2012 Конспект лекций по философии (Киселёв)
Описание файла
PDF-файл из архива "2012 Конспект лекций по философии (Киселёв)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университетим. М. В. ЛомоносоваХимический факультетПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУПО ФИЛОСОФИИДЛЯ СТУДЕНТОВ ОБЩЕГО ПОТОКАЛЕКТОР – к.ф.н., доцент КИСЕЛЕВ В. Н.МОСКВА - 2012Уважаемый читатель!Цель нашего курса - отталкиваясь от реальных эмпирических фактов создатьобщее представление о философии.Это пособие написано на основе лекций, которые были прочитаны в третьем ичетвертом семестрах 2012 года студентам второго курса Химического факультета.Цель его написания – облегчить процесс подготовки к экзамену.Удачи на экзамене!2Введение в философию.Организационные аспекты курса.
Философия, ее специфика и место в культуре.Структура философского знания и исторические изменения проблематики иструктуры философского знания.Изучение европейской философии. 6-7 века до н.э. в трех частях светапрактически одновременно появляется философия. Исключение составляетбуддизм, который представляет собой смесь областей знаний. До середины 19 векавсе науки были разделами философии.Гуманитарные науки – науки о человеке.Естественные науки – науки о природе.Математика не относится ни к одному виду науки, ни к другому. Поопределению, медицина – гуманитарная наука.Взаимоотношения в естественных науках: исследователь не напрямуюсвязан с объектом своего исследования и не являет на него напрямую.Взаимоотношения в гуманитарных науках: исследователь, которыйзанимается исследованием гуманитарной области, сам меняет предмет своегоисследования, значит, имеющиеся знания не соответствуют этому предмету, инужно начинать получать знания об этом предмете заново.Философия – целостный взгляд на мир.Философия (по Гегелю) – мышление о мышлении.
Первое мышление здесь –единственно адекватное средство, а второе – предмет, которое исследует первое.Мышление – истинная сущность вещей.Теоретические основания всех наук до сих пор находятся в философии.Любой элемент духовной культуры – сфера общественной жизни, значит,обязательно должен быть социальный институт, занимающийся этой сферой.Образование – социальный институт существования философии в культуре.Философия – любовь к мудрости (перевод).Онтология – учение о бытии.Гносеология (эпистология) - учение о познании.Логика – наука о мышление.3Этика – наука о нравственности.Эстетика – учение о прекрасном.Все гуманитарные науки вышли из этики Сократа.Начало античной философии.1) Проблемы и принципы истории философии как науки.2) Генезис (становление) философии от мифа к логосу.3) Проблема первоначала в Меледской школе.1) Научиться отделять общее от частного.2) Философия возникла на рубеже 7-6 века до н.э., 30000 лет назад.
Миф: около50000 лет назад появился человек современного типа, в это же время появилась имифология. Первая форма общественного сознания – мифология. Вторая форма –философия. Мифология – наиболее обширное учение.Признаки мифов:1) Обобщение в форме чувственного образаТотемизм – поклонение животным. Человек ведет себя, как животное, но онвсе равно это человеческие действия.2) Миф – это антропофизация природы (античная мифология)Необходимо знание о природе и знание о человеке.Наделение человеческими чертами природы.Пример из современной жизни, где осталась мифология: когда мы хвалимили ругаем домашних питомцев.Сущность мифа – рациональные схемы жизнедеятельности человека сопределенным предметом.Когда миф был единственной формой общественного сознания, содержаниемифа являлось содержанием внутреннего мира отдельного человека (втораясущность мифа).Первые философы отделили то, что в мифе было не разделимо: природу ичеловека.Подлинная функция философии – помощь во время кризиса.4Логос – обобщение в форме абстракции, форма сознания в виде абстрактногомышления.Абстракция – выделение, вычленение (лат.) – не весь предмет, а только егочасть.3) В Античной Греции были три философские школы: Меледская, Пифагорийская,Элейская.
Они возникли не в центре греческого мира, а на периферии, потому чтотам жизнь протекает более кардинально.Любое изменение в мифологии – катастрофа.Италийская философия. Проблемы единства и многообразияпервоначала.1) Пифагор и ранний пифагореизм2) Элейская школа: становление метафизики и логикиЯзык линейно фиксирует содержание.Меледская школа. Ее основатель – Фалес. Дата жизни – около 1625 – 1547 гг.до н.э. Другие представители школы: Анаксимандр (приблизительно 1610-1546 гг.до н.э.) и Анаксимен (приблизительно 1588-1525 гг. до н.э.), также иногда относяти Гераклита, который родился в Эфесе, географически располагался рядом сМеледом, с похожими мыслями, что и представители представителей школы, но всаму школу не входил. Философия появляется в период письменной культуры.Проблема первоначала: из чего все произошло – основная проблема первыхфилософов.
Точка зрения, что языки появились из глаголов, а после появилисьотглагольные формы, сильно сказалась на историю философии. Два аспектарассмотрения: то, что порождает, и то, что порождено.Источники первоначала:Фалес: вода.Анаксимандр: апейрон.Анаксимен: воздух.Гераклит: огонь.Меледская школа: и не чистый чувственный образ (мифология), и не чистаяабстракция – мифо-логос (Кессиди).5Первоначало должно быть одним. Абсолютность изменчивости будетпорождать бесконечное число элементов.Апейрон – бесконечное, беспредельное.У Фалеса вода порождает благодаря душе. У Анаксимена – сгущение иразряжение.
У Гераклита – за счет мерного. У Гераклита примерно также.Анаксимандр ввел причинность. Причинность – то, что заставляет из первоначалаформировать все остальное.Пифагорейцы. Основоположник – Пифагор. Это была в прямом смыслешкола, была формальная процедура передачи знаний. С другой стороны, там былонаучное понятие школы. Пифагор породил в культуре образование какобразование. У пифагорской школы были свои политические и религиозные планы.Они давали обет молчания и строго передавали знания.
В связи с их деятельностьюночью их дом заперли и подожгли. Все пифагорейцы погибли.Пифагор: приблизительно 1580-1500 до н.э.Дихотомическое деление – самое совершенное деление в философии.Элейская школа. Представители школы – ученики Пифагора: Ксенофан(565-473 до н.э.), Парминин (504 до н.э.-неизвестно), Зинон (490-430 до н.э.),Мелис (5 век до н.э.).Все первоначала едины.Бытие – то, что существует.Парминид: два пути познания – истинное и мнение. Истинное познаниедается нам мышлением, а мнение дается нам внутренним познанием,чувственностью.
Мышление – истинная сущность вещей.На чувственном уровне любой предмет изменчив. Вера и мышление –сверхчувственные способности.Чистый чувственный образ –> принцип меледской школы –> апейрон –>числа (единица и два) –> единство –> абсолютная абстракция.Гераклит. Эмпидокл. Анаксагор.Принципиальное отличие Гераклита от меледской школы: Гераклит –современник элейской школы (позже меледской), Ксенофана. Находился на уровнеэлейской школы.
В элейской школе достигнут уровня логоса (уровень маленький:две-три абстракции).Гераклит: огонь, космос, течение реки, течение времени, все течет, всеизменяется, нельзя войти в одну реку дважды – свойство изменчивости. Является6основоположником диалектики. Ставил вопрос о том, что же является причинойизменчивости. Причиной изменчивости являются единство и борьбапротивоположностей. По Гераклиту, война – отец и мать всего. Война – образединства и борьбы противоположностей. В кульминационный момент (генеральноесражение) войны обязательно происходит полярная расстановка сил, даже если доэтого сторон было меньше.У Гераклита есть учение о логосе.
Логос, по Гераклиту, - закон города (законлюбого предмета по сути). Огонь обменивается на какие-то предметы так же, как иденьги обмениваются на товары на рынке. По Богомолову – огонь – некоторыйсубстрат, определенное количество огня соответствует определенному количествупредмета.Гераклит: «Многознание уму не научает» - посвящено Пифагору, которыйабсолютизировал единицу.Эмпидокл один из первых попытался внести множественность в проблемупервоначала.Первоначало по Эмпидоклу: корни: огонь, воздух, земля, вода. Через этумножественность нужно сохранить единство.Причинность в концепции Эмпидокла: любовь и вражда.Имеем объединения корней, любви и сферы – по теории Эмпидокла.Анаксагор – первый классический философ из Афин.Концепция его первоначала: семя.Аристотель находится на более высокой стадии развития философии и даетопределение семенам Анаксагора таким образом: подобно частному.В качестве причины Анаксагор рассматривает ум.
Ум – синоним мышления.Впервые ум в философии появился как предмет мышления. Ум, введенныйАнаксагором, задействован в первый момент развития, а дальше не задействуется.Поэтому это не совсем подходит к его первоначалу, которое никуда не пропадает.Концепция ума меркнет как часть первоначала.Условную бесконечность можно разбить на три группы: живая природа,неживая природа, человек и общественная жизнь.Недостаток теории Анаксагора: рассматриваются качества, а был прецедент,когда в концепции бралось не качество, а количество (концепция пифагорейцев).7Демокрит. Вершина и конец античной физики.1) Жизнь, традиция, наследие.2) Атомистическая концепция.3) Человек, общество, мораль.Демокрит (460 г.
до н.э. – 370 г. до н.э.). Родился в Абдерах. Переместился вАфины. В середине пятого века до новой эры накануне важной войны с Персией,которая показала, что до этого греки боролись разрознено с персами, произошлообъединение Греции, и новый союз победил Персию. В Афинах находился общак,который собирался на борьбу с персами. Так как денег было много, то в Афиныстали стекаться люди вольных профессий: философы, художники, писатели,архитекторы, артисты. В Афинах главой в то время был Перикл (Золотой векПерикла).
Демокрит был не первым философом, переехавшим в Афины. Впервыетермин «логика» звучал у Демокрита. У него же впервые в работах прозвучалослово «идея». Теоретическим антиподом атомистической концепции Демокритабыл Платон. Платон выкупал книги по философии, когда выходили работыДемокрита, он их скупал и уничтожал.Атомистическая концепция: первым был Левкип – учитель Демокрита. Т.к.больше ссылок на Демокрита при рассмотрении этой теории, то онарассматривается в рамках темы Демокрита.Цицерон: «Демокрит себе выколол глаза, чтобы лучше видеть».Философия – исключительно умозрительное познание.Атомистическая концепция.Атомистичекая концепция – вершина античной физики.Демокрит вывел атомистическую концепцию не из опыта, т.к. у него полегенде были выколоты глаза.Атом (Том – делить, разделять, а – не: неделимый).Один атом от другого отделяется пустотой. Пустота теоретически нужнадля отделения одного атома от другого.