Основы философии - учебник (Философия. Основы философии), страница 16
Описание файла
PDF-файл из архива "Философия. Основы философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
(Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. М., 2004.С. 127.) А тысячелетия спустя Л.Н. Толстой справедливо заметит: «Если бы79человек не мог философски мыслить, он бы не понимал, зачем он живет. Аесли бы он не понимал, зачем он живет, он не мог бы знать, что хорошо, ачто дурно.
И потому нет ничего дороже для человека того, чтобы хорошомыслить». (Толстой Л.Н.. Путь жизни. М., 1993. С. 304). Будучи новоймыслью в духовной культуре человечества, она вот уже две с лишним тысячилет рациональной нацеленностью и критичностью осмысления достигнутыхзнаний о мире, обществе и человеке наставляет людей на их разумную инравственную жизнедеятельность.Предметом философского кредо в общезначимом и всеобщем, т.е.осознании взаимных связей и отношений стал сам мир, а затем устройствообщества людей и, наконец, - человек с его феноменальными качествамипознания и преобразования мира.
Относительно близкой по типу мышлениямилетских натурфилософов была философская система Гераклита из Эфеса(ок.520-460 до н.э.). Его родиной был соседний с Милетом полис Эфес. Этоторигинальный мыслитель, прозванный при его жизни «тёмным» (из-затрудности понимания его учения), высоко ценил человеческий разум иобразованность людей. Нопри этом он замечал: «многознание уму ненаучает и мудрости не прибавляет». Он считал, что необходимо искать (!)первоисточник или первопричину развития мира, т.е. ту непреходящуюоснову, которая указывает на развитие всех его вещей и явлений.
Нуженогромный труд мышления, чтобы проникнуть в суть и смысл явлений ипредметов мира. «Мышление, согласно ему, – это великое человеческоедостоинство, а мудрость состоит в том, чтобы говорить истинное и чтобы,прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно».В философском размышлении Гераклита о бытии мира есть необычнаятрактовка первоначала или принципа бытия мира - перво-огня (в духе ученияФалеса и Анаксимена о первопричине бытия мира), а центральнойпроблемой познания мира он сделал изучение причины изменчивостипредметов и вещей мира. И такой первопричиной у него стало понятиеименно огня.
И такой метафизический огонь стал основой объяснения всего в80природе. Он, будучи в печи, согревает человеческое жилище и позволяетготовить горячую пищу. В тоже время он существует и в виде погребальногокостра, фиксируя как бы финал человеческого пребывания на Земле. Огонь,согревая дом человека и облагораживая его жизнь, в тоже самое времяспособен и сжигать, уничтожать его. Так человек рождается, т.е. обретаетжизнь и одновременно он обреченно делает первые шаги к своей же смерти,т.е. исчезновению.
Огонь у Гераклита - это необычный огонь, согревающийили сжигающий всё, что горит, а некий символ всеобщей стихии,одушевленной и разумной.Новое понятие об огне у мыслителя получило особое гносеологическоеи нравственное содержание, поскольку огонь у него являлся некимвоздающим началом, обладающим внутренней энергетикой, имманентнойсилой и даже судом совести. Огонь – это своего рода и материал, и источникнепрерывного изменения всего и во всем в мире естественной природы. «Всёявляется видом огня, - утверждал он, - и все происходит путем егоразрежения, и сгущения… Мир возник из огня и опять сгорит вопределённые периоды».
Огонь наиболее предрасположен к быстромуизменению. Тем самым натурфилософия впервые становится диалектичной.Огонь у него превращается в воздух, воздух в воду, вода в землю, земляснова в огонь. «Этот космос единый из всего, не создан никем из богов иникем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, то вполную силу воспламеняющимся и в полную силу угасающим, - утверждалон». В стихийной диалектике он исходил из того, что абсолютно все в миреизменчиво – «все течет, все изменяется».Можно считать Гераклита отцом диалектики в познании природы всехвещей и явлений в мире, учения о единстве и борьбе противоположностейкак источнике всеобщего становления, движения и качественного изменения.Гармония единства в мире и взаимопереход противоположностей – это естьдве стороны одного и того же всеобщего Логоса. Мыслитель объединил идеюогня с идеей Логоса (греч.
logos – мысль слово, закон), т.е. внутренним81первоисточником саморазвития мира и порядка всего происходящего в мире.Гераклит в связи с этим одним из первых в истории философской мыслипоставил вопрос об изучении границах человеческого познания. В его ученииберет начало и термин «гносис» (греч. gnosis – познавание, знание),обозначающий познание и его результат – знание. Он уже различал рольчувств и роль мышления в познании природы.Примерно в это же самое время в городе Элеи сложилась и качественноиная философская традиция.
Элеаты рассматривали неподвижность в бытиимира. Это имело не меньшее значение для становления метода философскогомышления, чем в учении Гераклита. Так, если Гераклит во всем мире виделтекучесть сущего, то его «оппонент» Парменид из Элеи (ок.515-ок.450 дон.э.), один из основателей этой школы, считал, что абсолютно всё в миреедино и неизменно: «Ничто не может стать чем-нибудь, и нечто не можетпревратиться в ничто». Бытие существует вне времени, оно всегда полно изавершено; это – шар, центр которого нигде, а периферия его везде (это –глубокая метафизическая идея).
Философ, указывая на несотворимость,неразрушимость и неизменяемость всего в мире, указал на тождество сущегои мыслимого. При этом, как и Гераклит, единственным источникомполучения истинного знания о мире он называл человеческий разум.Выдвинув идею о неизменяемости мира, Парменид внес в философскийсловарь и новое понятие – бытие как умопостигаемую сущность или единуюи всеобщую субстанцию, которую можно только помыслить, но не возможнонаглядно представить.Другой не менее выдающейся философской личностью того временистал Пифагор (ок.571-497 до н.э.) и его последователи пифагорейцы.Отличительной чертой их философского учения стало исследование некоегомыслительного состояния всеобщего в мире, исходящего не из материальныхвещей и тел (как у Фалеса, Анаксимена, Гераклита), а из арифметических илигеометрическихабстракций–чисел.Историкифилософии,кстати,приписывают Пифагору и введение им в научный и литературный оборот82самого слова «философия».
Пифагор, якобы, говорил, что сам он никакой немудрец, как его называли, а любитель мудрости, стремящейся к поискупервопричины всех вещей. И дело здесь даже не в самой любви к мудрости, ав умении искать её и овладевать ею. Это есть уникальная способность светомсвоего разума постигать сложнейшие проблемы человеческой жизни и делатьсоответствующие для себя выводы, чтобы жизнь была осмысленной исчастливой. Философия Пифагора покоится на «трех слонах» - мистике,морали и медицине.Философию пифагорейцев ученые назвали магией чисел.
Она имелаогромное значение для культурного просвещения жителей тогдашнейЭллады. По словам Аристотеля (384-322 до н.э.), у пифагорейцев «числазанимали первое место во всей природе, элементы чисел они предпочиталиэлементам всех вещей и всю вселенную <признавали> гармонией и числом»(Аристотель. Соч. В 4 т. Т. I. М., 1976. С. 76). Причем первоначалом всехвещей, предметов и явлений, происходящих в мире, у них была единица илиБог. Соединение двух единиц они назвали материей и увидели в этом некоеединство противоположностей. Поэтому Г.
Гегель обратил внимание на этообстоятельство, а именно, что за мистикой чисел у пифагорейцев скрываласьразработка первых абстрактных философских понятий таких, например, как:единство, противоположность, множество и др.Примечательно, что значительное место в учении Пифагора и позжепифагорейцев занимали идеи создания норм профилактической медицины.Всё их учение было пронизано стремлением к здоровому образу жизни.Каждый человек, согласно пифагорейцам, должен всю жизнь заботиться опребывании в атмосфере гармоничной взаимосвязи физического и духовногосаморазвития. У пифагорейцев символом жизни и здоровья была правильнаяпятиконечная звезда. Они обнаружили, что именно звездчатый пятиугольникширокораспространенвживойприроде,ноонневозможенвкристаллических решетках неживой.
Их девизом стало изречение Пифагора:«Одной философии, мудрой попечительнице жизни, должно вверить всего83себя». Упорядочивать человеческие мысли и чувства может только искусствофилософской мудрости, возвращающая людей к изначальному космическомумиропорядку. Эта тема пронизывала после Пифагора фактически все ученияпоследующих философов.Одним из таких философов был, например, знаменитый Эмпедокл (ок.490-430 до н.э.), - поэт и выдающийся медик. Этот ученый изложил своеучение в работах «О природе» и «Очищение». Ему принадлежиторигинальная научная мысль о естественном отборе в мире животных ирастений. Он писал уже и о ведущей роли наследственности в развитииживых организмов.
Его считают разработчиком учения об ощущениях.Мыслитель первым назвал движущими силами жизни – Любовь и Вражду,предположив, что всё живое возникает в результате противодействия этихякобы естественных сил. Любовь, согласно Эмпедоклу, облагораживает всеживые существа, а Вражда их уродует. Любовь соединяет разнородныеэлементы, а Вражда разъединяет их. Но без Вражды не было бы иодухотворяющей Любви, их цикличного круговращения в мире: а)неограниченного господства Любви, б) последовательного разделения сперевесом Вражды, в) всеобщего господства Вражды и г) зарождения новогосмешения с перевесом уже Любви и т.д.Хронологическиследующееимявыдающегосяфилософаипризнанного ученого античности связано уже с Афинским полисом –центром классической образованности и гражданской демократии. Это имяАнаксагора (500-428 до н.э), который по праву считается основоположникомафинской философской традиции.
Он один из первых стал профессиональноучить философскому мышлению. Он также первым заявил о способностичеловеческого ума (греч. nus) познавать мир природы. Ум приводит вопределённое движение все частицы, погруженные в хаос, упорядочивая темсамым бесконечную Вселенную. Именно поэтому ум человека, по мнениюфилософа, представляет самое совершенное явление не только на Земле, а иво всей Вселенной, ибо он способен творить и хранить высшее знание обо84всём на свете.