Основы философии - учебник (Философия. Основы философии), страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Философия. Основы философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
смешением разнородныхучений Запада и Востока. Обострение глобальных проблем ещё более усилилоэти тенденции, заставив говорить о принципиально новой «религиозномистической картине мира». Создаётся впечатление, что в современном миреформируется новый тип религиозности, обнаруживающей себя в появлениимногочисленных нетрадиционных религий, в растущем интересе идеямкосмизма и различным формам эзотерического знания, к возрождениюархаических религиозных образований в качестве символов национальнойдуховности и государственности, противостоящих глобальной экспансиизападной массовой культуры.Контрольные вопросы и задания:Каковы причины возникновения философии?В чём многообразие функций, которые вечно выполняет философия?Б.Рассел назвал философию как «ничейной землей между теологией инаукой».
Насколько правомерно такое определение ее статуса в культуре?Почему именно философия считается ядром мировоззрения?Сенека считал, что философом надо быть не на словах, а на деле?Какой смысл заложен в выражении «философия философии»?47Торжество над самим собой есть венец философии.Диоген Синопский.Кто не философ, тот не человек.Пико дела Мирандолы.Тема 2.
Исходные идеи и принципы философииПлан темы:Осмысление философских категорий и понятий.Философия как форма социально-духовной культуры.Вечный характер философских проблем о мире, обществе и человеке.Понятийное пространство философии в истории и в настоящее время.Категории философии как интеллектуально-нравственного явления.У человечества никогда не было, и поныне нет более многограннойобласти знания, чем философия.
Это онтология и гносеология, диалектика иметафизика, логика и аксиология, этика и эстетика. По-разному понимая иоценивая естественный мир, философы свободно, а главное критичноосмысливают и переосмысливают все знания и мнения о нем и свои уменияего радикального преобразования. Аристотель (384-322 до н.э.) уверял, что«нет ничего лучше философии». Именно она, целенаправленно осмысливая икритично оценивая научно-творческое познание человеком мира, общества ичеловека, и, привнося в его сознание логику мышления и нравственныеценности как высокие идеалы жизни и деятельности людей, позволяетспециалистам, да и всем людям лучше сориентироваться в изменчивойприроде и обществе. Философская мысль всегда инновационная, посему онаи приглашает мыслящих людей к размышлению о проблемах человеческогобытия вообще. Философия ведь единственная сфера знания, которая учитчеловека жить по своему уму и совести, по своим чести и достоинству.Древнегреческий философ Сенека (ок.
04 до н.э - 45 н.э.) мудро заметил:48«Философия – не лицедейство, годное на показ толпе, философом надо бытьне на словах, а на деле».Рассмотрение данной темы позволит понять роль объективных условийи факторов влияющих на развитие культуры философского мышлениялюдей,ихобразованияивоспитания.Этоспособствуетразвитиюинтеллектуальности: свободного критичного мышления и формирования всознании людей научного мировоззрения.
Философия учит противостоятьдогматическим взглядам и решением жизненных проблем, мыслитьтворчески, погружая эти проблемы в историко-культурный контекст.Студентам надо познать и понять, что, развивая свое философскоемышление, они не просто «шлифуют» свой разум. Они при этом мобилизуютинтеллектуальные ресурсы для осознания роли и значения культуры, науки,медицины.
Нет в мире более надежного интеллектуального средства, чемфилософия, способа кристаллизации полученных специальных знаний иорганизации осмысленного поиска ответов на все те вопросы, которые ставитпрогрессивное человечество. Студентам колледжей и училищ надо самимразобраться:направленияпочемувозниклифилософскойипродолжаютмысли?Какиевозникатьпроблемыразличныеподвластныфилософскому осмыслению?2.1. Специфика философских идей и знанийСпецифическойособенностьюфилософиикаксостоянияобщественного сознания является ее органичная связь с собственнойисторией. Эта специфика заключается в том, что философская проблематиканастолько многообразна, что создание единого концептуального каркасаистории философской мысли весьма затруднительно.
Поэтому изучениефилософии есть изучение приоритетных философских идей, которые быливыдвинуты и дебатировались в процессе ее исторического развития. Историяфилософии всегда актуальна, ибо только она является средством оформленияобщетеоретического философского подхода к науке и всем другим формампознания в целях осмысления всех добытых ими новых знаний о мире,49обществе и человеке. Одна из ключевых задач истории философиизаключается не просто в формальном упорядочивании философских идей похронологическому принципу, а в выделении некоего смыслового стержнямышленияимировоззрения,позволяющегорассматриватьисториюфилософских идей как объективный процесс умственного развития.Историю философии «создает» каждый индивид, так как только он сам,самостоятельно, с учетом своих интересов выбирает из множестваоригинальных философских учений смысловую идею для познания мира ижизни,чтобысформироватьсвойсобственныймыслительныйимировоззренческий подход к решению проблем философии и жизни.
Неслучайно, человек имеет пред собой не одну, раз и навсегда выстроеннуюисторию философии, а множество разнообразных историй, в рамках которыхте или иные мыслители либо исчезают полностью, либо занимают своепочетное место, определенное автором данной истории, а не реальнымместом, обусловленном значимостью выдвинутых ими философских идей.Вот такая, явно субъективная история философии, безусловно, имеет правона собственное существование. «Когда человек говорит о философскихмнениях, то мы сразу убеждаемся, - утверждал Гегель, - что он не обладаетдаже элементарной философской культурой» (Гегель Г.В.Ф.
Лекции поистории философии. Книга первая. СПб., 1993. С. 78).История философии – это особая интеллектуально развивающаясясистема, в качестве элементов которой выступают самые разнообразныеисторически конкретные философские понятия. Они были и создаются в нейи обусловленыстановлениемиспецификой ее проблемного пространства, то естьразвитиемфундаментальныхтеорийивыявлениемпредельно общих взаимоотношений между миром, обществом и человеком.Поэтому философия всегда реализуется как диалектическое единство ееистории и теории.
Это две стороны единого предмета философии –человеческой мудрости. Разрыв этих сторон приводит к искажениюфилософии и к деформации понимания развития философской мысли в50контексте истории всей духовной культуры человечества. Изложениеактуальных проблем современной философии в принципе немыслимо без ихсопряжения с историко-философским контекстом мышления.Существуетнемалохарактеристикфилософиииисторико-теоретических истолкований того, что она собой представляет и в чемсостоит ее социально-культурная ценность. Именно от истории и теориифилософии специалисты ожидают глубочайших откровений и считают еенеобходимой областью специальных занятий, чтобы овладеть методологиейнаучного познания. Но иногда философствование объявляют бесполезнымираздумьями о чем-то весьма далеком от жизненных проблем.
К счастью,такое отношение к философии не характерно для сегодняшнего дня. Так, ещезнаменитый Ф. Бэкон (1561-1626) заметил: «Тот, кто в философии и визучении общих законоввидит пустое и бессмысленное занятие, незамечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во всеотдельные профессии и искусства» (Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т.
1. М., 1977. С.142). Это глубокая мысль первого методолога науки, и над ней не мешаетхорошенько поразмышлять начинающим изучать философские принципыосмысления знаний о мире и правила гуманистической деятельностибудущих медиков.Развитие философской мысли протекало сложно, произошел переходотмистических,мифологическихирелигиозныхпредставленийкпредставлениям истинным, основанным на специальном и целенаправленномнаучном изучении природы и общества в их непосредственной данности. Сглубокой древности мыслящий человек ставил перед собой задачу понять иобъяснить суть и смысл сложнейших жизненных проблем человеческогосуществования. Речь идет о таких философских проблемах, как: Что естьчеловек? В чем смысл жизни? Кто управляет миром? Познаваем ли он? Чтоесть истина? Одержит ли добро победу над злом? Эти проблемы непридуманы, - их постоянно ставит перед людьми сама их жизнь.
Именнопоэтому каждый интеллектуально развитый и свободно мыслящий человек в51некоторой степени философ, т.е. самобытный мыслитель. Его собственнаяфилософия – это его личное миросозерцание, критичное мышление, стиль иобраз его жизни. Становление философской мысли у каждого индивида – эторазвитие в его сознании и самосознании комплекса образов и наиболееобщих представлений о мире и человека в нем в результате постепенноготворческого усвоения абстрактных категорий философии.Из стихийных раздумий и рассуждений о смысле, образе и средствахжизни, а также из размышлений о развитии мира в целом родилось иполучило развитие уникальное мышление – мышление философское.НемецкийфилософИ.Кант(1724-1804)назвалеговысочайшиммыслительным достижением человечества.