Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома (Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома.pdf), страница 91
Описание файла
PDF-файл из архива "Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 91 страницы из PDF
Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем былажизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его...В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его неприняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которыени от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его, славу,как Единородного от Отца...
Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрезФилон Александрийский 385Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил"(св.Благ.Иоан.1, 1-18).В этом тексте, как на карте, присутствуют все существенные аспекты проблематики Логоса, началокоторой было задано эллинистической мыслью.Филон АлександрийскийПредшественником Отцов Церкви можно считать Филона Александрийского. Иудей попроисхождению он родился в Александрии между 15-м и 10 гг. до н. э., его акме пришлось на первуюполовину I века н.
э. Среди многих его работ примечательна серия трактатов "Аллегорическийкомментарий к Пятикнижию", среди них наиболее интересны: "Сотворение мира", "Аллегории Законов","Наследник Божественного", "Переселение Авраама", "Смена имен". Филон — и в этом его историческаязаслуга — впервые попытался создать синтез греческой философии (среди источников, среди прочего,"Тимей" Платона) и библейской теологии. Филон воспользовался аллегорическим методом. Онутверждал, что Библия имеет а) не самый интересный и важный буквальный смысл и б) смещенныйсмысл, согласно которому библейские персонажи и события символизируют моральные, духовные иметафизические истины.
Эти самые зашифрованные истины, обсуждаемые на разных уровнях, требуютособого состояния души для понимания (что не есть еще в подлинном смысле вдохновение).Аллегорическая интерпретация как метод прочтения Библии нашла поддержку среди Отцов Церкви истала на долгие времена константой патристики.В философию Филона вошли многие понятия, неведомые греческой мысли, начиная с понятияТворения, которому он впервые дал систематическую формулировку.
Бог создал материю из ничего илишь потом придал ей форму. Однако прежде физического мира Бог создал интеллигибельный космос вкачестве идеальной модели, и этот интеллигибельный космос есть не что иное, как Логос, актуальноформирующий мир. Так платоновские Идеи определенно стали мыслями Бога-Логоса.Филон отличает Логос от Бога, делает его ипостасью, определяет даже как перворожденного Сынанесотворенного Отца, "второго Бога". Иногда он даже говорит о нем как о действующей причине,386 Патристикав других местах как об Архангеле, посреднике между Творцом и творением (поскольку это существоне есть несотворенное, каков Бог, но и не тварное, каково мирское), то как о посланнике Бога, хранителемира и покоя.
Логос Филона выражает, кроме прочего — и это важно — фундаментальные ценностибиблейской мудрости, Слова Божьего, творящего и созидающего. Наконец, Логос несет в себе этическийсмысл Слова, с помощью которого Бог направляет сущее к благу и спасает. Во всех этих значенияхЛогос представляет бестелесную реальность, сверхчувственную и трансцендентную. Тем не менее, кольскоро чувственный мир создан по образу интеллигибельного, т.
е. в соответствии с Логосом ипосредством его, то имманентный аспект состоит в воздействии бестелесного на телесный мир. В этомсмысле Логос — нечто связующее, что собирает и единит мир, начало, упорядочивающее мир и егосохраняющее.Поскольку Бог бесконечен, то бесчисленны также проявления его активности, которые Филонназывает "Потенциями", упоминая, впрочем, только о двух основных, подчиняя им все прочие:творческая сила, коей Создатель творит мир, и потенция правящая, при помощи которой Он управляетсозданным им миром.
Эти два аспекта Божественного древняя еврейская традиция обозначала двумяименами — Елохима и Иеговы. Первый знаменовал силу добра, блага и созидания, второй —законодательную и карающую силу.Отношения между Логосом и двумя высшими потенциями разрабатывались Филоном по-разному: водних текстах Логос выступает источником рождения всех потенций, в других ему приписана функцияобъединения их.В антропологии Филон частично следует Платону, выделяя в человеке тело и душу.
Затем, малопомалу, вызревает более рафинированная концепция, открывающая в человеке третье измерение,Д. Антисери и Дж. Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru184радикально меняющее природу и смысл первых двух. Согласно этому взгляду, где уже доминируетбиблейская составляющая, человек образован из тела, души-интеллекта и Духа, что нисходит от Бога. Вэтой новой перспективе человеческий интеллект подвержен разрушениям в качестве земного, покуда Богне вдохнет в него "потенцию подлинной жизни", т.е.
Божественный Дух, или пневму.Ясно, что душа человеческая (как и интеллект), сама по себе ничтожна, когда бы не вдохнул в нее Богпневму, свой Дух. Момент, реализующий сцепление человека с Божественным, согласно Филону, уже недуша, как полагали греки, и не ее привилегированГносис 387ная часть, интеллект, а исходящий от Бога Дух. Так мы получаем три измерения человеческой жизни:1) в физическом измерении — чисто животная жизнь тела; 2) в рациональном пространстве живет душаинтеллект; 3) в высшем божественном измерении душа восходит к Духу. Сама по себе душа смертна, ноона может стать бессмертной в той мере, в какой Бог дарует ей свой Дух, насколько она себя в Духевзращивает и живет в нем.
Так рушатся все доводы Платона, на которых он пытался основать бессмертиедуши. Душа сама по себе беспомощна, смертна, но может стать бессмертной в той мере, в какой онаспособна жить по Духу.Именно это третье измерение — Божий Дух — интерпретирует теорию Творения как библейскуютеорию вообще, что является этической новацией Филона. Мораль становится неотделимой от веры ирелигии, сливаясь даже в мистическом единении с Богом в некоем экстатическом видении. На этом пути,более того, Филон предвосхищает так называемые итинерарии — пути к Богу — которые у ОтцовЦеркви, начиная с Августина, становятся каноническими.
От познания космоса мы должны перейти кпознанию нас самих; существенно же то, что в момент трансцендирования, выхода за пределы самихсебя, уже познав самих себя, мы приходим к осознанию, что то, чем мы обладаем — не наше — ивозвращаем это Тому, кем мы одарены. В этот самый момент, в точном смысле слова, Бог с нами и в нас.Наивернейший момент для встречи тварного со своим Творцом именно в признании своего полногоничтожества. Необычайно высокая слава души в том, чтобы преодолеть тварность, свои пределы, связавсебя только с нетварным, согласно священным предписаниям посвятить себя Ему. Потому-то тем, ктосвязывал себя с Ним и служит Ему непрерывно, взамен Он дарует себя.Счастье по сути в том и состоит, чтобы быть целиком и полностью скорее в Боге, чем в самих себе.ГносисТермин "гносис" буквально означает "познание", но технически он стал обозначать особую формумистического познания, которая была характерна для некоторых религиозно-философских теченийпозднего язычества, в особенности еретических сект, вдохновляв388 Патристикашихся идеями христианства.
А. Фестуджер определил его так: "Гносис означал новую новый способпознания Бога, опирающегося более не на разум, а на своего рода непосредственное озарение.Гностическими могут считаться герметические доктрины (например, см. "Халдейские Оракулы").Однако гностическая теория, которая нас сейчас интересует, будучи связана с христианством, содержалав себе различные эллинистические и восточные элементы, поэтому вызывали оживленную полемику икритику Отцов Церкви.До последнего времени ученые, испытывая недостаток в исторических документах, были вынужденыдовольствоваться при реконструкции христианского гносиса свидетельствами критиков.
Однако в 1945году в Наг-Хаммади (Верхний Египет) случайно найден сосуд с 53 рукописями гностиков на коптскомязыке, из которых 43 оказались совершенно неизвестными. Лишь в 1977 году был опубликован полныйанглийский перевод, некоторые из текстов представлены на европейских языках в "Апокрифах НовогоЗавета". Еще не проделаны необходимые изыскания и анализ этих текстов не завершен, однако ужеможно говорить о некоторых существенных чертах гносиса, не вдаваясь в различия между течениями.Специфический объект гностического познания — Бог и все в конечном счете связанное соспасением человека.
Основной текст посвящен разъяснениям по поводу вопросов: а) кем мы были и чемстали, б) где пребывали и куда заброшены, в) куда желаем идти и от чего хотим избавиться, г) что естьрождение и возможно ли возрождение.В гностическом опыте печаль и тревога выступают фундаментальными состояниями. Гностикаинтересуют негативные аспекты сознания, радикальный внутренний его разрыв, пропасть между доброми злом, обозначена тем самым наша подлинная идентичность. Человек страдает от зла, то это означаетего причастность к добру, значит, он происходит из другого мира и должен туда вернуться. В этом миремы — в изгнании, наша родина — мир иной. В одном из гностических сочинений мы читаем: "Ктопознал мир, тот нашел труп, и мир не достоин того, кто нашел этот труп".