Шпаргалка по обществознанию, страница 18
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпаргалка по обществознанию", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "обществознание" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "к экзамену/зачёту", в предмете "обществознание" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 18 страницы из PDF
Государство в этомслучае - творец и источник законов, но не права. Государство монополизирует законотворческую, а не правотворческую деятельность.Но в этом случае возникают вопросы: каков критерийправовых законов? Какие законы можно рассматриватькак совпадающие с правом, а какие нет? Какие существуют объективные основания для отнесения одних законовк разряду правовых?В литературе в качестве критерия для разграниченияправа и закона предлагалась «общая воля», моральные основания - справедливость, добро, гуманность, зло.
В этихцелях использовалось и понятие «правовой идеал», «закон законов». Но все это все-таки не способствует решению проблемы соотношения права и закона. В настоящеевремя констатируется факт нерешенности, но в то же время огромной социальной значимости проблемы соотношения права и закона для правовых систем.Качественные характеристики декларативных нормативных правовых актов и законов наиболее ущербны.Специфика всех декларативных законов и норм с правовой точки зрения состоит в том, что они не снабжены механизмом их реализации.
Более того, значительная частьдекларативных норм вообще не обладает регулятивнымисвойствами, поскольку представляет собой переложенные на язык закона политические лозунги и программы.Наряду с «нормами-целями» многие декларативные нормы провозглашают закрепление за гражданами и организациями больше прав и возможностей, чем политическая,экономическая и социальная действительность страныможет в данный период представить и гарантировать.Часто недостаточное внимание уделяется обеспечениювнутренней согласованности, беспроблемности и научной обоснованности принимаемых нормативных правовых актов.
Законы и подзаконные акты могут расходитьсяс положениями конституции - основного закона страны.В этих условиях возрастает роль юридической науки в деле оптимизации правотворчества и повышения качестваего результата - законов и подзаконных актов.6. Семейное право регулирует брачные отношения,устанавливает условия и порядок вступления в брак, определяет права и обязанности супругов, родителей и детейпо отношению друг к другу.7. Гражданско-процессуальное право регулируетотношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.8. Уголовное право - кодекс норм, устанавливающих,какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.Нормы уголовного права определяют понятие преступления, устанавливают виды преступлений и размеры наказаний за преступные деяния.
Уголовно-процессуальное право определяет порядок производства по уголовным делам.Нормы данной отрасли регулируют деятельность органовдознания предварительного следствия, прокуратуры, судаи их взаимоотношения с гражданами при расследовании,в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.9. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовногонаказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Они устанавливают порядок отбытия осужденныминазначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных приотбытии наказания.34t65. Юридическая ответственностьЮридической ответственностью называется применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления нарушенного правопорядка и наказания лица, совершившего правонарушение.Без налаженной системы юридической ответственности право становится бессильным и ненадежным, неоправдывает возлагаемых на него социальных ожиданий.С одной стороны, правовые нормы, а равно проистекающие из них права и обязанности членов общества превращаются в благие пожелания, если власть не способна организовать восстановление нарушенных прав, принуждениек исполнению обязанностей, наказание нарушителей правовых запретов.
С другой стороны, государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивает личность, ее интересы,права и свободы. Если оно применяется для защиты несправедливого права, вне права и вопреки праву, проблемасоциального взаимодействия права и государственногопринуждения становится особенно острой.Раздел VIIДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ66. Общее понятие культурыВсю духовную жизнь общества в единую систему объединяет культура.К культуре относится все, что противостоит натуре, природе как нечто возделанное и созданное трудом человека.В словаре В. Даля дается следующее толкование слова«культура»: «обработка и уход, возделывание, выделка,умственное и нравственное образование». Такое толкование полностью соответствует первоначальному латинскому употреблению слова culture, ведущего свое происхождение от слова cob, colere - взращивать, возделыватьземлю, заниматься земледелием.
Но уже в Древнем Риметермин «культура» приобрел значение воспитанности и просвещенности, т. е. «обработки» самого себя.В современном понимании слово «культура» известнолишь с XVIII в., с эпохи Просвещения.С понятием «культура» стала связываться активность человека, в том числе активная роль его сознания. В дальнейшем ученые пытались выйти за пределы такого узкогопонимания культуры. Но феномен культуры настолько сложен, что дать однозначное определение ему невозможно.Тем не менее в науке существуют подходы, позволяющиеохватить культурные явления в целом. В их числе выделяется описательный подход, представляющий культурукак результат всей деятельности человека. Но в этой концепции культура предстает в статичном состоянии. В рамках данного подхода жестко разводятся материальная идуховная области культуры, в действительности взаимосвязанные друг с другом.
Описательным подходом не фикси-На протяжении многих веков человеческой истории принуждение нередко применялось произвольно, по усмотрению власть имущих, а сами меры государственногопринуждения часто были несоразмерно правонарушениюпредельно жестоки.Круг норм и общественных отношений, образующих содержание, сферу юридической ответственности, сложился исторически. Современные принципы ответственности стали возникать в сознании общества и в действующемправе в период низвержения феодального строя.
В процессе борьбы с феодальным режимом утверждались основные положения современной теории права и практи-67. Элитарная и массовая культура68. Мораль, нравственностьЖизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным принципам, что изучается этикой.Слово «этика» вошло в научный обиход из французскогоязыка, а во Францию - из Древнего Рима.
Однако наукеизвестен и более ранний источник - Древняя Греция, гдесуществовало понятие «этос», в далекие времена означавшее местопребывание, жилище, а также логово зверя,птичье гнездо. Со временем оно приобрело более глубокий смысл, означавший уже не просто некое местопребывание, а устойчивую внутреннюю природу какого-либо явления - характер, обычай, образ жизни, внутренний нрав,темперамент.Слово «этос» постепенно начинает приобретать нормативный смысл, т. е. означать правило жизни, поведения.Слово «этос» в его новом значении послужило основой дляобразования еще более сложного понятия «этика».
Аналогом слов «этос» и «этика» в латинском языке стало понятие«мораль» (от лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам), а в русском - нрав.Позднее в ходе развития истории и культуры понятия«этика», «мораль», «нравственность» стали приобретатьразличные смысловые оттенки, хотя по своему происхождению они приблизительно однотипны.Следует отметить, что в живом языке все эти термины перекрещиваются и являются взаимозаменяемыми. Но в научном плане они неоднозначны.
Словом «этика» называетсяучение о морали. Вокруг понятий «мораль» и «нравственность» ведутся научные споры.Основными оценочными категориями этики и морали являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь,достоинство, счастье, смысл жизни.Идеи элитарности культуры сложились в обществе в результате освоения наследия Просвещения.В рамках теории элитарности культуры сущность культуры видится в ее высочайших достижениях - шедеврах.Культура в этом случае воспринимается как отдельныйвзлет творческого гения.
Элитарная культура понятна лишьпосвященным, она культивирует систему ценностей, далекую от интересов рядовых людей. Здесь искусство существует для искусства.Элитарная культура создает дистанцию между собой идругими культурами, дистанцию, являющуюся частью социального иерархического порядка.Долгое время элитарная культура оставалась недоступной для многих. Но постепенный процесс демократизацииобщественной жизни, достижение высокого материального уровня, технического оснащения производства привелик появлению массового общества, в котором культурныеценности перестали быть достоянием узких слоев общества, а получили эгалитарный (уравнительный) характер, чтообусловило появление массовой культуры, т.
е. усредненной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью высокооснащенной индустрии.Выражение «массовая культура» употребляют обычнос чувством пренебрежения. Многие видные ученые -Т. Адарно, Э. Фромм, Ж. Эллюль - критически от-носились к процессу массовизации культуры. По ихмнению, массовая культура выполняет наркотизирующуюфункцию: она отвлекает людей от реальности, уводит в мириллюзий, грез.35руется присущий культуре атрибут системности. Этотнедостаток пытается устранить оценочный (аксиологический) подход, при котором степень культурности определяется путем соотнесения оцениваемого явления с тем,что избрано в качестве эталона.В исследовании феномена культуры используется и деятельностный подход, рассматривающий культуру как специфически человеческий способ деятельности.Но наиболее универсальную трактовку феномена культуры формирует философский подход.
Культура понимается философией как высший человеческий инстинкт,компенсирующий неполноценно удовлетворенные реальные потребности людей с помощью создания символического пространства - мира культуры. Потребностьокружить себя образной, иллюзорной реальностью порождается незавершенностью, открытостью человеческойприроды, которая достраивает себя посредством творческой деятельности, направленной на поиск высшего смысла бытия.