Золотая пропорция
Золотая пропорция
Казалось бы, что это понятие «красота» , лишено практической ценности, материальности, очевидной полезности и не играет существенной роли в жизни людей. Но почему же с давних времен до наших дней не прекращаются исследования этого полезного чуда? Почему человек издревле стремится окружать себя красивыми вещами? Посмотрите на предметы текстиля, используемые в быту жителей древности. Уже тогда создатели этих предметов преследовали не только унитарные цели – служить хранителями тепла, защищать от непогоды и т.п., но и одновременно стремились придавать этим предметам красивые формы, украсить их орнаментом, цветом. Некоторые предметы быта постепенно утрачивали свое унитарное назначение и становились украшениями.
Но человек не только создавал красивые предметы, не только любовался ими, он все чаще задавался вопросом: почему этот предмет красив и нравится, а другой очень похожий не нравится. Уже в Древней Греции изучение сущности красоты сформировалось в самостоятельную ветвь науки – эстетику. Здесь же родилось представление о том, что основой прекрасного является гармония. Изучение прекрасного стало частью изучения гармонии природы, ее основных законов организации. Например, в мировоззрениях пифогорийцев впервые стали трактовать гармонию как единство противоположностей. Они же пришли к выводу о необходимости числового выражения гармонического соотношения частей в целом. Идеи пифогорийцев оказались удивительно живучими, и изучение законов гармонии стало важной частью изучения природы. Красота и гармония стали важнейшими категориями познания, ибо художник ищет истину в красоте, а ученый красоту в истине.
Красота скульптуры, красота картины, гобелена, симфонии, поэмы, костюма… Что между ними общего? Разве можно сравнить красоту храма с красотой ноктюрна? Оказывается можно, если будет открыта общая формула красоты, объединяющая понятие прекрасного самых различных объектов – от цветка ромашки до обнаженного человеческого тела. Попытки найти подобные критерии прекрасного в различных видах искусств и природы составляют предмет эстетики. «Формул красоты» уже известно немало. Уже давно в свои творениях люди предпочитают правильные геометрические формы, симметричные фигуры. В пропорциях различных произведений искусств предпочтительнее целочисленные соотношения. Человек всегда предпочитает порядок – беспорядку, простоту –сложности, определенность – неопределенности. Очевидно, в этом проявляется сущность самой жизни, как феномена природы – упорядочение беспорядка.
Рекомендуем посмотреть лекцию "10. Литература периода реставрации".
Из многих пропорций, которыми издавна пользуется человек при создании гармонических произведений, существует одна, единственная и неповторимая, обладающая уникальными свойствами. Эта пропорция отвечает такому делению целого на две части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. Эту пропорцию называют по-разному: золотой, божественной, золотым сечением, золотым числом.
Древнейшие сведения о золотой пропорции относятся к времени расцвета античной культуры. О ней упоминается в трудах великих философов Греции Пифагора, Платона, Евклида. В эпоху итальянского Возрождения Леонардо да Винчи золотую пропорцию в ранг главного эстетического принципа, Лука Пачоли называет ее божественной, Иоган Кеплер говорит о ней как о бессмертном сокровище. После И. Кеплера золотое сечение было предано забвению и около 200 лет о нем никто не упоминал. Лишь в 1850 г. немецкий ученый Цейзинг открыл его снова.
Дать определение золотой пропорции еще не значит ее изучить. Нужно определить величину этого удивительного соотношения. Она оказалась близкой к числу 1,618. Золотая пропорция является величиной иррациональной, ее нельзя представить в виде соотношений двух целых чисел. Она отвечает простому математическому выражению (1+) : 2 = 1,6180339…
К понятию «золотая пропорция» в наибольшей степени подходит определение «формула красоты». Эта пропорция обладает наиболее отчетливыми признаками гармонии. Она знаменует собой как бы вершину эстетических изысканий, некий предел гармонии природы. Эта пропорция является не только господствующей во многих произведениях искусства, но и определяет закономерности развития многих организмов. ЕЕ присутствие отмечают ученые различных областей естествознания – почвоведы, химики, геологи, астрономы.
Такая универсальность «формулы красоты» не делает ее простой и доступной. Многое в сущности этой константы гармонии остается неизвестным. Еще не ясно, почему именно эта пропорция предпочтена всем другим. Ведь золотая пропорция соответствует делению целого числа на две неравные части. Следовательно, она отвечает асимметрии. Почему же она так привлекательна? По-видимому, в этой пропорции скрыта одна из фундаментальных тайн природы, которую еще предстоит раскрыть.
Золотая пропорция – это понятие математическое. Ее изучение, прежде всего задача науки. Она является критерием гармонии и красоты, а это уже философские категории искусства и науки «эстетика».