Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998) (Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf), страница 18
Описание файла
PDF-файл из архива "Малахов В.С._ Филатов В.П. Современная западная философия (1998).pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 18 страницы из PDF
Проект50Блондельчем в естествознании. Экономическаятеория в этом смысле находится, поБ., примерно посередине между такими типами знания, как психоанализи теории физики. Б. отрицает и методологию «наивного фальсификационизма», требующую отказа от теориилишь при наличии эмпирическихконтрпримеров. Для того, чтобы победить старую теорию этого недостаточно, необходимо предложить новуюальтернативную теорию, способнуюобъяснить имеющиеся противоречия.Развитие методологии фальсификационизма у Б. н целом идет в направлении, сходном с тем, которое ему далЛакатос* в своей «методологии исследовательских программ». С этих позиций Б. критикует попытки применения в сфере экономического знанияфилософии науки Куна*.
Он дажепредложил установить запрет на использование понятия «парадигма» вметодологических дискуссиях экономистов, поскольку структура экономической дисциплины существенноотличается от монопарадигмальныхдисциплин в точном естествознании.Достоинством работ Б.
является соединение постпозитивистской методологии с глубоким анализом истории экономической мысли.Последняя понимается как внутренняя причина развития, источник противоречивости вещей и одновременно как начало, полагающее цель эволюции мироздания. В сфере органической природы божественная мысльпроявляется в форме жизненного порыва * а с появлением человека становится спиритуалъным порывом. В духеавгустинианского толкования человека как души, использующей тело, Б.подчеркивает примат волевого начала в человеческой жизнедеятельности.Идущая от Бергсона тема противостояния непосредственно-интуитивногои абстрактно-аналитического подходов к миру предстает у него в видепротиворечия аналитического разумаи «разума сердца». Разработка им диалектики выбора во многом предвосхищает эту тематику в экзистенциализме*.
Критикуя с христианскихпозиций буржуазную цивилизацию,Б. предлагал религиозно-нравственные рецепты ее исцеления.@ L1 Action. P., 1893; La pensee. P., 1934;Dialogue avec les philosophes. P., 1966.БЛОХ (Bloch) Эрнст (1875-1977)нем. философ. Первое философское'сочинение — «Вселенная в свете атеизма» — Б. написал еще в школьные годы.В 1902-03 состоит в переписке с Маfp Несложный урок экономической методохом*,Липпсом*, Эдуардом фон Гартлогии // TESIS. 1994, № 4; Kuhn versus Lakaманом, Виндельбандом*. В 1905-06tos or Paradigms versus Research Programmesизучает философию в Мюнхене уin the History of Economics // Method andЛиппса, а с 1906 — в Вюрцбурге уAppraisal in Economics. Cambridge, 1976.Освальда Кюппе.
Параллельно заниTheories, True or False? Aldershot, 1990.мается теорией музыки и физикой.БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис Защищает диссертацию «Критичес(1861-1949)— франц. религиозный кий анализ Риккерта и проблема софилософ. Свою концепцию называл временной теории познания» (1908).философией действия и стремился в В 1908-11 — в Берлине, где посещаетней примирить томизм с августини- частный коллоквиум Зиммеля*, с коанством, а также с традицией средне- торым у Б. устанавливаются дружесвековой мистики.
В этом он опирал- кие связи. С 1911 живет попеременся на идеи Паскаля, Спинозы, Лейб- но в Гармише и Гейдельберге, гденица, Гегеля, Мен де Бирана, Бергсо- продолжает начатую в 1907 работу надна*. Основная тема его учения — един- книгой о категории «еще-не» (nochство бытия, действия и мысли. Всеоб- nicht). С 1911 начинается дружба Б.
сщий динамизм в мире сотворенного Лукачем*, постепенно перерастающаябытия — в природе и в истории — в продлившийся почти десятилетиепорожден божественной мыслью. творческий симбиоз двух мыслителей.БлохБ. принимает участие в мероприятиях, организовывавшихся кругом Вебера*. В 1914-17 делает первые наброски к «Духу утопии». В 1917 эмигрирует в Швейцарию. При поддержке швейцарского «Архива общественных наук» Б. проводит исследованиена тему «Политические программы иутопии в Швейцарии». Пишет антивоенные статьи. Главное политикофилософское сочинение Б. этого периода — «Вадемекум для нынешнихдемократов» (1918).
В том же году вМюнхене выходит в свет «Дух утопии». 1919 — возвращение в Германию. В 1921 Б. публикует трактат«Томас Мюнцер как теолог революции», марксистский дух которого отразился и на новом издании «Духаутопии» (1923). Поддерживает тесныеотношения с Кракауэром, Адорно*,Беньямином*, Вайлем, Клемперером. 1933 — повторная эмиграция,1934 — высылка из Швейцарии,1935 — переезд Б.
в Париж, участиев работе Конгресса в защиту культуры, контакты с антифашистами. В1936-38 в Праге Б. пишет работу «История и содержание понятия «материя» (опубликована в 1972 под названием «Проблема материализма — егоистория и сущность»). 1938 — эмиграция в США. Здесь Б. работает надследующими проектами: «Принципнадежды» (первоначальное название — «Мечты о лучшей жизни»), «Естественное право и человеческое достоинство», «Субъект — объект. Пояснения к Гегелю».
В 1946 выходит всвет «Свобода и порядок» (одна из глав«Принципа надежды»). В 1949 , повозвращении в Германию, Б. возглавляет кафедру философии в Лейпцигском университете. В 1951 выходит немецкое издание работы«Субъект — объект» (первое изданиевышло по-испански в Мексико Ситив 1949), в 1954-55 — публикация«Принципа надежды». В 1955 Б.
получает национальную премию ГДР истановится постоянным членом Немецкой Академии Наук. В то же время усиливаются и споры вокруг его51философской позиции. В 1956 в докладе о Гегеле Б. открыто критикует«узкоколейный марксизм». В 1957 врезультате конфликта с ульриховскойфракцией в СЕПГ Б. уволен на пенсию. С 1959 Б. — гастпрофесссор вТюбингенском университете. 1964 —первая премия по культуре Немецкихпрофсоюзов, 1967 — премия мираБиржевого Союза немецких книготорговцев.
В 1969 Б. получает степеньпочетного доктора ун-та Загреба, а в1975 — ун-тов Сорбонны и Тюбингена. В том же году выходит«Experimentum Mundi». 1977 —завершение работы над кн. «Тенденция —латентность — утопия». Умер Б. 4 августа 1977 от сердечной недостаточности.Хотя философская идея, намеченная.в ранней работе Б. «Дух утопии»,и получила адекватное развитие в егоглавном произведении «ПРИНЦИПНАДЕЖДЫ», Б. никогда не считалсвою концепцию утопии законченнойи постоянно уточнял ее.
«Принципнадежды» был задуман как открытаяфилософская система. Если в систематическом плане она опирается на онтологию* «еще-не-ставшего» и гносеологическую теорию «еще-не-осознанного», то в методологическом плане ее фундаментом служит диалектическая герменевтика* Другого. ЭтогоДругого Б. ищет в исторически понимаемом «еще-не» как «еще-не-ставшем».Основная спекулятивная посылкаонтологии Другого как онтологии«еще-не» состоит в том, что наше бытие еще не определено и не завершено. Все сущее выстраивается вокругэтого «не», заключающего в себе телос неотчужденного бытия. Поскольку «не» понимается Б.
как процессуальное «еще-не», его утопия есть утопия реального состояния незавершенности, а не идеального состояния законченности. В формальном смыслесердцевиной блоховской онтологииявляется «не-онтология», которая,однако, в отличие от негативной диалектики Адорно, покоится не на аб-52Блумстрастной, а на конкретной негативности, определяемой одновременно икак рефлексивная, и как дорефлексивная. Основную методологическуюфигуру такой определенной, дорефлексивно-рефлексивной негативности в онтологии Б.
уточняет его учениеоб аффектах. «Не» следует пониматьне как абстрактное, недиалектическое«ничто» (хотя последнее, отмечает Б.,тоже существует), а как конкретное«не-наличное», «не-имеющееся».«Не» означает недостаток и вместе стем бегство от него. «Не» — это«жажда», жадное стремление к отсутствующему и, следовательно, надежда. В той мере, в какой нечто отсутствует, имеет место желание обладать этим нечто (которое всегдаесть конкретное Другое). В «не» Б.усматривает определяемое аффектами начало всякого движения по направлению к чему-либо, и именнопоэтому «не» нельзя отождествлятьс «ничто»; напротив, оно есть такоенечто, которое может возникнуть врезультате становления из «всего» и«ничто». «Не» выражает себя не только в «жажде», но и в намерении, направленности, тяготении, как стремление и желание, как мечта о том,чего «здесь» нет.