Шпаргалка по обществознанию, страница 19
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по обществознанию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "обществознание" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "обществознание" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 19 страницы из PDF
Итогом ее становится развитие духовного потенциала личности, т. е. возрастает степень ее свободы,власти над собой, обществом и природой.ки законотворчества относительно принципов применения мер принуждения за совершение правонарушений.Основным и главным принципиальным положением стало то, что принуждение как способ, средство охраны праване должно нарушать само право, а может осуществлятьсятолько на основе и в пределах права.Другим достижением политико-правовой теории и законодательства об ответственности стало стремление урегулировать правом деятельность государственных органов,применяющих принуждение, подчинить эту деятельностьспециальному контролю и проверке.Для предупреждения и пресечения необоснованных инезаконных актов и решений об ответственности практика законодательство и теория определяют два средства.Во-первых, лицо, обвиняемое в правонарушении, наделяется комплексом «прав на защиту», в числе которых возможность пользоваться услугами адвоката, добиваться смягчения ответственности.
Во-вторых, большое внимание уделяется совершенствованию процедуры обеспечения законности.В морали заключается общечеловеческое ядро ценностей, нравственных идеалов и принципов. В ней находятотражение общепринятые нормативы поведения и оценкичеловеческих поступков.Нравственность проявляется в отношении человека к своей семье, народу, родине, другим народам. Она распространяется и на отношение личности к самой себе.Нравственные нормы выступают как неписаные законы:им подчиняются все как должному.Соответственно и нравственная санкция (одобрениеили осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее и скорректировать свое поведение на будущее.Нравственность предполагает относительную свободуволи, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное.Нравственные нормы, принципы и оценки в конечномсчете выражают и закрепляют правила поведения, которые вырабатываются людьми в труде и общественных отношениях.Но понятие массовой культуры осмысливается и положительно: к культуре тянутся миллионные массы народа.Негативный смысл выражения «массовая культура» заключается в том, что не часто массам предоставляетсявозможность подняться до уровня настоящей культуры;напротив, сама культура, подделываясь под примитивныевкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясьи деформируясь до уровня, шокирующего подлинную воспитанность: умной высокообразованной массе преподносится нечто серое, а то и просто глупость.Массовость культуры - это не обязательно ее низкий уровень.
Ведь и широким народным массам можно инужно давать достойное, стремясь поднимать их к духовно высокому, даже к высочайшим шедеврам культуры.Для того чтобы повышать культуру народных масс, надообращаться к истории культуры, ко всему культурномунаследию человечества, а не пытаться тянуть образованные слои общества вниз - к чему-то упрощенному.Массовая и элитарная культуры не враждебны другдругу. Достижения, художественные приемы, идеи элитарного искусства через некоторое время перестают бытьноваторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень.3670. Наука69.
Религия как феномен культурыРелигия - одно из древнейших явлений, характеризующих духовную жизнь общества. В самом общем виде религию можно определить как мировоззрение и поведение, которые определяются верой в сверхъестественное.Религию как целостный социокультурный феномен изучает специальная философская дисциплина - религиоведение.Термин «религия» определяют различно: одни производят его от лат. religare - связывать, другие от relegero собирать. Наиболее адекватным корнем является лат.religio - благочестие, святость.По существу религия являет собой выражение признанияАбсолюта - Бога, от которого зависит все конечное, в томчисле и человек.В социологии религии существуют две ведущие тенденции понимания ее сущности.
Одна тенденция восходит к французскому философу Э. Дюркгейму, видевшемув религии систему коллективных представлений, способствующих сплочению общества, поддержанию его целостности. Таким образом, в качестве главной выдвигаласьконсолидирующая функция религии.Другое направление сложилось в рамках «понимающейсоциологии» под влиянием идей М. Вебера и рассматривало религию как мотив социального действия, направляющий активность человека в русло конкретных жизненныхцелей.Психологический аспект поиска сущности религии концентрируется на компенсаторской функции. Религия представляется способом восполнения человеческого бессилияперед природой, обществом и в отношении его самого. Онаспособствует внутренней гармонизации личности и дости-Огромную роль в современном обществе играет наука.Такую роль наука играла далеко не всегда.
На самых ранних этапах своего развития более важным для людей былопрактическое знание, связанное с обеспечением собственного существования и не облаченное в форму научных теорий. Познание мира осуществлялось при помощи донаучных форм знания: религии, мифа, магии.Однако это положение постоянно менялось. Наука возникла в античности. В то время она еще не имела форм,которые ей присущи в настоящее время. Как особая сферадеятельности наука начала формироваться в XV в. Но долгоее результаты не были широко востребованы в обществе.Онако в этот период формировались основные ценности,которые характеризуют современную науку: стремлениек точному знанию, предпочтение логичности и рациональности, сочетание эмпирической точности с обоснованностью теории.
К XIX веку наука становится одним из важнейших институтов общества.Современная наука многофункциональна. Она формирует мировоззрение, в рамках которого предполагаетсярациональное объяснение любых явлений действительности. Это мировоззрение признает лишь причинно-следственные связи и отказывается от признания высших сил.Наука тесно связана с техническим прогрессом. Именно наука направила человеческую цивилизацию по индустриальному пути. С развитием науки пришла новая философия, ставящая в центр мира человека.
Именно человекпризнается хозяином природы. Согласно данной философии в природе нет ничего непознаваемого, и на все человек может оказывать воздействие.71. Философия72. Средства массовой коммуникацииНаука и философия находятся между собой в теснойсвязи. Все достижения различных наук используются философией в качестве предпосылки для ее исследования.Философия буквально переводится как любовь к истине (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость).Философия - область, лежащая между наукой, религией, искусством и синтезирующая некоторые их черты.С наукой ее роднит опора на разум, оперирование понятийными формами, критическая направленность; с религией - вера в исходные постулаты, эмоциональная убежденность в правоте собственного видения мира; с искусством многообразие школ и направлений.Философию можно назвать постановкой вопросов о конечном смысле бытия. Ее определяют как науку о вещах,как и почему они возможны. Она измеряет широту и глубину всего подлежащего пониманию.
Как мировоззрениефилософия критична к действительности, потому что оценивает ее с позиций идеала. Нормативно-оценочный характер ее утверждений неизбежно носит личный оттенок.Эти убеждения не претендуют на истинность, а выражаютотношение людей к миру. Поскольку философия стремится ответить на главный вопрос: «Кто мы, откуда и кудаидем?» - постольку она формирует устойчивый круг проблем, понятий, дающих варианты ответа на него. Это задает ее предмет.Выделить какой-то один основной вопрос в философииневозможно. Это может быть проблема начала, сущностичеловека, природы счастья, свободы, неравенства, соотношения мышления и бытия и т. д.К философским построениям неприменима оценка истинности.
В греческом языке истина передается буквальноСфера культуры имеет в своем развитии тенденцию к постоянному расширению. Появляются новые направления,сферы. Не последнюю роль в этом процессе развития играет массовая коммуникация.Коммуникация в этом случае понимается как передачаи обмен информацией в обществе с целью воздействия нанего.В социологии массовая коммуникация - это социально обусловленное явление, основной функцией которогоявляется воздействие на аудиторию через содержаниепередаваемой информации.Непременным условием осуществления массовой коммуникации является наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированность массовойкоммуникации. Среди технических средств, обеспечивающих коммуникацию, принято различать средства массовой информации (СМИ), средства массового воздействияи собственно технические средства.К СМИ относятся периодическая печать (пресса), радиои телевидение.
В современном обществе более важноезначение приобретают электронные средства массовойинформации.К средствам массового воздействия относятся кино,театр, цирк, все зрелищные представления и художественная литература. Средства массового воздействия неотличаются регулярностью обращения к массовой аудитории.Технические средства коммуникации (телефон, телетайпи т. п.) не имеют массового охвата аудитории, и передаваемая информация может носить сугубо личный характер, несвязанный с социально значимыми сторонами жизни.37гает этого в результате эмоциональной разгрузки, катарсиса (от греч. katharsis - очищение), мистического очищения души от наслоений чувственности и телесности.В философском ключе с точки зрения задач духовногоплана религия понимается в аспекте ее мировоззренческой, нравственной функции.
Она воспринимает (функциямиросозерцания), объясняет (миропонимание), оценивает (мироощущение) и снабжает смыслами (нравственнаяфункция) всю совокупность знаний, которые вырабатываются в различных сферах деятельности.Религия производит упорядочение в «вертикальном направлении», духовно возвышая все оцениваемое, придаваяему сакральное (священное) значение. Главное вниманиепереносится на высший объект, выходящий за рамки человеческого бытия и понимания. Конечной целью религиозных усилий человека выступает его спасение. Оно понимается как полное преодоление несвободы и отчуждения,мыслимых в качестве физического и морального зла, и может выступать в различных формах: веры в высшее дарение со стороны Бога, как спасение через церковь, в видемистического откровения или благочестия, как моральноесовершенствование.На современном этапе интересы науки совмещаются с интересами производства.