Основы философии - учебник (Философия. Основы философии), страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Философия. Основы философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
А понятийное постижение Вселеннойвозможно только на базе философского осознания и оценки человеком своегодуховного мира. Философия, включая в себя всеобщие или предельно общиерассуждения о мире, обществе и человеке, одновременно является инаивысшим теоретическим уровнем самосознания рода человеческого.Целостно обозревая горизонт человеческого знания о мире и себе, онаявляется и способом рациональной и нравственной оценки этого знания.Статус философского самосознания в культуре человечества определяетсяинтеллектуальным полем теоретических и морально-этических вопросов,вызывающих особый интерес интеллектуалов в создании научной картинымира.
Именно она вскрывает внутреннюю логику самодвижения мира, егосамозарождения, саморазвития человека и человечества.Всё это дает возможность осмыслить в философских категорияхтаинство эволюционно-исторической тенденции самосовершенствованиячеловека, его разума, морали, воли, совести. Уже в начале своегостановления, философия, будучи самосознанием культуры, демонстрироваласпособность человеческого разума «рисовать» яркие картины нестандартныхпонятийных моделей мира.
Например, решая диалектическую проблемучасти и целого, единого и множественного в универсуме, уже античнаяфилософия указывала на все логически возможные варианты: «мир делитсяна части» (Левкипп, Демокрит, Эпикур); «мир делим беспредельно»(Анаксагор); «мир вообще неделим» (философы-элеаты). Вряд ли кто57сомневается в том, что только философская мысль способна нарисоватьвсеобъемлющую и при этом целостную картину универсума. С учетом этогои можно понять ответ на вопросы о месте человека в этом мире и о том, чтоже ему надо, чтобы достойно жить и творить свой мир в культурном бытии.Сама культура, пронизанная философским самосознанием, оказываетособо активное мобилизующее воздействие на все формы познания мира,общества, человека и социально-нравственной ориентации в поискеценностей бытия. Философский способ и стиль осмысления культуры – этосвоеобразный взлет рационализма.
Между тем высокий рационализмподвергается ныне критике как доведший науку до кризиса. Представитель«критического рационализма» Пол Фейерабенд (1924-1994) считает, что«отделение государства от церкви должно быть дополнено отделениемгосударства от науки – этого наиболее современного, наиболее агрессивногои наиболее догматического религиозного института. Такое отделение – нашединственный шанс достичь того гуманизма, на который мы способны, нокоторого никогда не достигали» (Фейерабенд П. Избр.труды по методологиинауки. М., 1986).Итак, философия как самосознание культуры предстает передпытливым взором специалиста как сложная специфическая оценочная акциясознания человека и как рефлексия на систему добытых им знаний.
Узкий жеспециалист-медик только тогда, образно говоря, сможет «подняться надсобой» как прагматиком, когда овладеет искусством гуманного восприятияисторико-философского смысла лексикона, используемого в медицине каквиде культуры. Такого рода искусство жизненно необходимо каждомумедику, чтобы научиться умственно синтезировать в философскую системуими же добытое новое знание о природе и свойствах надындивидуальногоуровня биологического или природного состояния человека. «Пониманиезначимости надындивидуального уровня природы человека проявляется всовременной медицине как переход от медицины болезней (клинической) к58медицине здоровья (валеологии)» (Философия медицины. М., 2004.
С. 321322.), - заявляет академик РАМН Ю.Л. Шевченко.2.3. Философское самоопределение человеческого разумаТолько философия способна зажечь искру творческого горения всознаниичеловека, активизировать его духовные и интеллектуальныепотенции, а также моральные и эстетические позывы. Философия, как впрошлом, так и ныне, выступает инициирующим фактором, определяющимстимулыкумственномусаморазвитиючеловека,достижениюимвозвышенно нравственного состояния. Но это происходит в разныеисторические эпохи и у разных народов весьма неоднозначно. В Европепроблему философского совершенствования разума решали такие разныемыслители, как: Г. Гегель и И.
Фихте,Ф. Шеллинг и Л. Фейербах, А.Шопенгауэр и О. Конт, К. Маркс и К. Поппер, другие философы. Их свосторгом слушали и читали, их мысли и идеи понимали и, как правило,принимали. В соответствии с их философскими учениями многие строилисвой стиль личной и общественной жизни.ВРоссииабстрактныерассуждениязнаменитыхевропейскихмыслителей ХIХ столетия о роли философии в совершенствовании разумабыли доступны для понимания лишь немногим. Массовое же сознание былоне восприимчиво к философским идеям об умственном и нравственноэтическом саморазвитии. Однако и в России философия оказывала влияниена умственное развитие народа. Здесь самосознание народа и передовоемировоззрение формировали не философы-профессионалы, как на Западе, афилософствующие писатели и учёные. А.С. Пушкин, Н.В.
Гоголь, М.Ю.Лермонтов, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и многие другиесделалилитературу способом философского постижения глубины исложности внутреннего мира человека. Они, непрофессиональные философы,но гениальные писатели и учёные, стали учителями жизни и нравственнымивоспитателями. Такие ученые и медики, как И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев,Н.И. Пирогов, К.А. Тимирязев, дали образец философского миропонимания.59В ХХ веке, на основе результатов естественнонаучных, и прежде всегобиомедицинских,исследованийфилософияполучилаимпульсыдляглубинного мировоззренческого и аксиологического осмысления источниковсаморазвития Вселенной. На поиск ответов на вопросы о сущности исуществовании явлений и процессов природы, о первопричине и смыслежизни человека направлена философская мысль учёных и медиков.
Онинацеленынаосмыслениеприродыбытия,действительности. Философская мысль каккритическуюоценкубы заново собиралазнания,восстанавливая утраченные смыслы бытия, намечала пути разрешенияэкзистенциальных проблем. Философские взгляды ученых-космистов: К.Э.Циолковского, В.И Вернадского, А.Л. Чижевского, А.И. Опарина и другихполучили мировое признание как образец осмысления научных знаний овозникновении и саморазвитии Вселенной, о зарождении жизни ивозникновении Homo sapiens – человека разумного – на Земле.Но не ради объяснения необычных фактов природы, а также отдельныхобщественных событий (это дело науки), а ради понимания роли «Разумамироздания» - объективного закона природы, который как бы сам по себеупорядочивает саму действительность, - русские мыслители раскрыли смыслкосмического порядка.
Еще Г. Гегель (1770-1831) назвал разум принципоммира. А французский философ и учёный П. Тейяр де Шарден (1881-1955)считал разум «подлинным домом человека». Разум человека – уникальнаяспособность,позволяющаяпониматьиобъяснятьмир.Рождённаячеловеческим разумом и ставшая свободной волей и чистой совестьюфилософия постепенно восходит к своей зрелой форме – интеллектуальнойквинтэссенции.
На протяжении своей тысячелетней истории она доказала,что имеет непосредственную связь с наукой, медициной, искусством.Каждым своим новым свершением философия показывает, что у неёесть свой курс в познании мира – интеллектуально-нравственный.Вселенная, земная жизнь, разум человека в их взаимосвязи составляютглавный источник философствования и являются основной проблемой60познания.К. Поппер (1902-1994) отмечал, что «существует, по крайнеймере, одна философская проблема, которой интересуется любой мыслящийчеловек. Это проблема космологии - проблема познания мира, включаянас самих(инаше знание) какчастьэтогомира. Всянаука…естькосмология, и для меня значение философии, не в меньшей мере, чем науки,состоит исключительно в том вкладе, который она вносит в её разработку»(Вопросы философии.
№ 10. 1995.). Космология (греч. cosmos – порядок,надлежащая мера, украшение) превратилась в культуру человечества, сталаосновным содержанием научной философии. Это интеллектуальное иморальное движение получило название космической философии.Значительный вклад в развитие этой идеологии внесли русские учёныеи философы В.И.
Вернадский, И.А. Козырев, Н.А. Морозов, И.А. Умов, К.Э.Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.Г. Холодный, А.К. Манеев и многиедругие. Разработка космической философии опирается на достиженияастрономии, астрофизики, астробиологии, астромедицины, приведшие квозникновению космической медицины. Проникновение «космических идей»в сферу человеческого познания жизни свидетельствует о «космизации»общественного сознания, превращается в процесс сращивания естественныхи гуманитарных знаний.
Философы и медики больше внимания сталиуделятьосмыслениюзависимостиздоровьялюдей(физическогоипсихического) и даже возможность изменения хода социальных процессов нанашей планете от состояния солнечной активности и даже отдаленныхвлияний космоса.Современное философское осмысление космоса сделало очевиднымтот факт, что весь так называемый «видимый мир» и фантастическиесобытия,происходящиепревращённуюформувэтомреальности.мире,представляютПодлиннаяжеумственнореальностьмираусматривается не сама по себе, а в связи с новыми видами и образами знанияи, прежде всего, знания философского. Спрашивается, а почему же тогда всенаучныезнанияомирепостоянноподвергаютсякритическому61философскому переосмыслению.
Ответ очевиден: скорее всего, потому, чтосамо по себе философствование есть работа человека над собой и на себя, насвоё духовно-интеллектуальное конструирование и изменение представленияо мире и самом себе. Отсюда интерес людей к постижению ценностныхсмыслов мира и жизни в нём.Не пора ли и медикам осознать роль и значение медицины как «первойнауки о человеке» (так ее определял академик Н.Н.Блохин), являющейсячастью «космического познания». Он предлагал считать медицину нечастной, утилитарной практикой лечения, а, прежде всего, человековедческойотраслью познания, причем фундаментальной. С точки зрения современныхестественнонаучных знаний о космосе и человеке всё же очень многоеостаётся неясным: как человек чувствует, воображает, сочиняет, творит впериоды магнитных бурь? Медицину, как и философию, всё это не может неволновать, ибо они стремятся по-своему воздействовать на развитие разума ичувств человека.
Очевидна сложность философии медицины, в которой, как вфокусе, сходятся закономерности физики, химии, биологии, физиологии,психологии и социологии и т.д.Многие ученые, медики называют философию учительницей жизни,другие же считают ее синтезатором всех наличных знаний о человеке:научных и обыденных. Как бы то ни было, но только философия выполняетроль морально-интеллектуальной наставницы для отдельных личностей ицелых народов в их творческих, созидательных делах и, конечно, всоциальной деятельности. Именно философия и только она одна способнапридавать всем делам человеческий общекультурный смысл и историческоеназначение. Давайте попробуем мысленно проникнуть в сущностный мирразличных природных явлений и процессов, а также в самобытныйвнутренний (духовный) человеческий мир. Первое, что «схватит» наш ум –это конгломерат связей и отношений в происходящих событиях, которыенельзя понять и оценить без социально-критического напряжения разума, ихфилософского осмысления.62Р.