Монография Равочкин (Философия права) (Проблемы права в освещении современных философских концепций), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Проблемы права в освещении современных философских концепций", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из , которые можно найти в файловом архиве . Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Теория государства и права [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/melekhin_av_teorija_gosudarstva_i_prava/(Датаобращения 30.04.2020); Проблемы теории права и правореализации / отв. ред. Л.Т. Бакулина. – М.: Статут, 2017.– 384 с.изменяются революционным или эволюционным путем, что приводит кобразованию новых отношений. Являясь социальным феноменом, норма праванаправлена на урегулирование общественных отношений, а подвергая ихвоздействию своего содержания, придает им вид правовых отношений, илиправоотношений. Правоотношение можно определить, как возникшее вопределенном обществе волевое и имеющее возможность применениягосударственногоактуальнымипринужденияюридическимиотношение,нормами,котороенепосредственноурегулированосвязаннымисдеятельностью и поведением его участников, приобретших соответствующиесубъективные права и обязанности27.Несомненно,правообладаетдостаточномощныморганизующимпотенциалом, а как неотъемлемая детерминанта общественной жизни вноситспецифическую определенность и гарантирует устойчивость связей в той илииной сфере.
В своей теории и достаточно часто на практике правовыевзаимодействия субъектов, что и отличает их от различных индивидуальных игрупповыхлично-властныхсправедливыхобеспечиваетсягосударствомотношений,взаимоотношений.благодарявследствиепредставляютСправедливостьопределеннымдостижениявгарантиям,согласияпособойобразецданномслучаепредоставляемыхповодуформальнозакрепленных способов и процедур урегулирования возникающих споров, какправило, разделяемых большинством населения в соответствии с элементамисложившейся культуры28.27.Мелехин А.В. Теория государства и права [Электронный ресурс].
– Режим доступа:http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/melekhin_av_teorija_gosudarstva_i_prava/(Датаобращения 30.04.2020); Проблемы теории права и правореализации / отв. ред. Л.Т. Бакулина. – М.: Статут, 2017.– 384 с.; Проблемы теории права и правореализации / отв.
ред. Л.Т. Бакулина. – М.: Статут, 2017. – 384 с.; ЮнусовА.А., Ахвердян А.Г. Правовые обязанности человека и гражданина: общая теория права // Евразийскийюридический журнал. – 2018. – № 8 (123). – С. 67-68.28.Мелехин А.В. Теория государства и права [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/edu/student/download_books/book/melekhin_av_teorija_gosudarstva_i_prava/(Датаобращения 30.04.2020); Проблемы теории права и правореализации / отв. ред.
Л.Т. Бакулина. – М.: Статут, 2017.– 384 с.; Проблемы теории права и правореализации / отв. ред. Л.Т. Бакулина. – М.: Статут, 2017. – 384 с.; ЮнусовА.А., Ахвердян А.Г. Правовые обязанности человека и гражданина: общая теория права // Евразийскийюридический журнал. – 2018. – № 8 (123). – С. 67-68.Учитывая многообразие форм проявления права и невозможностьсоздания единой реконструкции определенного периода времени, отмечаем, чтоистория его развития не может быть сведения к какому-либо единомуоснованию.
Кроме этого, следует учитывать, что право является куда болееустойчивым феноменом, чем даже государство, поскольку отличаетсяпреемственностью и традиционностью в аспектах своего усвоения ипрактического применения. Получается, что в целом история права не можетбыть сведена ни к хронологии изложения каких-либо процессов, событий ифактов, ни к компаративистике правовых систем, ни к репрезентации политикоправовых учений, господствовавших где-либо и т. д. И, несмотря на то, что праводемонстрирует «сложность» в качестве своей главной характеристики, оно сускорением динамики интеллектуальной жизни притягивает к себе новыхмыслителей, все чаще осознающих его более широкую предметную сферу, вкоторой отражаются их интересы.Главным образом, относительная самостоятельность феномена правапозволяет ему оказывать плодотворное воздействие на государство посредством,например,артикулированияегосоциальнозначимойдеятельности,предоставления населению прав и свобод, и гарантирования обществу защиту отузурпации власти.
В демократических странах право предоставляет широкимслоям населения принимать участие в управлении государством и реализовыватьвозможности по влиянию на выработку наиболее важных решений.Однозначно, что анализ различных социальных процессов, имевших бытьместо в истории, свидетельствует о неодинаковости использования права.
Темне менее, общим для всех государств будут являться тенденции, отчетливодающие понять следующее: по мере усложнения общественной жизнипроисходит совершенствование возможностей права и расширяется переченьобластей его применения, следовательно, роль права во всех сферахчеловеческой жизнедеятельности неуклонно возрастает. Практически всеисследователи сходятся во мнении, что существование права будет возможнымлишь при условиях неоднородности общества, отражаемой определенноймоделью социальной стратификации: будь то группы, классы, сословия и другиеобразования.
Вне зависимости от принятого в социуме наименования страты,индивиды и группы при усложнении общественной жизни и увеличении числапрактик, обязательно сталкиваются с не просто различными, но уже спротивостоящими интересами, доведенными порой до антагонизма. Поэтомувполне закономерным выглядит появление и последующее применение правамежду спорящими субъектами.В самом деле, право не могло возникнуть в один миг, ведь очевидно, чтопроцессы его институционализации проходят через несколько столетий.
Тем неменее, обнаруженная связь учреждения правовых норм для стабилизациисоциума ввиду фрагментирующих его целостность конфликтов, которые,полагаем, появляются еще в первобытную эпоху и связаны с военной агрессиейи разделением труда, не позволяет обнаружить начальный пункт его бытия.Следовательно, ученые, развивающие гипотезы о «родине» права какинструмента обеспечения социального порядка, блага, справедливости либоиной его сущности не получат однозначного ответа на данный вопрос29.Анализ исторических фактов проявления права полезен не только радисамого себя, но, к примеру, позволит понять логику зарождения специальныхюридических терминов, функционирование и использование которых такжеявляется современной философской проблемой.
Более того, в социальнофилософском плане примечателен опыт соседних и мировых государств вообщеотносительно использования ими определенных систем/типов права, чтопозволит определить эффективность законодательных инициатив в зависимостиотконтекста.Наконец,применениемеждисциплинарныхподходов,учитывающих результаты, полученные как в смежных, так и в отдаленных отюриспруденции областях знания, открывает возможности для созданиякачественно новых объяснительных схем и теорий понимания феномена права иего развития в динамике.29.Крашенинников П.В. Времена и право.
– М.: Статут, 2016. – 256 с.; Крашенинников П.В. Зарождениеправа. – М.: Статут, 2016. – 288 с.1.2 Ретроспективный взгляд на взаимосвязи между правом и философиейДиалог между правом и философией30 берет свое начало в древнегреческойцивилизации. Напомним, что генезис философского знания в Древней Грецииприходится на первую половину I тысячелетия и относится к рубежу VII-VIстолетий до нашей эры. Однако на деле социально-философские проблемыпочти не интересовали самых первых греческих мудрецов. Соответствующеерасширение предметной области философии происходит чуть позже, в V веке донашей эры, когда само государство древних греков существовало в видесвоеобразной системы независимых городов, называемых полисами.Характерной чертой полисной жизни была борьба между родовойаристократией (наследственная знать) и торгово-ремесленными кругами, всостав которых входили отдельные слои крестьян. В зависимости от перевесатой или иной стороны, государственная власть в полисах принимала форму либоаристократического(Спарта),либодемократического(Афины),либопереходного (тирания) способа осуществления государственного управления.Несмотря на то, что софисты были учителями логики, морали и ораторскогоискусства, в центре их внимания также находились вопросы политики и права.Философия основана на аргументированной борьбе мнений, котораяможет происходить как с современниками и в рамках одной школы, так и спредшественниками-приверженцамиабсолютночуждойкому-либоинтеллектуальной традиции.
Учитывая многовариантный характер суждений поповоду одного и того же предмета, Протагор и ряд других «старших софистов»делают акцент на изменчивости представлений человека. Есть как минимум двавысказанных мнения насчет того или иного объекта, и, согласно Протагору, ниодно из них не окажется более истинным, чем мнение оппонента.Психофизиологические особенности индивидов конституируют их взгляды намир и имеющиеся в нем объекты. Одна и та же погода, наблюдаемая в условном30. В собственном смысле и значении этого слова, разделяемого большинством историков философии450 году в Афинах, одному покажется жаркой, другому – умеренной, а третьему– прохладной. Как и вкус красного вина, налитого из одной бутылки по четырембокалам в честь важного события, который также покажется неодинаковымвеселящимся товарищам-грекам.ОднаждыПротагорскажет:«Человекестьмеравсехвещей:существующих в том, что они существуют, а несуществующих в том, что они несуществуют».
Эта фраза означает, что не существует единого блага и, вследствиеэтого, общепризнанной истины попросту не может быть. Знания приобретаютотносительный характер, поскольку их может хранить не только мудрец, но ипросто любой человек. Развивая представления об относительности иусловностиморалииндивидуалистическимисправедливости,содержанием.ГоргийтакжеРелятивизм,наполняетихпровозглашенныйПротагором, был спроецирован и на правовые нормы, поскольку изначальнопозволял оценивать справедливость поступков в зависимости от контекста, ккоторому относились такие характеристики, как условия места и времени,психоэмоциональное состояние человека, а позднее открывал для большинствавозможности проявления скепсиса относительно существования тех или иныхнорм права.Однако наша задача в этом параграфе состоит вовсе не в том, чтобыэксплицировать релятивистские взгляды Античности на феномен права, темсамым подвергая сомнению необходимость его существования.