной мере проявились во времена подъема древнерусского государства, наличие которого подчеркивалось преобладанием в государственной атрибутике красного цвета, доминирующего также в одежде. Он был знаком принадлежности к знатному роду. Все элементы одежды красного цвета выполняли сакральную и защитную функции. Защитная символика во времена Киевской Руси подверглась существенной трансформации в зависимости от традиций и мировоззренческих представлений. На ранних этапах развития славянского этноса доминировала языческая символика (солнце, земля, вода, дерево жизни, крест, вспаханное поле, стилизованные изображения человеческих фигур русалок и грифонов), на поздних – христианская символика.

Одежда в библейских и литературных сказаниях. О тесной связи одежды и ткани много говорится в библейских сказаниях, народном творчестве и в национальных сказках. И эта связь прослеживается с самого начала создания Богом человечества и одежды для него. Например, в церковном писании  «Бытия» говорится следующее:

«Только что прошли шесть многотрудных дней сотворения мира и человека – Адама. Только что появилась у Адама жена Ева, что означает Жизнь. И были оба наги Адам и жена его, и не стыдились этого».

Но стоило им нарушить запрет и вкусить плодов от дерева познания добра и зла, как впервые и навечно возникла проблема одежды: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили себе опоясанья».

За нарушения запрета от Создателя немедленно последовали не только суровые наказания, но и первые настоящие одежды. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их».

Из сказок, которые мы слышали еще в детстве, мы знаем о волшебных одеждах: сапоги-скороходы, шапка-невидимка, сказочные одежды царевны лебеди. Не только славяне, но и все другие народы наделяли одежды волшебными свойствами. Приведем отрывок из сказании о народном герое индейцев Гайавате («Песнь о  Гайавате», Генри Лонгфелло - американский поэт 1807-1872 г.).

Из оленьей пестрой шкуры

Внуку плащ Нокомис сшила,

Созвала соседей в гости,

Пир дала в честь Гайаваты…

Рукавицы Гайаваты

Рукавицы Минджикэвон,

Из оленьей мягкой шкуры

Обладали дивной силой:

Сокрушать он мог в них  скалы,

Привязавши их к лодыжкам,

Прикрепив к ногам ремнями,

С каждым шагом Гайавата

Мог по целой миле делать…

Весь наряд его богатый

Из оленьей мягкой шкуры

Зерню вампула украшен

И щетиной дикобраза.

От сотворения мира и по сей день, кожаные одежды незаменимы

По эту сторону океана боги выбрали другое одеяние.

Выведя свой народ из Египта, из рабства в пустыню, Господь дает Моисею подробные указания относительно одежды священника:

«Вот одежды которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Сделай наперсник судный искусною работою, сделай его такой же работою, как ефод, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его. И сделай им нижнее платье, льняное для прикрытия телесной наготы от чресел до голеней»

«Виссон» – тонкий дорогой лён. Хлопок и шелк на Ближнем Востоке ещё не известны.

Относительно одежды простого народа указания самые общие:

«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье».

Основные термины и определения

Одежда неразрывно связана с текстилем и прикладным искусством. Одежда это не просто оболочка человека, внешний признак или случайное добавление к образу. Одежда в гораздо большей степени, чем другое материальное окружение человека характеризует собой существование группы, нации или целой эпохи в человеческой цивилизации.

Одежда – совокупность изделий надеваемых человеком призванных защищать его от неблагоприятных воздействий окружающей среды и выполняющих не только утилитарные, но и эстетические функции.

Одежда включает комплекс предметов: бельё, верхнее платье, костюм, головной убор, обувь, аксессуары и др.

Костюм –  (фр. costume – обычай) определённая система предметов и элементов одежды, обуви, аксессуаров, отражающая социальную и национальную принадлежность человека, его пол, возраст, занятия, профессию.

Костюм несет на себе отпечаток эпохи, в которой он создан, и отражает:

-                     экономический и культурно-эстетический уровень общества;

-                     функциональную принадлежность;

-                     исторический, классовый, психологический характер общества;

-                     нравственные  и духовные ценности общества;

-                     национальную и половую принадлежность;

-                     сексуальность.

Костюм характеризуется:

-                     материалами, из которых он сделан (мех, ткань, трикотаж, кожа);

-                     художественным оформлением (дизайном);

-                     кроем.

Костюм отражает внешний образ человека. Кроме материальной культуры он несет информацию о:

-                    психологической,

-                    социальной;

-                    возрастной;

-                    исторической характеристики человека.

Психологическая характеристика костюма проявляется в том, что человек одевает на себя и в его отношении к тому, что он одевает.

Историческая характеристика складывается из познания всего окружения, которое сложилось в данную историческую эпоху. Как только общество разделилось на классы, костюм становится отражением социального неравенства и носит классовый характер.

Костюм, как и одежда, покрывает тело человека, но функциональные особенности их различны. Если одежда служит человеку для того, чтобы защищать его от климатических воздействий, то костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание и является психологической, социальной, возрастной и исторической  характеристикой. Костюм  всегда является объектом творчества и средством эстетического воспитания личности. Костюм – это составная часть предметного мира, окружающего человека. Важно создать гармонию между этим миром и человечеством, чтобы вещи служили человеку, а не он был их рабом. Костюм – это образно расширенный ансамбль, в центре которого человек. Создание костюма это постоянный поиск разнообразия форм и конструкции одежды. Источники,  используемые при создании костюма, могут быть самые разнообразные. Богатейшей кладовой для создания костюма, является исторический костюм, который формировался, шлифовался и утверждался веками. Исторический костюм наряду с национальным костюмом является богатейшим источником творчества художника – модельера.

Исторический костюм – костюм конкретной эпохи, культуры, этноса. Исторический костюм это правдивое зеркало прошлого, позволяющее нам изучать современный костюм, раскрывающий в своем многообразии культурный, экономический, духовный образ современного человека.

Ансамбль – (от франц. ensemble – вместе, сразу) - художественно решенный костюм, несучий определённый замысел, образное содержание, структуру, обусловленные его назначением. Ансамбль комплект одежды, выполненной по единому художественному замислу. Ансамбль  объединяет костюм, обувь, прическу, грим, аксессуары и несёт определённую унитарно-эстетическую функцию. Ансамбль костюма характеризуется  строгой взаимной подчинённостью его составляющих с образом человека конкретного времени и находится в созвучии с окружающей средой – интерьером или экстерьером.

Интерьер (interieur фр.) – в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании (вестибюль, комната, зал). Изображение интерьера – жанр живописи.

Экстерьер (exiterieur фр.) – внешний вид.

Комплект – (от лат. complectus) это набор элементов костюма, объединенных стилевым единством и определёнными признаками, например, материалом, назначением, цветом. Предметы, составляющие комплект равнозначны, взаимосвязаны, что и отличает комплект от ансамбля.

Продуктом деятельности модельера является модель. Модели по своему характеру различают:

-      модели–идеи (Высокая мода);

-      промышленные модели (мода «pret-a-porter»).

Коллекция – (от лат. Collection - собирание) это серия моделей определённого или различного назначения построенная на основе единого стилевого решения.

Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Каждую историческую эпоху создавался свой эстетический идеал красоты и костюм являлся наиболее ярким выражением этого. Линии, формы костюма, его элементов, определяют и подчеркивают красоту человеческой фигуры и её пропорциональность и гармоничность. В большинстве исторических костюмов эти соотношения были нарушены. За всю историю костюма можно назвать лишь античный и современный костюм, где пропорции костюма строго подчинены пропорциям человеческого тела.

Дизайн – (анг. Desing – замысел, проект, рисунок) – термин, обозначающий различные виды деятельности человека, имеющие целью формирование эстетических и функциональных качеств предметов окружающей среды.

Одежда, возникшая первоначально как средство защиты тела от неблагоприятных климатических и атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических и экономических условий, национальных особенностей претерпела множество изменений, достигла большого разнообразия видов и форм и постепенно стала предметом прикладного искусства. Её развитие сопровождалось развитием различных художественных стилей и их частичным проявлением – модой.

Мода – (фр. mode от лат. modus – мера, образ, способ, правило, предписание) более широкое распространение и кратковременное господство определенных вкусов в отношении одежды, предметов быта или в предметов какой-либо другой сферы жизни или культуры человека.

В отличие от стиля, мода характеризует поверхностные непродолжительные изменения внешних форм предметов быта и художественных произведений. Существенной чертой моды является её частая сменяемость. В моде проявляется постоянное стремление человека к обновлению, изменению всего, что его окружает, в том числе и одежды. Мода, едва зародившись, медленно приближается к своему концу, уничтожая саму себя, и при этом умирает молодой.

Известно старинное высказывание о том, что платье кажется безнравственным за 10 лет до своего времени; вызывающим за 3 года; красивым, когда оно в моде; безвкусным, через год после своего времени; смешным, через 20 лет; забавным, через 30 лет; приятным, через 70 лет; романтичным, через 100 лет; прекрасным, через 150 лет.

Профессиональное высказывание о моде художником-модельером           Пеьра Кардена: «Мода – это обновление, принцип которому извечно следует природа! Дерево сбрасывает старую листву, человек – наскучившую одежду. Когда вещи становятся  привычными, люди от них быстро устают. Мода спасает от утомительного однообразия. Люди хотят нравиться друг другу: быть красиво одетыми, хорошо выглядеть – естественная потребность».  Мода – это способ выражения. Другими словами, мода – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в специальном или моральном аспекте.

Понятие «мода» относится преимущественно к явлениям культуры, охватывающих широкий круг жизнедеятельность людей, включая материальные и духовные ценности, выработанные человечеством в процессе его развития. В более узком смысле модой называют смену форм, пропорций, фасонов одежды, головных уборов и аксессуаров, которая происходит в течение сравнительно коротких промежутков времени.

Стиль – в одежде (лат. stilus или от греч. stylos - стержень) – идейная и художественная общность изобразительных предметов в искусстве определенного периода времени (или в отдельном произведении).

Стиль является общим художественным выражением эпохи, отражающим культуру, идеологию, экономику своего времени. Стиль – выражение единства эстетического вкуса во всех отраслях искусства, декоративно-прикладного искусства в частности, в том числе  и  в одежде.

В историческом плане эволюция одежды сопровождается развитием различных  художественных стилей и их частным проявлением – модой. В каждую историческую эпоху складывается свой стиль, который наиболее полно воплощается в костюм.

Символика терминов, на примере терминов  «Ткань» и «Одежда».

Ткань – древний символ. Покрывало завесы. В мистическом восприятии феноменального мира Ткань служит знаком покрывала, скрывающего истину. Древние называли небо «покрывалом богов».  Семь покрывал в мифе об Иштар и в танце Соломеи соответствует семи планетарным сферам и их влияниям.

Покрывало (ткань) также служит символом облачения, завертывания.

Ткачество было изобретено Исидой. В «Упанишадах» Верховный Брахма обозначается  как «тот на ком миры переплетаются как основа и уток». У даосов преобладание инь или ян, конденсации или растворения, жизни или смерти представляются как чередующиеся волны нитей в основе ткани.

Генон видит в ткачестве эквивалент в вертикали и горизонтали космического креста, или «креста материй», т. е. духа, вовлеченного во время и пространство, где вертикаль обозначает различные ступени бытия, а горизонталь – степень развития этих ступеней. Вертикаль также отождествляется с мужскими, а горизонталь с женскими принципами. Ткань жизни состоит из сплетения смертного с бессмертным. Единую ткань судьбы отдельных людей сплетает Мойра – богиня судьбы.  Ткань ассоциирует с тремя Парками – богинями судьбы. Ткань связана с идеей паутины.

Одежды. Кожаные одежды – в Библейской символике знак падения. Со времен падения люди стали нуждаться в одежде. Опоясания из листьев смоковницы – одежда Адама и Евы. Одежда из виссона  «чистый, светлый» - одежды невесты. Одежда знак человеческой скромности и слабости, а с другой стороны Одежда дает повод для тщеславия и самоутверждения, фиксирует социальный статус человека. В Библии запрещается носить мужчинам женские одежды, а женщинам  - мужские. Знак скорби – раздирание на себе одежд. Различаются одежды праведников и нечестивцев. Запачканная одежда означает неправедность: «Вся праведность наша, как запачканная одежда». Снять запятнанные одежды означает снять вину.

Под брачными одеждами в Библии понимаются одежды жениха и невесты. В Евангелии, где брачный пир означает встречу с Евангельской истиной брачные одежды понимаются как определенная нравственная подготовка, как элемент преображения, как радость по поводу приобретения Истины. В Евангелии употребляется даже выражение «облечься в небесное наше жилище». В этом смысле употребляется выражение «убелить одежды свои кровию Агненца». Выражение «хранить свою одежду» употребляется в смысле бодрствовать, быть готовым к приходу Бога. В этом же смысле в России в 30-х гг. люди хранили узелок с одеждой на случай ареста.

Одежда – бытовой символ. Она организует человека, несет социальные функции, создает ему определенное состояние. «По одежде встречают, по уму провожают».

Первые одежды Адама и Евы были растительного происхождения. Это были листья фиговой пальмы. Потом появилась одежда из шкур, которая несла тотемическое значение. Например, пятнистая одежда из шкуры леопарда  обозначала Господина. Одежда скрывала не только наготу, но и помогала спрятаться от холода и непогоды.

Как элемент верхней одежды плащ – символ мудрости и силы. Как образ силы – развивающаяся бурка казака. Как знак мудрости – арабский шерстяной плащ суфия.  К нему близки по корню София – божественная мудрость, древнееврейское – Айн-Соф – абсолютная бесконечность.

В древней Греции  - хламида.  Длинный плащ столла. Плащ с капюшоном у христианских монахов – клобук.

В исламской традиции белый бурнус – знак очищения. В него  заворачивали тело покойника до погребения и называли его плащаницей. Известна Туринская плащаница, на которой отпечаталось лицо Иисуса.

 Чистота одежд в Древней Иудее была важным символом. Если на одежде Толмид Хохама обнаруживали пятно, то владелец этой одежды подлежал смертной казни.  Разрывание своей одежды было знаком получения плохого известия.

Одежда красного цвета символизировала царскую власть – багрянец, пурпур, оттенки красного. Более всего ценился цвет запекшейся крови. Одежды такого цвета носили богатые египтяне во времена Рамзеса. А потом греческие пехотинцы, чтобы устрашать врага и скрыть выступившую кровь. Римские сенаторы поверх туники надевали широкую пурпурную полосу. Византийские императоры носили пурпурную одежду. Даже личные чернила византийского императора были пурпурного цвета. В средние века пурпурную одежду стали носить кардиналы.

У христиан цельная одежда без швов символизировала страдания Христа.

Характеристика стилей. Основным признаком стиля одежды в эпоху древней цивилизации было постоянство и однообразие. Общий вид и каждая деталь одежды были тщательно продуманы.

Египетский стиль. В Египетских памятниках фигура человека всегда геометрически стилизована, и вместе с ней неизменно стилизована и одежда. Египетские художники и скульпторы владели искусством стилизации. Оно было предписано определенными канонами, установленными традициями, нормами которые никогда не нарушались. Ясность и точность изображения во всем касалась и изображения одежды: общий стиль – единство тела и костюма. Идеал – стройная плоская фигура с длинными ногами, изящной линией тела, стилизована голова и прическа, броский грим лица. Одежда основана на контрасте цвета и материала: белый цвет одежды и коричнево-красный цвет мужского тела, хрупкая, стройная женская фигура и легкие линии платья, точно обрисовывающие тело. Этот стиль был выдержан в течении многих столетий.

Древнегреческий стиль господствовал в одежде в 7-4 вв. до н. эры. Характерным для него является гармоническое слияние ткани с формами человеческого тела, подчеркивающее естественную пропорциональность фигуры. Тонкие линии ткани драпировались, образуя лёгкие многочисленные складки.

В период феодальной разобщенности в Европе 10-12 вв. н.э. возник романовский стиль, для которого было характерно нарушение пропорций, мешковатость одежды, в основном прямых футлярных форм.

На смену романовскому стилю пришел готический стиль (11-13 вв.). В одежде стал преобладать узкий длинный силуэт, появились высокие конусообразные головные уборы с длинными шлейфами, которые делали фигуру еще более вытянутой.

Для стиля  ренессанс, господствовавшему в Европе в 14-18 вв. характерно возрождение и обновление античного стиля в одежде. В тоже время в этот исторический период создаются новые каноны в  искусстве и в формах и дизайне костюма. В это время были сформулированы точные правила красоты, которые действительны до сих пор: высокая статная фигура, широкие, плечи и тонкая талия. Костюм, выполненный в стиле ренессанса, имеет четкие формы и пропорции, придававшие фигуре видимую устойчивость. Крой женского платья четко разделялся на длинную юбку и лиф с маленьким овальным вырезом горловины и шнуровкой. Мужской костюм стал более коротким и выразительным.

Стиль барокко, появившийся в начале 17 века, отличается от стиля ренессанса декоративной пышностью, сложными формами. В мужской одежде появился камзол из парчи, богато вышитые и украшенные лентами брюки до колен открывали белые шелковые чулки. Костюм дополняли огромные, завитые в локоны парики. Женская юбка держалась на железных обручах (кринолины, турнюр). Её приподнимали с боков, открывая нижнюю юбку. Лиф платья стягивали шнуровкой и украшали кружевами. Сложные прически удерживались проволокой и тоже украшались кружевами.

Появившийся в начале 18 века стиль рококо отличался причудливой асимметрией и изяществом форм. Платья стали грациозными и легкими. В них подчеркивали контраст маленького лифа и пышной юбки. На головах появились шляпы–натюрморты из цветов, перьев, лент, тюрбаны неимоверных размеров и форм. Мужская одежда, как  и женская, стала особенно декоративна и роскошна, для украшения мужского костюма также использовались кружева и ленты.

В 1789 – 1794 гг. сформировался стиль ампир, основная черта которого - демократизация и упрощение. Женское платье в этот период освободилось от корсета, рукава стали маленькими, оголив руки. Появился короткий жакет – спенсер,  который носили сначала мужчины, а потом и женщины. Мужчины стали носить короткую стрижку.

В лекции "Развитие культуры" также много полезной информации.

В начале 19 века какой-либо законченный стиль не сформировался. В одежде повторялись минувшие стили псевдоготика, новое барокко и новое рококо.

В конце 19 века появился новый стиль – модерн. В моду входит S-образная фигура, юбка клеш, окорокообразные рукава.

В начале 20 века появляется стиль арнуво (новое искусство), провозгласивший в одежде простоту, строгую функциональность и свободу форм.

Стиль «prêt-a-porter» – эра индустрии моды, способная обслужить миллионы клиентов с разными доходами, запросами и вкусами. Старое слово «конфекция», скомпрометированное невысоким качеством дешевых вещей, заменяется на более привлекательное, хотя и не точное определение  «prêt-a-porte». Мода «prêt-a-porte» - такая же часть индустриальной и постиндустриальной цивилизации как поп-музыка, дизайн, видео продукция, развлекающие и создающие комфорт без особого напряжения. Эта мода развивается по тем же  законам и с учетом тех же требований, что и высокая мода, но в первую очередь, она должна продаваться и покупаться (брюки, пуловеры, шорты, кофты, кожа, джинсы). Мода «prêt-a-porte» часто обгоняет Высокую моду. Она более мобильная и более гибкая, чем Высокая мода. Главной особенностью моды «prêt-a-porte» является создание перспективной моды и одновременно следование за той модой, которая престижна, популярна и выгодна.

Костюм 20 века часто воспринимается как остров, оторвавшийся от гигантского материка, имя которому «история цивилизации». За 40 с небольшим лет он изменился значительно сильнее, чем за 20 предшествующих веков. Но все изменения костюма, отражая явные и скрытые процессы эволюции общества и культуры, не исключали почтительного или хотя бы заинтересованного отношения к традициям и национальной культуре. Костюм новейшего времени формировался на фоне уходящей эпохи в недрах 19 века с его жестоким этикетом и сословными предрассудками, с его цилиндрами, мундирами, кринолинами, турнюрами. Строившийся на отрицании изживших себя форм и объемов, старых понятий и схем, он не отрицал память и знания, накопленные современниками,  вольно или невольно пробуждая ассоциации и ностальгические чувства по историческому костюму.

Свежие статьи
Популярно сейчас