2012 Конспект лекций по философии (Киселёв), страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "2012 Конспект лекций по философии (Киселёв)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Умер в 1804 году. Феертер - 1762-1814. Гегель - 1770-1831.Шеленг - 1775-1854.1771 год – Кант опубликовал свою последнюю крупную работу.23Феербах учился и слушал лекции у Гегеля. На старшем курсе решил писатьработу под руководством Гегеля. Формально Гегель не был учителем Феербаха, ноон считает себя его учеником. Феербах практически похоронил основныедостижения Гегеля.Молодые Маркс и Энгельс привязаны к классической немецкой философии.Дружили с Феербахом и Гегелем.
С Феербахом даже написали научную работу.Исторические (социально-политические) предпосылки. Большая связь сбуржуазной революцией.Кант.Мы продолжаем классическую немецкую философию.Кант считается родоначальником классической немецкой философии. Кант 1724-1804. В детстве был слабым и больным ребенком, он это знал, а врачиговорили, что долго он жить не будет. Поэтому уже тогда он выработал жесткийраспорядок дня, питания, и благодаря этому, прожил так много. В последниечетыре года у него был старческих маразм. В лучшие годы он считался умнейшимчеловеком своего времени.
У него не было ни жены, ни детей. Свидетельстваговорят, что в юности он очень сильно ухаживал за противоположным полом.Почти всю жизнь он прожил в Кенигсберге. Критика чистого разума, критикапрактического разума, критика способности суждения – критический периодКанта.Критика чистого разума.Чистый – неотягощенный опытом.По критикой понимают установление рациональным способом средств играниц.Критика чистого разума – установление рациональным способом средств играниц доопытного познания.
Встает вопрос об абсолютном познании истинногоразума.Есть три раздела: трансцендентальнаяаналитика и трансцендентальная диалектика.эстетика,трансцендентальнаяТрансцендентальная – синоним основания доопытного знания.Трансцендентальная эстетика – чувственное познание.Трансцендентальная логика (разум в широком смысле) распадается нааналитику (рассудок) и диалектику (разум в узком смысле).24Со стороны объекта идет содержание нашего знания, а со стороны субъектаидет познавательная форма. Со стороны субъекта идет форма познания, а состороны объекта – содержание.
Если в окончательном результате знаниясуществуют два предмета – содержание и форма. Кант, считает, что форма –активна, а содержание – пассивно. Познавательный процесс состоит из содержанияи форм познания. Язык – это одна из форм познания. Установления точных граници средств состоит в том, чтобы на каждой из трех способностей выделить средства,а по-другому, форм познания, если никаких проблем в этом процессе не будет, томы можем получить истинное знание.Действительность должна быть согласована с нашим знанием. Сравнивая чтобольше влияет на наше знание содержание или формы познания, Кант говорил, чтоформа – активна, а содержание - пассивно.
Пример с цветовым делением ванглийском и русском языке. До Канта – влияние традиций эмпиризма, которыйзакрепил в европейской культуре, что наше знание должно быть согласовано сдействительностью.По Канту, у чувственности две формы доопытного познания – пространствои время.
Для него пространство и время не содержательные характеристикивнешнего пространства, а именно доопытные формы познания. Они не являютсявнешними характеристиками, они принадлежат нам.Математика – это наука.Индукция (переход от частного к общему) дает только предположительныезнания.Аналитика – рассудок – выполняет аналитическую, т.е. разлагающую,функцию. Она разлагает объект на отдельные элементы. У Канта рассудок – этосистема категорий. Все системы категорий он не дал, сказав, что их может бытьбесконечное множество.
Он дал 12 категорий, на примере которых показал, чтоосновная задача – вычислить все остальные категории, а он лишь заложил основу.Разум выполняет синтетическую функцию. Чтобы до конца завершить познание,необходимо все кусочки собрать полностью – в этом проявляется целостныйподход. Разум – абсолютно полный синтез.У Канта три формы (три идеи: бога, мира как целого, души как космологии)в диалектике.Плата за абсолютно полный синтез – противоречие. А традиционно,противоречие считается явным признаком ложности. Кант написал, чтометафизика – это не наука. Но это полуправда.
Кант делает вывод, что сущность(«вещь в себе», то, что делает данную вещь вещью) непознаваема. Она познаваематолько в форме противоречия, а значит ложности.25Разум, по Канту, выполняет регулятивную функцию.Критика способности суждения.Само название может ввести в заблуждение, потому что эта критикапосвящена эстетике (теории и истории искусств).Суждение – форма мысли, в которой мы фиксируем наличие или отсутствиенекоторого признака у определенного предмета.Только в суждении максимально находится истинное знание.Самое сложное – сделать истинные суждения по отношению к эстетическимвещам, к искусству, так как там все очень зыбко.Критика практического разума.Категорический императив Канта: относись к другому человеку как к целисвоего конечного существования. Есть один отрицательный момент: если хотя быодин человек не будет жить по этому правилу, то ничего не получится.Фихте.Фихте считал, что исходные принципы философии Канта верны, но ихреализация неудачна, и предложил собственную реализацию.
Когда Кант этоуслышал, конечно, он этого не принял. Нужно отбросить вещь в себе, а, значит,выход за пределы доопытного знания не нужен. Фихте назвал свою науку «Наукойучений».Наука учений – наука о принципах и возможностях любой науки. В ееоснове три принципа:1) Я порождает я – тезис.2) Я порождает не я – антитезис.3) Я порождает я и не я одновременно - синтез.Свою систему Фихте начитает с первого Я. То есть порожденное я – этопорождение начала процесса.
Не я – значит за пределами меня, т.е. мы имеемрезультат в процессе познавательной деятельности я, т.е. порождаютсяфактические знания о природе, протекание деятельности познающего я мы неможем зафиксировать, мы фиксируем лишь результаты, а процесс познанияявляется бессознательным. Я во втором случае знает о познавательном процессе икак мы получили результат через познавательным процесс.26В традиционной формальной логике есть четыре закона. В положенияхФихте два закона: закон противоречий и закон исключенного третьего – приписалк своему третьему принципу.Фихте перевел кантовские противоречия с уровня знаний, на уровеньдеятельности познания, в результатах этой деятельности противоречия не должнобыть.Шеллинг - вундеркинд. Шеллинг с Гегелем учились вместе, он был моложеГегеля, но главным в их дружбе был именно Шеллинг.
Он привык с детства, что онособенный, он сразу нашел работу после окончания университета, сталпрофессором, доктором. Из-за привычки, что он особенный, у него была гордыня,что он – гений, а остальные – недоразвитые. Но, когда Гегель указал, что Шеллингне прав, и все приняли сторону Гегеля, Шеллинг решил посвятить свою жизньдоказательству того, что он гениальнее Гегеля, и тому, что он прав, а Гегель – нет.Шеллинг заметил, что есть некоторые ошибки в схеме Фихте.
Схема Фихтеполучается не совсем в виду окружности, и первоначальное я не совпадает сконечным, которое ограничено, как минимум, два раза. Эта схема должна быть ввиде спирали. Исходное я – пустое я, а в конечном я – вылезает форма исодержание. Фихте на самом деле начал не с нулевой точки. У исходного я естьпредыстория.
И там, может быть, мы обнаружим все, что нам требуется. УШеллинга встал вопрос о тождестве бытия и мышления. Шеллинг так и не смограционально разрешить проблему, потому что, как и Кант и Фихте, он верил, чтопротиворечие – признак ложности. Фихте верил, что на уровне знанияпротиворечий не должно быть.После Шеллинга идет Гегель, у которого есть два пути: пересмотреть, чтоприрода подчиняется законам противоречий или пересмотреть, что мышлениеподчиняется законам противоречий Но так как Гегель был другом Шеллинга, топервый вариант отклоняется, так как для Гегеля проверять подчиняется природаэтим законам или нет – бессмысленно.
Именно у Гегеля остается один вариант:пересмотреть идущую еще с древности линию, что мышление должно подчинятьсязакону запрета противоречия. Этот закон принадлежит Аристотели, но частоупускали из виду, что побудило Аристотеля придти к этому закону. Аристотель,как и софисты, должен был учитывать связь мышления и языка. Стоики усилилипозицию Аристотеля к этой идее. В общей тенденции связка языка и мышленияочень сильно оказалась зафиксирована в культуре и дошла до классическойнемецкой философии. Аристотелю приписывают три закона: закон тождества,закон противоречия (о вещи нельзя говорить в виде утверждения о ней иодновременно в виде отрицания, закон противоречия – обратная сторона законатождества.) и закон исключенного третьего (не может быть не только о вещиодновременно высказано ложное и истинное утверждение, но и что-то среднеемежду ними).
Для Аристотеля очень важным исходным положением является27связка язык-мышление. Язык – есть материальный носитель мысли или адекватныйспособ выражения мысли. Именно по этому поводу Гегель должен был разбиратьсяс идеей: действительно ли язык – адекватный способ выражения мысли. Гегельначинает сравнивать, что адекватнее выражает мысль: язык или практическаядеятельность. Здесь нужен определенный критерий: кто в большей степенивыражает истинность. Язык, помимо истинности, может содержать истинность, номожет ли язык выражать ложность? Т.е. в языке нет абсолютности. Если мызахотим осуществить на практике ложную мысль, то ничего не получится, а значит,на практике невозможно осуществить ложную мысль, в отличие от языка. Впрактической деятельности можно осуществить лишь то, что соответствуетреальности.
Гегель назвал свою логику «Наукой логики», потому что раньшелогики свои правила выводили, рассматривая часть мышления, которое находитсяв языке, а язык и мысль нетождественны, поэтому часть законов мышления – этоне законы мышления, а пересеченные законы мышления и языка. Чтобы оградитьсебя от неточностей, Гегелю нужно было рассмотреть всю человеческуюдеятельность за все времена, т.е.
культуру. Часть культуры была уже так или иначепредставлена предыдущему представителями классической немецкой философии.Анализ привел Гегеля, что вся культура говорит, что подлинный закон мышления –это только противоречие. Если исследователь, занимаясь исследованием какоголибо предмета, получает противоречие, которое повторяется, то это показывает,что исследователь дошел до сущности предмета.
Если исследователь в своемисследовании ни к какому противоречию не пришел, то это показатель того, что онк истинности даже не приблизился. Тождество и мышление подчиняются законупротиворечий. В «Энциклопедии философских наук» (1916 год – первое издание)он опубликовал конечный вариант своей системы. Гегель из логики сделал наукулогики. Он фактически соединил логику с метафизикой. Культура – природа,преобразованная практической деятельностью человека.