2012 Конспект лекций по философии (Киселёв), страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "2012 Конспект лекций по философии (Киселёв)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Т.е. сначалапознание начинается с чувственного восприятия, того, чего нет на уровнеощущений, нет на уровне познания.По Бэкону, эмпиризм – средство способное восстановить науку, сделать ееподлинной.Лейбниц говорил: «Да, прав Локк, того, чего нет в ощущениях, не можетбыть в разуме».19Беркли в отличие от Локка, Гоббса, Бэкона – профессиональный богослов,дослужившийся до епископа.Основное теоретическое положение Беркли: «Что существующее – это всето, что воспринимается нами».
Беркли пытался разгромить теоретическиеоснования науки, он превращает эмпиризм в средство уничтожения науки в товремя, как остальные перечисленные философы используют эмпиризм дляобоснования науки.Теоретически, эмпиризм после Юма зашел в тупик, но практически вкультуре эмпиризм усиливает свое господство. Эмпиризм хорош для более точногоизучения частностей. Но его нельзя использовать для изучения общего.Ощущения не дают точного истинного знания о предмете.Прометеи новой европейской жизни1) Жизнь Спинозы2) Учение о субстанции3) Учение о мышленииСпиноза – представитель нового европейского рационализма.
Спиноза родомиз Нидерландов (17 век). По национальности и вероисповедании – еврей. Спинозупрельщали науки. Его отлучили от церкви, что автоматически означало отлучениеот общины, а, следовательно, родители должны были от него отречься. Отсюдаполучилось, что у Спинозы не осталось никаких гарантированных условий длясуществования. Ему пришлось поставить на свои планы крест, так как он не могпоступить в университет. Спиноза не мог получить традиционное образование, емупришлось решать бытовые вопросы.
Он покинул Амстердам и занялся ремесломдля заработка. Он стал точить линзы. Он стал писать работы, часть которых былаопубликована. Положительный момент в развитии идей Спинозы – отсутствиеконтроля извне. Новые оригинальные идеи были проще и эффективные запределами образования. Если бы Спиноза был профессором в университете, то,возможно, его идеи распространялись бы быстрее. Спиноза хорошо зналсредневековую историю, философию, культуру и придерживался идей стоиков:«Не плакать, не смеяться, а понимать».
В целом, Спиноза – один из главныхпредставителей рационализма, оказал сильнейшее влияние на становлениеклассической немецкой философии. В конце 19 – начале 20 века бурно выделилисьиз философии частные науки, появилась практическая психология. Наступилфилософский кризис, выходом из которого были идеи Спинозы. У Спинозы быланекоторая темность, как у Гераклита, связанная со спецификой развития его идей.Пытался изложить гуманитарные дисциплины через геометрию.
Изложил этику20через геометрию (по подобию геометрии Евклида), но когда он это сделал, никтоне воспринял это как науку и не пытался больше работать в данном направлении.Непосредственный учителем Спинозы и предшественником в вопросахрационализма был Декарт. Главное учение Декарта – учение о субстанции.Субстанция – основание самого себя.
Декарт предполагал, что в мире существуютдве субстанции: протяженная и мыслящая. Но некоторые тела обладают двумясубстанциями, значит, у этих тел есть более глубокое фундаментальное основание.Значит, протяженность и мышление можно выводить друг из друга. Спинозаутверждал, что нельзя различать две субстанции: существует только одна.Субстанция, по Спинозе, это причина самой себя.Атрибут – это универсальное свойство: во всех, без исключения, частныхпроявлениях субстанции свойства универсальности проявляются везде и во всем.Помимо двух атрибутов, Спиноза считает, что у общей субстанции – бога –бесконечное количество атрибутов.Человек в определенной степени обладает мышлением как универсальныматрибутом случайно.
Спиноза поднял мышление до уровня универсальногосвойства, а не до субстанции. У Декарта мышление понимается как конечныйготовый результат к действию. Мышление здесь понимается как функция отсубстанции. Спиноза считает, что мышление адекватно (по истине) отражаетпредметы. Он объясняет, что наличие ложности не устраняет истинностимышления, потому что в силу смертности человека невозможно столкнуться совсеми предметами на практике. Истинное знание о части предметов человекраспространяет его на все предметы, которые не совпадают с той частью, что быларассмотрена, и появляется ложность.
Для устранения ложности необходимопостичь все предметы. Чем человек в своей деятельности практически активен, темон более истин.Через протяженность мышление – изменение траектории протяженноститела. На каждом конкретном предмете уровень взаимодействия свой.Философия разума.1) Жизнь и философия Лейбница2) Немецкое просвещение. Школа Кристиана Вольфа.Лейбниц (1646-1716) родился в Лейпциге. Университет классический.Закончил философский и юридический факультеты.
Сразу поступил на службубаварского двора на должность историографа. Институционально на первом местенаходилась церковь. К ней прикреплялось образование, во главе которогонаходилась философия. После Лейбница выгнали с должности при дворе, когда21узнали, что он использует свои полномочия для организации науки. Под старость унего не было ни одного стабильного материального источника. Был спор с ИсаакомНьютоном о том, кто из них первым изобрел интегральное и дифференциальноесчисление. Главная заслуга Лейбница – организация многих национальныхакадемий наук.Содержательные философские вещи, принадлежащие Лейбницу: четвертыйформальный закон логики, идея универсального счисления, монадология.Монада – бесконечно малая величина.
Монадология чем-то напоминалаатомистическую концепцию Демокрита. Монады – подобия атомов, маленькиевеличины, которых очень много. Монады различаются по своей сущности набесконечно малую величину. Нет предмета, разделяющего одну монаду от другой.Лейбниц – продолжатель традиции рационализма, но он отталкивается отдругих вещей, нежели его предшественники.В последующей культуре монадологию использовали для выхода напротиворечие.Кристиан Вольф (1679-1754) – ученик Лейбница. Кристиан Вольф –немецкий учитель Ломоносова. По своей деятельности Вольф всегда былпреподавателем.
По религиозным соображениям его отстранили от работы в одномиз университетов и выгнали его. Но после смены короля университет его вернул сбольшой материальной компенсацией. Фигура Кристинана Вольфа показала, чтотеперь лидерство переходит в руки философов, в частности, в руки профессоровуниверситетов.
Благодаря Вольфу культура стала меняться. В качестве своихреформ, стали проводиться религиозные службы не на латыни, а на национальномнемецком языке. Была переведена на немецкий вся учебная литература. Онсчитается самым энциклопедически образованным человеком. Кристиан Вольфизлагал методологию с позиции рационализма. Является родоначальникомонтологии в философии. А его ученик – основатель гносеологии.Французская философия восемнадцатого века1) Французский материализм.2) Французское просвещение.У истоков французской новой философии стоит Декарт.
Представителианглийского эмпиризма (в первую очередь идеи Бекона, Гиббса и Локка) прониклив европейскую историю. К восемнадцатому веку материализм приобрел развитуюформу. Французский материализм обладает рядом особенностей. Первый признакфундаментального материализма восемнадцатого века – механицизм. В то время онвоспринимался положительно. Материализм восемнадцатого века стал основным22принципом науки, хотя это упрощенное понимание природы имеет негативныемомент сейчас.Важная черта философии 18 века – сильный материализм. Идеализм –наиболее адекватная форма для философии.
Позиция материализма неадекватнадля философии.Разум должен выявлять естественные закономерности, и использовать их спользой. Разум – противоположность всему сверхъестественному, мистическому.Это рациональность.В буржуазном обществе на первое месте выходит производство. Оно носитчастный характер. Появляется частная инициатива предпринимательства. Один изярких примеров французского просвещения – Великая французская энциклопедия,авторский коллектив которой был возглавлен Дидро и Даламбером.
Полноеназвание - «Энциклопедия времен, ремесел и искусств».Материализм неизбежно приходит к атеизму. Французский материализм былнаиболее ярко представлен именно в этой энциклопедии. На втором месте стоитфилософия. Было около семидесяти томов этой энциклопедии.Идеология просвещения в обществе воспринимается как идеализм.Первая характеристика французского материализма – механицизм.Ламетри – один из французских материалистов того времени.
Одно из егопроизведений «Человек - машина». В тот период кроме механики в развитом видееще ничего нет.Общая характеристика классической немецкой философии.1) Что относится к классической философии в немецкой культуре2) Исторический и социо-культурный контекст в развитии классической немецкойфилософии3) Немецкая классическая философия: единство и многообразие4) Влияние и значение немецкой классической философииИммануил Кант – родоначальник классической немецкой философии.Кантродился в 1724 году.