Основы философии - учебник (Философия. Основы философии), страница 13
Описание файла
PDF-файл из архива "Философия. Основы философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Декарт считал, что под занятием философией. «понимается нетолько благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, чтоможет помочь человеку достойно жить: это есть знание, которое направляетнашу жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всехискусствах» (Декарт. М., 1989. С. 301-302.) Декарт называет философиюсовершенным знанием, которое «направляет нашу жизнь» и «служитсохранению здоровья». Только философское критичное осмысление всегопроисходящего в жизни человека, полученных знаний ведет к формированиюмудрости.
А чтобы мудро строить жизнь, надо органично вжитьсявискусство философского мышления. Русский философ И.А. Ильин (18821954) рассуждал: «Философ должен жить так, чтобы его предмет становилсяего собственным жизненным содержанием; он должен жить тем, что познает;так, чтобы его личная жизнь стала жизнью предмета в нем» (См. Философияи мировоззрение. М., 1990. С. 57).И. Кант (1724-1804) различал философию как предмет обучениякультуре мысли и философию в подлинном её смысле, т.е. между «наукой опоследних целях человеческого разума» и «наукой о высшей максиме егопотребления».
Захватывающие перспективы, по его мнению, открываютсяперед философией во втором смысле на её творческом пути. Вселенскийзамысел философии можно выразить в его следующих четырех вопросах: 1)Что я могу знать? 2) Что мне надлежит делать? 3) На что я смею надеяться?4) Что есть человек? (Кант И. Трактаты и письма.
М., 1980. С. 589). И. Кантсчитает, что на эти вопросы должны искать ответ: метафизика (философия) –на первый вопрос, мораль - на второй, религия – на третий, а на четвёртый,основнойвопросчеловеческойжизнедеятельности,-философскаяантропология или философская наука о человеке. «В сущности все это можнобыло бы свести к философской антропологии,ибо три первых вопросаотносятся к последнему» (Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.
с. 589).Г. Гегель (1770-1831) утверждал, что «столь же глупо думать, чтокакая-либо,философия может выйти за пределы современного ей мира,63сколь глупо думать, что отдельный индивидуум может перепрыгнуть черезсвою эпоху» (Гегель. Соч., Т. VII. 1934. С. 16).
А К. Маркс (1818-1883),будучи еще младогегельянцем, философию определял метафорически какдуховную квинтэссенцию своего времени и называл ее живой душойкультуры (См. Маркс К., Энгельс Ф. Т. 1. С. 105). Согласно Ф. Энгельсу(1820-1895), философия есть осмысление всеобщих законов развитияприроды, общества и человеческого мышления. Эти суждения говорят отом, что философия, как и любая другая свободно функционирующаядуховно-творческая деятельность множества оригинально мыслящих людей,стремится развить систему собственных идей и принципов, позволяющуюпонять смысл природногои социального бытия, постигнуть силучеловеческого духа.Г. Гегель призывал «смело смотреть в глаза истине, верить в силудуха», как «первым условием философии» (Г.В.Ф.
Гегель. Лекции поистории философии. Книга I. С.65). Среди основных компонентовфилософии как учебной дисциплины, определяющих ее тематическоепространствопроникнутьивсодержательныйдуховнуюстатус,культуру-проблемы,человечества.позволяющиеПервойтакойпознавательной проблемой можно назвать человеческий Разум, то естьмышление о мышлении.Такое «самомышление», знающее себя исохраняющее в себе устремление к подлинной разумности, демонстрируетсебя как непрерывно развивающаяся сама по себе мысль. Но снова возникаетвопрос: так что же всё-таки следует считать философией? Философия – этопоступательное движение мысли к самой себе.
Или, согласно Гегелю, онатам, «где мысль, как таковая, делается абсолютной основой и корнем всегоостального...». «Мы определили понятие философии как мысль, - пишетГегель, - которая в качестве всеобщего содержания есть все сущее» (Г.В.Ф.Гегель. Лекции по истории философии. Книга I. С. 65).642.4. Философия – целостное и ценностное воззрение на мирФилософию следует считать творческим и одновременно критическимсостояниеммыследеятельности,когдаличностьстремитсяовладетьмудростью самостоятельной организации своего бытия и, постигая Истинубытия, определять смысл собственного существования в мире природы иобщества.
Философия, если и даёт новое знание, то в виде критическогоабстрактного, синтетического комментария к явлениям и процессам вприроде и обществе, объяснения их смысла для жизни человека, ихинтегрирования и интерпретации с целью использования в других формахдуховнойдеятельности.Философиякаккритическоесостояниечеловеческого разума, естественно, удалена от повседневной прозы жизни,но вместе с тем сама жизнь, особенно человеческая, близка ей и всецелозависима от неё. Удаленность философии от жизни людей условна.Философия выражает сущность сознания человека, его мыслей и идей,устремленных к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.Если же философское знание лишается всеобщего основания, то такоезнание предстаёт в духовной культуре формально незавершённым. Отсюдаестественное стремление всех мыслителей (учёных, медиков и др.) кинтуитивному философскому прозрению или хотя бы умственномусозерцанию, логическому построению своих концепций, научных теорий.Загадочная работа интеллектуальной интуиции учёных, которая возвышаетсянад скрупулезным логическим исследованием, приобретает духовныйсмысл, то есть манифестирует философское самосознание культуры.
Именносовокупный результат работы интуиции и логики создают интеллектуальнуюбазу для выполнения философией своей провидческой функции (прозрениесознания). Философия стремится обрести имидж логически стройнойсистемы знания, познающей и объясняющий мир.Генерируятеоретическоеядромировоззрения,философскоесамосознание спонтанно вводит в научно-исследовательский оборот и новыепредставления,понятия о желательном образе жизни для каждого65мыслящего человека и о способах его творческой познавательнойдеятельности.
Постоянная установка философской мысли на выработкуновых понятийных основ для определения смысла жизни человека,постановка и решение ею острейших проблем,многие из которых насовременном уровне социального и культурного развития обусловленытеоретическим развитием самой философии, сближает её с научныммышлением. Будучи философским самосознанием всеобщей человеческойкультуры, философия позволяет полнее и глубже разобраться в социальноценностном характере науки, точнее, определить особенности современноготипа научной рациональности. Всеизвестные в истории философиифилософские системы были и остаются не чем иным, как совокупностямиэлементов особого духовного видения мира природных и социальных вещейи явлений.Философия всегда стремилась и стремится придать этим явлениямнаучно-мировоззренческий и нравственно-ценностный смысл.
Постижениесмысла и осознание места и назначения человека в мире имеют не толькопознавательное, но и большое практическое значение. Философскаяобъёмность миропонимания позволяет основательнее проникнуть не только всущность того, что уже есть в мире, но и того, что должно быть и вероятнобудет в нём. Для современного специалиста в сфере медицины илифармации, неравнодушного к философии, представляют интерес такиеобласти философского знания, как философия культуры, философия науки, атеперь и, собственно, философия медицины.Одна из ключевых задач современной философии – привитие вкуса ктворческой, созидательной деятельности, к постоянному поиску смыслажизни, понимание путей достижения личного и всеобщего счастья, красотыобщения с людьми. Всё это открывается человеку, если его жизнь становитсядуховно полной и насыщенной, его мысли, стремления и порывы идейнобогатыми, если он видит величие и красоту бытия, желает завтра статьлучше, чем сегодня.
Философия призвана учить людей мудрости жизни,66искусству противостоять низменным и примитивным, хотя и вполнеестественным,потребностям.Философиянаполняетжизньчеловекасмыслом. Она вносит в умы сомнение по поводу истинности прежних знанийо мире и служит исходной методологической и аксиологической основой приорганизациинаучно-исследовательскойипрактическойдеятельности.Благодаря этим функциям философия выступает как жизнеучение, какдуховная сила человека.Философия как духовное явление в мире возникло и развивается лишьпостольку, поскольку в человечестве живёт дух творчества: сомнения,критики, осмысленного обновления устаревающих знаний о бытии мира ипостоянного поиска в жизни людей Истины, Добра, Красоты и Надежды.
Нолюбое творчество, любое научное исследование, но, особенно, критическое(философское) осмысление нового знания о мире происходят в определённойгуманно-культурной атмосфере. Всё это составляет область внутреннегомира человеческого “Я”, область человеческой свободы, убеждений иверований. Философия как система идей, взглядов, позиций в составемировоззрения человека выступает его теоретическим ядром, включающимнаиболее общие знания о мире в целом, обществе и самом человеке с егомногообразным отношением к миру.Философия с момента зарождения выступает как мировоззренческоеядросознанияисамосознаниялюдей.Онапредставляетсистематизированное и максимально рационализированное мировоззрениеличности, народа, эпохи.
И, подобно другим формам мировоззрения,философское мировоззрение возникло из потребности человека познать мири свое место и роль в нем. Весьма важно понять, что субъектом, то естьносителем философского мировоззрения, являются отдельные личности,социальные группы, классы, народы и общество в целом. Каждый изназванных субъектов вносит в мировоззрение нечто свое, неповторимое,делая его оригинальным и своеобразным, самобытным и самодостаточным.Включая в себя всеобщие или предельно общие рассуждения о саморазвитии67мира, философия является наивысшим теоретическим уровнем самосознаниячеловечества.Философиякакдуховноесамосознаниеопределяетсяинтеллектуальным полем, на котором ставятся и решаются научнотеоретические и морально-нравственные вопросы познания, вызывающие увсех интеллектуалов неподдельный интерес и стремление к созданию единойкартинымира.Именнофилософиявскрываетвнутреннююлогикусамодвижения мира, рождения природного мира и саморазвития человека ичеловечества.
Это позволяет описать на языке философских категориймногообразие исторических направлений самосовершенствования человека,его чувств, разума, воли, морали, совести и т.д. Она критично судит овсеобщих связях и отношениях вещей, явлений и процессов в мире, а так жеоб уникальной сущности познающего мир человеческого мышления.Философия осмысливает все знания о мире и укладывает их в некуюцелостность, единую систему. Специфика философского мышления состоитв том, что оно комплексно: это – и критичное мышление, и формасистематизации всеобщего знания, и понимание единых принципов познанияи объяснения мира.Исходя из этого обстоятельства, можно дать условное определениепредмету философии.