Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998) (Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf), страница 21
Описание файла
PDF-файл из архива "Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 21 страницы из PDF
Поворотвнимания к физическим феноменам вфантазии — один из основных источников психологического познания.Классификация психических феноменов проводится Б. соответственноих интенционалыюи природе, т.е. поспособу полагания объекта. Существует три несводимых друг к другукласса: акты представления, лежащиев основе всех других; акты суждения,в которых нечто признается или отвергается, и акты любви и ненависти,или интересов (эмоции). В позднийпериод Б.
уточняет, что наша психическая деятельность направлена навещи (тела и «духи»), которые берутся в качестве объектов различным образом. Только вещи обладают существованием в собственном смысле, ихвысшее родовое понятие — реальность. То, что взято в качестве объекта, существует лишь в несобственномсмысле: напр., телесность, а не индивидуальное тело, любовь, а не любящий, бесконечное пространство, а непространственность, универсалии, ане индивиды, которые мыслят общее.Реальное, по Б., может быть только индивидуальным.
То, что взято в качестве объекта — в представлении и т.д. —уже не индивидуально. Ни внешнее,ни внутреннее восприятие не дают индивидуализирующего признака. Учение о сознании — точка пересечениявсех основных проблем философии Б.:проблемы времени, критического анализа языка, природы морального сознания, обоснования оптимистическогорелигиозного мировоззрения («рационального теизма»). Влияние философии Б. прослеживается в феноменологии Гуссерля и Хайдеггера*, неореализме*, аналитической философии*, ввюрцбургской психологической школеи гештальтпеихологии.Standpunkt.
Leipzig, 1874; Die vier Phasender Philosophie. Stuttgart, 1895; Von der(ClassificationderpsychologischenPhanomene. Leipzig, 1911; PhilosophischeUntersuchungen zu Raum, Zeit undKontinuum. Hamburg, 1976.БРИДЖМЕН (Bridgman) ПерсиУильяме (1882-1961) — амер. физик ифилософ, лауреат Нобелевской премии1946 года за исследования в областиэкспериментальной физики.
В работе«Логика современной физики» (TheLogic of Modern Physics. N. Y., 1927)выдвинул ряд идей, ставших основойоперационализма*. Ориентируясь наспособ, каким Эйнштейн* определилосновные понятия специальной теорииотносительности, Б. утверждал, чтозначение физических понятий должноопределяться совокупностью экспериментальных операций, в первую очередь — операций измерения. Такаяпроцедура имеет целью строго определить научные понятия, отделить их отсоответствующих понятий повседневного опыта, а также предохранить отрезких и глубоких перестроек понятийных структур в науке, подобных тем,которые произошли в физических дисциплинах в начале XX в.
В духе этихидей Б. истолковывал различные методы и эпизоды из практики научного познания, анализировал природу физической реальности и даже высказывался по социально-философским проблемам. Его позиция отражала реальныеметодологические тенденции современного естествознания, однако ее одностороннее распространение на все содержание научно-теоретического знания вызывало критику многих философов. В 50-е годы сам Б. признал, чтооперациональный аспект не исчерпывает значения научных понятий; онпредложил также расширить понимание операций, включив в них (нарядус реальными) «умственные» (вербальВ.И.
Молчанов ные и символические) операции. В общефилософском плане концепция Б.10 Очерк о познании. [Истина и очевидность.близка к инструментализму*.Статьи и письма по теории познания],[Письмо к Антону Марта], [Об очевидности.Фрагмент], [Письма к Гуссерлю] //Антология мировой философии. Т. 3. М.,1971; Psychologie vom empirischenрThe Intelligent Individual and Society. N. Y,1938, The Nature of Some of Our PhysicalConcepts. N.Y., 1952.Брэйсуэйт (Брэйтвейт)БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (1846-1924)— представительбрит, абсолютного идеализма*, продолжатель неогегельянской традицииДж. Стирлинга, Т.
Грина, Э. Кэрда.Исходный пункт рассуждений Б. —признание нетождественности видимости и реальности. В своих работахон отстаивал мысль о том, что вещи,отношения, движение, пространство,время, причинность составляют мирвидимости, явленный обыденномусознанию и характеризуемый изменчивостью и противоречивостью. Новсе это — лишь неадекватное проявление подлинной реальности — Абсолюта, который един, всеобъемлющ,непротиворечив, духовен и объемлетсущность и существование. Познание, ориентирующееся на существование, опирается на формальную логику и не может преодолеть неполноту и противоречивость, вследствиечего научное знание гипотетично, ихотя инструментально и практическиэффективно, все же не является истинным знанием.
Слабость формальной логики как методологии познания обусловлена, на его взгляд, ограниченностью индуктивизма и традиционной силлогистики. Адекватныеже идеи, по Б., представляют собойвневременные идеальные значения:постижение реальности предполагаетэлиминацию временности и противоречивости, что доступно лишь «непосредственному восприятию»,трансцендирующему себя и снимающему противоположность субъекта иобъекта. Б. выступал против психологизма*, эмпиризма, утилитаризма инатурализма* в теории познания иэтике. Зло есть моральный аспектпротиворечивой видимости, преодолеваемой посредством морального самосовершенствования. Он отвергалпонимание человека как автономного природного существа: человек —общественное существо и несовершенная часть субстанциального целого. Средством его социализации немогут служить ни принципы утилитаризма, гедонизма, эгоизма, ни нор-59мы трансцендентальной этики, отрывающей должное от сущего.
Становление личности есть процесс самоосуществления нравственного субъекта,«реального Я», стимулируемый нефакторами наличного бытия, а необходимостью обрести свое место в гармонизированном обществе. Б. полагал также, что в этом процессе важнуюнормативную роль выполняет религия, ибо Бог как моральный идеал естьвоплощение Абсолюта.@Что есть реальный Юлий Цезарь //Вестник Московского ун-та. Философия.1989, № 5; Principles of Logic. L., 1883;Appearance and Reality.
L., 1893; Essays onTruth and Reality. Oxford, 1914.БРЭЙСУЭЙТ (БРЭЙТВЕЙТ)(Braithwaite) Ричард Бивен (19001990) — брит, философ. С 1953 — проф.Кембриджского ун-та. Взгляды Б.сформировались под влиянием Мура*,Витгенштейна*, Ф. Рамсея и Кейнса*.Он не присоединился ни к одному изнаправлений неопозитивизма*, однако считал необходимым использоватьв философии науки* полученные впоследнем результаты. Его позицияблизка реализму, он трактует понятиеопыта, лежащее в основе философиинауки, не в субъективном, а в объективном, реалистическом смысле.
Разделяя дихотомию эмпирического и теоретического, Б. считает, что высказывания наблюдения лежат в фундаменте теории, а гипотезы относятся к ееверхним уровням. Теоретические понятия не выводятся из наблюдаемыхфактов; они получают неявные определения в силу того, что входят в исходные и доказанные предложения соответствующей теории. Предсказательная сила теорий определяется количеством и качеством ее теоретических понятий, и она уменьшается помере построения явных определенийэтих понятий (тезис Б. — Рамсея).
Всвоих работах Б. уделял большое внимание возможностям использованиятеории вероятностей и статистики вфилософии науки. В 50-е годы наряду с Н. Винером, А. Розенблютом,60БуберД.Д. Бигелоу, Нагелем* и др. явилсяодним из пионеров исследования значения и структуры телеологическогообъяснения. В основе этого типа объяснения, по Б., лежит пластичность поведения соответствующих субъектов,которая проявляется в изменчивостиокружающих условий, дающих возможность достичь цель.
При такомподходе, однако, исследованию подвергается скорее телеологическое описание, чем телеологическое объяснение, предполагающее возможностьпостроения успешных предвидений.Ш Scientific Explanation. A Study of theFunction of Theory, Probability and Law inScience.
Cambridge, 1953; Theory of Gamesas a Tool for the Moral Philosopher. N.Y.,1963; An Empiricist's View of the Nature ofReligious Belief. Folcroft, 1970.БУБЕР (Buber) Мартин (18781965) — еврейск. религиозный философ. Получил образование в Венском,Цюрихском и Берлинском ун-тах. В1924-33 — проф.
философии и этикив ун-те Франкфурта-на-Майне. В1933 эмигрировал в Швейцарию,позднее переехал в Палестину. С1938 по 1951 — проф. философииЕврейского ун-та в Иерусалиме.Б. отстаивал религиозные ценности иудаистской и христианской традиций, пытался возродить хасидизм — мистическое движение в иудаизме, распространенное в странах Западной Европы в XVIII-XIX веках,разделял установки приверженцевутопического социализма. Его филосовские взгляды характеризуютсякритическим переосмыслением идейНицше*, С. Кьеркегора, Шелера*,Хайдеггера*, Юнга*, с одной стороны, и переплетением разнообразныхпредставлений, заимствованных уфилософской антропологии*, экзистенциализма*, персонализма* и диалектической теологии*. «Диалогический персонализм» Б.