2012 Конспект лекций по философии (Киселёв), страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "2012 Конспект лекций по философии (Киселёв)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Он предложил новую концепцию видимого иневидимого мира. Существует мир идей и мир вещей. По Платону, инъекциимежду этими мирами нет. У Платона два достижения – теория идей и теорияидеальногогосударства.Основалплатоновскуюакадемию,котораяпросуществовала тысячелетие.Теория идейМир невещественных идей – Гиперурания. Этот мир устроенпирамидальным образом. На самом верхнем ярусе – идея идей. Ниже – высшиеидеи (не получаются из опыта путем абстракции).
Дальше – идеи предметов,конкретных вещей, в том числе людей, животных. Еще ниже – идеи процессов,превращений, трансформаций (парадигма). Ниже – идеи чисел и геометрическихфигур. В самом низу – материя (вся темная, неструктурированная,неупорядоченная часть, но как только ее освещает свет и день, она превращается всветлую конструкцию - виру).Человек получает знания апосредственно, не напрямую.Идея по Платону – эйдосы – сущность вещей.Идея, не просто первична, она более содержательна любого предмета.Целое – первично. Частное – вторично.Предметом философии является мир идей.Материю Платон делил на две части: Хиле (хорошая материя, поддающаясявоздействию идею) и Хору (плохая материя, которая все время остаетсяхаотичной).Платон утверждал, что стихия огня соответствует тетраэдру, т.е.элементарной структурной единицей огня является тетраэдр.
Кубу соответствуетземля. Октаэдру – воздух. Додекаэдру – вода.Теория идеального государства.Платон рассмотрел существующие в тот время государства и пришел квыводу, что все они несовершенны. Платон считал, что добру можно учитьнасильно.14Строй в государстве Платона: правят философы. Более низкая страда –страда воинов. Третья группа – все остальные. Руководителя никто не должензнать, кроме самых близких, чтобы его не убили, не сместили и т.п.Аристотель.Аристотель родился на границы Греции и Македонии в Стагинии(Аристотель Стагирит).
Отец Аристотеля – придворный врач македонского двора.Как водится в тот период, дети продолжали занятие своих родителей, но такполучилось, что отец Аристотеля рано умер, Аристотелю было 16, он сталпомощником врача при македонском дворе. Македонский двор помог Аристотелюс учебой. Аристотель прибыл в Афины, поступил в Платоновскую академию.Ко времени Аристотеля, чтобы получить гражданство, существовал цензоседлости - не менее шести поколений. Афинскую собственность можетнаследовать только гражданин Афин.
Еще при жизни Платон больше всех выделялиз своих учеников именно Аристотеля. Аристотель рассчитывал, что он станетглавой академии. Но из-за закона формально Аристотель не мог быть главой. Вкачестве главы выбрали племянника Платона, который тоже учился в этойакадемии, но не обладал выдающимися способностями и крепким здоровьем.Аристотель от обиды ушел из академии вместе со вторым по значимости ученикомПлатона. Ему предложили стать учителем Александра Македонского.
Аристотельуехал в Афины и основал собственный лицей, но потом она получила название«Эрипатет». Считается, что Аристотель участвовал в заговоре против своегоученика Александра Макендонского, из-за того, что тот убил его племянника.Аристотель сбежал из Афин. Умер при загадочных обстоятельствах.Основа Александрийской библиотеки в Египте – библиотека и музейАристотеля.Метафизика – термин Андроника Родосского. Аристотель называл этосодержание первой философией. А физика – вторая философия. А у Андроникапервая философия – физика, а вторая – метафизика.«Фюсио» - рождать, порождать (греческий).Логика Аристотеля – Арганон (средство, метод, инструмент).Первая часть арганона – о категориях.
Вторая часть – об истолковании.Третья часть – о аналитике. Четвертая – топика (диалектика). Пятая – ософистических опровержениях.Категория – всеобщие универсальные понятия.Понятие состоит из содержания и объема.15Содержание понятия – совокупность существенных признаков, по которыммы отличаем данный предмет от других предметов.Совокупность понятия – совокупность предметов, в которой мы мыслим опризнаке.Объем категорий есть весь универсум бытия.Объем с содержанием связан в обратном отношении.Минимальным числом у категории будет единица.Определение – логическая операция, раскрывающая сущность понятия.Причины: целевая, двигательная, материальная и формальная.Метафизика – умозрительная наука об основах бытия.По Аристотелю, метафизика – наука о подлинно сущем.Метафизика – самое ценное, что есть в философии.
Если выбросить изфилософии метафизику, тот философии не будет.Крупная теоретическая концепция логики появляется у Аристотеля.Эллинистическая римская философия.1) общая характеристика эпохи2) эпикуреизм3) стоицизмЭллинистический период – распространение греческой культуры запределы Греции и установление ее как мировой культуры.
Это произошло во времязавоеваний Александра Македонского. Македония – носитель эллинизма.Философияиндивидуальность.вбольшейстепенипроявляетсякакличностнаяФизика, логика, этика и метафизика – четыре раздела философии.В эллинистический период появляется четкая дифференциацияфилософского знания. Первоначально, этот толчок дифференциации был связан судобством для образования (изучения философии).Логика Аристотеля – органон.16Эпикуреизм. Основоположник – Эпикур (342-270 гг. до н.э.).
Эпикур быламбициозным и высокого мнения о себе. Вместо слова логика Эпикур используетслово каноника.Каноника (идеал, эталон, образец). Эпикур в качестве эталона знанияпредлагает чувственное познание. В канонике есть общая характеристикафилософии вообще.Физика Эпикура – атомистическая концепция. Эпикур считал, что все атомыдвижутся сверху вниз.
Эпикуровские атомы «знают» о своем движении сверхувниз и уклоняются от этой траектории.Этика Эпикура. Сначала должно быть знание. Свобода выбора нужна длядостижения свободы через чувственное наслаждение. Наивысшее чувственноенаслаждение человек должен ощущать от интеллектуального творчества. Принципэтики – знаю и уклоняюсь.Стоицизм - основоположник Зенон из Кития. У стоиков есть строгоеделение на три дисциплины: физика, этика, логика.
Логику в культуре как логикузакрепили именно стоики. В физике – ничего оригинального нет. В этике –противоположность эпикурейцам. Принцип этики стоиков – знаю и подчиняюсь.Разложение античной философии.1) Скептицизм и эклектика2) Неоплатонизм. Замена разума верой.Скептицизм возник в виде пирронизма (первая историческая формаскептицизма). Есть и другие формы скептицизма – вторая академия Платона.
Самтермин «скепсис» переводят как «сомнение». Скептицизм как философскотеоретическая конструкция – промежуточная дисциплина. В своем историческомразвитии он начинается с вопроса: «Прежние философские традиции, предлагаяварианты первоначала, говоря о возможных неудачах, победах, как убедиться, чтоэто действительно так?». Скептицизм как сомнение не может первоначальновозникнуть.Первичная позиция, которая была перед скептицизмом – догматизм. Догма –это истинное знание, но, причем, не просто истинное знание, а строго, определеннозафиксированное.
Скептицизм начинается с проверки того, что догматизмутверждает относительно первичного знания.Критерий истинности состоит из определенности и однозначности.Наличие противоречия – традиционный признак ложности.17В одном единственном знании истина не выражается. Истина выражаетсятолько в нескольких знаниях, но при этом возникают противоречия. Наличиепротиворечия – критерий истинности знания.Догматизм –> Скептицизм –> Агностицизм и Диалектика. Так какагностицизм связан с догматизмом, то из скептицизма вытекает только диалектика.Диалектика – скептицизм скептицизма.Скептики рекомендуют воздерживаться от категорических суждений.Соединение противоположных вещей – эклектика.
Эклектика не скатываетсяни в агностицизм, ни в диалектику.Неоплатонизм – новый платонизм. Основоположник – Платин.Неоплатонизм – неоднородное течение, в основе которого лежит эклектика.Неоплатонизм – замена разума верой. В основе религиозно-мифологическогосознания лежит вера. А в основе философии лежит рациональность. Аристотель –основоположник научного стиля в литературе.Три элемента – единое, ум и душа.Средневековая философия.1) Общая характеристика средневековой философии2) ПатристикаОкончание античной культуры: 529 г. – Указ Юстиниана о закрытииязыческих школ.Античность – рабовладельческий строй.Средневековье – феодальный строй, господство религии.Завоевания в средневековой культуре:1) антропоцентризм2) отношение к труду.
Труд стал важным элементом средневековой культуры.3) история развивается прямолинейно и прогрессивно.В отношении философии античность заканчивается неоплатонизмом, вданный отрезок времени наступает господство веры.18Философия английского эмпиризма.1) Материализм Томаса Гоббса.2) Сэнсуализм Джона Локка.3) Идеализм и солипсизм Бенкли.4) Скептицизм и агностицизм Давида Юма.Основание философии находится только внутри философии, а все остальныенауки содержат свое основание не внутри себя, а в философии.
Крупныетеоретические основание науки – это положения эмпиризма. В то время наука небыла самостоятельной, как сейчас. Она была частью философии.Фрэнсис Бэкон (1561-1626) – родоначальник эмпиризмаГоббс (1528-1629)Юм (1611-1676)Эмпирия – опыт (Бэкон).У Бэкона опыт делится и на чувственный опыт, и на умозаключительный.Опыт обладает абсолютной достоверностью. Этот опыт называетсяэкспериментом.Бэкон придерживался концепции дуализма: есть истина от бога и есть истинаот научных фактов.Тело – это то, что каким либо образом воздействует на наши органы чувств(Гоббс).
Органы чувств – это одна из составляющих познавательного процесса.Принцип Гоббса: первоначальное состояние общества – война всех противвсех. Основоположник теории «Общественного договора».Из всех представителей английского эмпиризма Локк занимает серединноеположение (Бэкон – родоначальник, но не до конца выразил его теоретически).Локк выразил эмпиризм теоретически через сенсуализм. «Нет ничего в идеях и вразуме того, чего не было предварительно в ощущениях» - Локк.