Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998) (Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf), страница 16
Описание файла
PDF-файл из архива "Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
биолог-теоретик, один из основоположников общейтеории систем. В 1934-48 работал вВенском ун-те, в 1949-72 — в ун-тахКанады и США. Создал теорию открытых биологических систем, обладающих свойством эквифинальности (т.е.способностью достигать конечного состояния независимо от нарушений вопределенных пределах начальных условий системы). Для описания такихсистем Б.
использовал аппарат термодинамики и физической химии. Открытые системы существенно отличаются от закрытых, изучаемых в физике, прежде всего тем, что их стационарным состоянием является подвижноеравновесие, при котором все макроскопические параметры системы остаютсянеизменными, хотя непрерывно продолжаются микроскопические процессы ввода и вывода вещества и энергии.Б. успешно применил принципы теории открытых систем для анализа рядаБессознательноебиологических проблем (исследованиетканевого дыхания, соотношение метаболизма и роста у животных, описаниеэмбрионального развития, генетических процессов, саморегуляции и т.д.).Он выдвинул программу построенияобщей теории систем, основными задачами которой являются: формулирование общих принципов и законов поведения систем независимо от их специального вида, природы составляющихих элементов и отношений междуними; установление точных и строгихзаконов в нефизических областях знания; создание основы для синтеза научного знания в результате выявленияизоморфизма законов, относящихся кразличным сферам реальности.
Этапрограмма, близкая по своим идеям ктеоретической кибернетике, термодинамике необратимых процессов и синергетике*, вызвала научный резонанс,однако получила лишь частичную реализацию. В последние годы жизни Б.занимался преимущественно разработкой системной, организмической концепции человека, в которой важнаяроль отводится способности человекаоперировать символами.jjpОбщая теория систем — критический обзор // Исследования по общей теории систем.
М., 1969; Общая теория систем — обзорпроблем и результатов // Системные исследования. М., 1969; История и статус общей теории систем //Системные исследования. М.,1973; Das biologische Weltbild. Bern, 1949;General System Theory. Foundations,Development, Applications. N.Y., 1968.БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознаниисубъекта.В ряде психологических теорийБ.
— особая сфера психического илисистема процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.»используется также для характеристики индивидуального и групповогоповедения, действительные цели ипоследствия которого не осознаются. Вфилософии и психологии Нового вре-45мени идеи Декарта, утвердившеготождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая деятельностьмозга. Концепция Б.
была впервыесформулирована Лейбницем, трактовавшим его как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, надокеаном темных перцепций (восприятий). Кант связывал Б. с проблемойинтуиции, с вопросом о чувственномпознании. Своеобразный культ Б. какглубинного источника творчества характерен для представителей романтизма.
Эдуард фон Гартман, вслед за А.Шопенгауэром, возвел Б. в ранг универсального принципа, основы бытияи причины мирового процесса. В начале XIX в. началось собственно психологическое изучение Б. Динамическуюхарактеристику Б. ввел И.Ф. Гербарт.Согласно его концепции, несовместимые идеи могут вступать между собойв конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряядинамических свойств. Исследованияв области психопатологии, особенно франц. психиатрической школы(Ж.
Шарко и др.), позволили зафиксировать психическую деятельность, неосознаваемую человеком. Продолжением этой линии явилась концепцияФрейда*, начавшего с установленияпрямых связей между невротическимисимптомами и бессознательными переживаниями травматического характера. Отказавшись от физиологическихобъяснений, Фрейд представил Б. ввиде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявлятьсяи ставиться под контроль сознания спомощью техники психоанализа*.Ученик Фрейда, Юнг* ввел, наряду синдивидуальным Б., понятие коллективного Б., те или иные образы которого могут быть общими для членовБет46определенной группы, народа, илидля человечества в целом.
Развитоепсихоанализом представление о Б.получило дальнейшую разработку внеофрейдизме, шизоанализе*, амер.культурной антропологии, современной этнологии, а также литературоведении и теории и практике различныххудожественных течений (сюрреализми др.).Д.Н. Л яликов£5Бессознательное: природа, функции, методыисследования. Т. 1-4. Тбилиси, 1978-1985.БЕТ (Beth) Эверт Биллем (19081964) — нидерл.
философ и логик. В1933-45 — преподаватель Утрехтскогоун-та; с 1946 — проф. логики Амстердамского ун-та, с 1952 — директор Института философии точных наук вАмстердаме. Испытал влияние логического эмпиризма*, особенно работКарнапа* по логике и основаниям математики.
В основе позиции Б. лежиттезис о необходимости синтеза логики, оснований математики, историиточных наук и психологии мышления. Выступал против идеализма исчитал, что современная философия вцелом и философия математики в частности развиваются в направлении креализму. Под реализмом понималконцепцию, утверждающую, что человек в процессе своего опыта вступает в контакт с различными сферамиреальности, несводимыми друг к другу, однако связанными между собой,дополняющими друг друга, причемэта связь фиксируется с помощьюонтологических допущений, проверяемых на основе имеющихся теорий. По мнению Б., формальный анализ дедуктивной структуры математических теорий является основойфилософии математики.
Вместе с темв математике важную роль играет также математическая и логическая интуиция, которую необходимо исследовать с помощью рациональных методов. Б. разработал концепцию объекта математики: на первом уровне вкачестве такового выступает мир человеческого опыта, на втором — струкг.тура мира в той мере, в какой онаявно выражается в математическомязыке, и, наконец, на третьем уровне — бесконечность. При решениивопроса о соотношении логики и психологии считал эти дисциплины автономными и взаимно дополняющими друг друга, выступая противлюбых вариантов психологизма в логике и математике и логицизма — впсихологии.
В опубликованной совместно с Пиаже* кн. «Математическая эпистемология и философия»(Mathematical Epistemology andPhilosophy. Dordrecht, 1966) авторы,несмотря на разногласия по многимвопросам, сформулировали общуюпрограмму междисциплинарногоподхода к эпистемологии*, основанную на переходе от исследования«психологического субъекта», центрированного вокруг собственного внутреннего мира сознания, к «эпистемологическому субъекту», когнитивныеструктуры которого производны отнаиболее общих механизмов координации действий субъектов. При этомгенетическое исследование мышлениядолжно быть органически связано сиспользованием историко-критического метода.
Б. внес вклад в развитиеформальной логики. Он разработалметод семантических (аналитических)таблиц, позволяющий чисто синтаксическими средствами решать семантические проблемы формализованныхисчислений о выводимости, общезначимости формул и т.п. Он построилсемантику интуиционистской логики, использующую концепцию возможных миров* и оказавшую влияниена работы Крипке*. Важным результатом Б. в теории определимости явилась доказанная им в 1953 теорема,которая завершила построение классической теории полной определимости и стимулировала дальнейшие исследования по теории определимостив формализованных системах.QМетод семантических таблиц // Математическая теория логического вывода.
М.,1967; L'existence en mathematique. P., 1956;La crise de laraison et lalogique. P.; Louvain,Бинсвангер471957; Formal Methods. An Introduction toБИНСВАНГЕР (Binswanger) ЛюдвигSymbolic Logic. Dordrecht, 1962; Mathemat- (1881-1966) — швейц. психиатр и фиical Thought.
Dordrecht, 1965; Moderae Logi- лософ. Получая медицинское образоваka. Assen, 1966.ние в Лозанне, Гейдельберге, работалассистентом у Э. Блейлера и Юнга*. ВБЕТТИ (Betti) Эмилио (1890- 1907 примкнул к психоаналитическо1970) — итал. историк права, веду- му движению, был близким другомщий представитель герменевтики*. В Фрейда*. С 1911 по 1956 руководилотличие от Гадамера*, опиравшегося клиникой Белльвю в Кройцлйнгене,на Хайдеггера* и превратившего гер- был действительным или почетнымменевтику в философскую доктрину, членом ряда академий.
ФилософскиеБ. понимает герменевтику как мето- воззрения Б. сформировались под влидологию истолкования текстов. По- янием неокантианства* и феноменололемика между Б. и Гадамером стала гии*. После выхода в свет «Бытия иосновой размежевания двух линий времени» Хайдеггера* Б., опираясь наразвития герменевтики в XX в. — как экзистенциальную аналитику, создалтеории интерпретации* и как спосо- собственное философско-антропологиба философствования.
Опираясь на ческое учение, названное им «экзистенФ. Шлейермахера и Дильтея*, Б. раз- циальным анализом». Б. внес изменерабатывает учение о процедурах по- ния в психоаналитическую метапсихонимания* и интерпретации текстов. логию и в практику психотерапии, отПонимание для Б. — не «метафизи- вергнув биологизм и детерминизм вческая», онтологическая, а эпистемо- трактовке бессознательных процессов,логическая проблема. Объектом по- свойственный Фрейду.
Человеческоенимания являются «значащие фор- существование понимается Б. какмы», за которыми стоит объективи- единство трех временных модусов —ровавшийся в них дух. Понимание прошлого, настоящего и будущего.текста — триадический процесс, Неврозы и психозы являются осмысвключающий в себя следующие эта- ленными способами трансцендировапы: рекогнитивный (узнавание), реп- ния, конституирования мира и самихродуктивный (воспроизведение) и себя. Симптомы расстройства вознинормативный (применение).