Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома (Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома.pdf), страница 103
Описание файла
PDF-файл из архива "Реале Дж._ Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1_ 2 тома.pdf", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "современная философия и методология науки" из 9 семестр (1 семестр магистратуры), которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 103 страницы из PDF
Последние,как известно, текучи, изменчивы и несовершенны, между тем критерии оценки, которыми душаобладает, неизменны и совершенны. Это особенно убедительно, когда мы оцениваем чувственныеобъекты в свете математических, геометрических, эстетических концепций или же когда судим опоступках в функции этических параметров.
То же относится к понятиям единства и пропорции, когдамы применяем их к объектам и эстетически оцениваем. В работе "Истинная религия" Августинразъясняет это так: "...Благодаря симметрии, творение искусства выступает как целостное и прекрасное.Эта симметрия требует, чтобы части отвечали целому таким образом, чтобы как в своейпропорциональной разности, так и в равенстве, они (части) стремились к единству. Однако никому ещене удалось обнаружить абсолютное равенство или неравенство в наблюдаемых объектах как таковых;никто, с каким бы усердием ни искал он, не смог бы прийти к заключению, что то или иное телообладает само по себе чистым и аутентичным началом единства. Любое тело претерпевает изменения,соотносящие его с другими телами по-разному, результатом чего может быть удачное расположениечастей, каждая из которых занимает лишь свое место, как тело занимает свое место в пространстве.Стало быть, изначальный критерий равенства и пропорции, аутентичный и фундаментальный принципединства следует искать вне телесного: он может быть схвачен и удержан лишь умом.
НикакуюсимметриюСвятой Августин 437или пропорцию нельзя уловить в самих телах, как нельзя продемонстрировать, чем одно болеесовершенно, чем другое, пока разумное понимание не войдет в телесное со своим предсуществующимканоном совершенства несотворенного. Все то, что в чувственном мире нам является как наделенноекрасотой, все, что называется прекрасным как в природе, так и в искусстве, все это феномен,привнесенный и вписанный в пространство и время, как вписаны тела и их движения.
Напротив,равенство и единство, насколько они присутствуют, суть всегда ментальные интуиции, они женормируют и образуют осмысленность суждений о красоте, когда разум посредством чувств признаетналичие в телах того, чего нет ни в пространственном измерении, ни в капризной переменчивостивремен".3. Теперь встает проблема: откуда же душа обретает эти критерии познания, чтобы судить о вещах,если их нет в самих вещах? Возможно, она продуцирует их сама? Определенно нет, ибо хотя она и вышефизических объектов, но сама выступает как изменчивая: критерии же неизменны и необходимы: "В товремя как оценочный критерий...
неизменен, ум человеческий, хотя, допустим, способный оперироватьтаким критерием, все же подвержен мутациям и ошибкам. Потому и необходимо заключить, что по тусторону нашего ума есть некий Закон, который называется истиной, и нет сомнений, что этанеподверженная изменениям природа, превышающая душу человеческую, существует...
Человеческийинтеллект, следовательно, находит истину в виде объекта, выше себя. С ее помощью он судит, и самоценивается ею. Истина — мера всех вещей, и тот же интеллект измерен и оценен Истиной".4. Эта истина, данная чистому интеллекту, образованная из Идей, есть высшая умопостигаемаябестелесная реальность, о которой говорил Платон. Августину хорошо известно, что термин "Идея" втехническом смысле был введен Платоном, и он убежден в том, чтоценность Идей такова, что никто не может считать себя философом, не имея о них понятия". Идеисуть фундаментальные формы, постоянные основания и неизменное вещей, это модель, с которойформируется все, что рождается и умирает.Все же Августин реформирует Платона в двух моментах:1) он понимает Идеи как мысли Бога (как это по-разному уже высказывали Филон, медиоплатоники иПлотин); 2) он отвергает теорию реминисценции, вернее, переосмысливает ее.
О первом моменте речьвпереди. Что же касается теории "воспоминания", то ее438 ПатристикаАвгустин трансформирует в теорию "иллюминации", или "прозрения", "озарения", "просветления",что было естественным в контексте философии творения. Отказавшись также и от идеипредсуществования души, возможность чего решительно исключается креационизмом, Августин пишетД. Антисери и Дж.
Реале. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье (12) — «Издательство Пневма», С-Петербург, 2003, 688 с , илЯнко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru206в "Троице": "...Следует помнить, что природа умопостигающей души образована таким образом, что,объединенная со всем интеллигибельным, в соответствии с естественным порядком, установленнымТворцом, она постигает все это в свете бестелесном, подобно тому, как телесное око воспринимает всеокружающее в свете телесном, способное видеть в этом свете и к этому предназначенное".В "Монологах" мы читаем: "Телесные качества не могут быть видимы, если они не освещеныисточником света.
Стало быть, следует отдавать себе отчет в том, что понятия, относящиеся к наукам,которые мы склонны считать абсолютно истинными, на деле скрыты от понимания, если они неосвещены, так сказать, собственным солнцем. Поэтому так же могут быть обнаружены, благодаря такомусолнцу, три вещи: то, что существует, что отражает, сверкая, и то, что освещает; так и в<b>Текст обрезан, так как является слишком большим</b>.