Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства, страница 15
Описание файла
Файл "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства" внутри архива находится в папке "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства". PDF-файл из архива "Пьер БУРДЬЕ Социология социального пространства", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 4 семестр, которые можно найти в файловом архиве МАИ. Не смотря на прямую связь этого архива с МАИ, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "книги и методические указания", в предмете "социология" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 15 страницы из PDF
е. о позиции в социальном пространстве. Но в чемзаключается изменчивость, чья первооснова находится состороны объекта, со стороны самого этого пространства?Верно, что соответствие между позициями и практиками,видимыми предпочтениями, выраженными мнениями ит. п., которое устанавливается при посредстве габитусов,диспозиций, вкусов, заставляет воспринимать социальныймир не как чистый хаос, полностью свободный от необходимости и могущий быть построенным каким угодно образом. Но вместе с тем социальный мир не предстает икак полностью структурированный и способный навязать любому воспринимающему субъекту прототипы собственной конструкции. Социальный мир может быть назван и построен различным образом в соответствии сразличными принципами видения и деления: например, деления экономического или деления этнического.
Если иверно, что в наиболее развитых с точки зрения экономики обществах экономические и культурные факторы имеют наибольшую дифференцирующую силу, то все же экономические и социальные различия никогда не бываютнастолько сильными, что невозможно организовать агентов в соответствии с другими принципами деления: например, этническим, религиозным или национальным.Несмотря на эту потенциальную множественностьвозможного структурирования — то, что Вебер называлразносторонностью ( Vielseitigkeit) данных, — социальныймир предстает как сильно структурированная реальность.И именно это я хочу коротко раскрыть на примере одного простого механизма. Социальное пространство, такое,каким я его обрисовал выше, представляет собой совокупность агентов, наделенных различными и систематическивзаимосвязанными свойствами: те, кто пьет шампанское,гСоциальное пространство и символическая власть77противопоставляются тем, кто пьет виски, но они противопоставляются также, другим образом, тем, кто пьеткрасное вино; однако у тех, кто пьет шампанское, большевозможностей иметь старинную мебель, заниматься гольфом, верховой ездой, ходить в театры и т.
д., чем у тех,кто пьет виски, и бесконечно больше, чем у тех, кто пьеткрасное вино. Такие свойства, когда они воспринимаются агентами, наделенными соответствующими категориями перцепции, способными видеть, что игра в гольф«изображает» традиционную крупную буржуазию, функционируют в самой действительности социальной жизникак знаки. Различия функционируют как знаки и как знаки отличия (позитивного или негативного) даже без какого-либо стремления отличаться, без какого-либо поиска conspicuous consumption™ (мой подход не имеет ничегообщего с подходом Веблена: так же, как различие с точкизрения локальных критериев исключает поиск различия).Иначе говоря, через распределение свойств социальныймир объективно представляется как символическая система, пространство стилей жизни и статусных групп, характеризующихся различными стилями жизни.Таким образом, восприятие социального мира естьпродукт двойного структурирования.
Со стороны объективной, оно социально сконструировано, поскольку свойства, атрибутированные агентам или институциям, предстают в сочетаниях, имеющих очень неравную вероятность:так же, как у животного, покрытого перьями, больше вероятности иметь крылья, чем у животного, покрытогошерстью, у обладателей изящной речи больше шансовбыть увиденными в музее, чем у тех, кто ею не владеет.Со стороны субъективной, оно структурировано в силутого, что схемы восприятия и оценивания, в особенностите, что вписаны в язык, выражают состояние отношенийс символической властью; я думаю, например, о парахприлагательных: тяжелый—легкий, блестящий—тусклыйи т.
п., которые структурируют суждения вкуса в самых1Демонстративного потребления (англ.).78Пьер Бурдьё. Социология социального пространстваразных областях. Эти два механизма участвуют в производстве общего мира, мира здравого смысла или самоемалое — минимума консенсуса о социальном мире.Но объекты социального мира, как я это уже показал, могут быть восприняты и выражены разным образом, поскольку они всегда содержат долю недетерминированности и неясности и в то же время некоторую степень семантической растяжимости. Действительно, даженаиболее устойчивые комбинации свойств всегда основываются на статистических связях между взаимозаменяемыми чертами; кроме того, они подвержены изменениямво времени таким образом, что их смысл (в той мере, вкакой он зависит от будущего) сам находится в ожидании и относительно недетерминирован.
Этот объективный элемент неопределенности, который часто усиливается действием категоризации — одно и то же слово можетпокрывать различные практики, — дает основание длямножественности представлений о мире, которая в своюочередь связана с множественностью точек зрения, и, одновременно, для символической борьбы за власть производить и навязывать легитимное видение мира. (Именнона средних позициях в социальном пространстве, особенно в США, недетерминированность и объективная неопределенность связей между практиками и позициямиявляется максимальной, как следствие, велика интенсивность символических стратегий. Понятно, что этот универсум предоставляет исключительно благоприятную почвудля интеракционистов и, в частности, для Гофмана.)Символическая борьба по поводу восприятия социального мира может принимать разные формы. С объективной стороны, она может проявляться через действияпредставления, индивидуальные или коллективные, направленные на то, чтобы заставить увидеть и заставитьоценить определенные реалии.
Я думаю, например, о манифестациях, имеющих целью показать группу, ее численность, силу, сплоченность, сделать видимым ее существование. На индивидуальном уровне все стратегии представления себя, очень хорошо проанализированныеИ. Гофманом, предназначены манипулировать образомСоциальное пространство и символическая власть79себя и в особенности (этого Гофман не учитывает) — своей позицией в социальном пространстве. С субъективнойстороны, можно действовать, пытаясь изменить категории восприятия и оценивания социального мира, когнитивные и оценочные структуры: категории перцепции,системы классификации. Иначе говоря, слова, названияконструируют социальную реальность в той же степени,в какой они ее выражают, и являются исключительнымиставками в политической борьбе, в борьбе за навязывание легитимного принципа видения и деления, за легитимное осуществление эффекта теории.
Я показал на примере Кабилии, что группы, дома, кланы или трибы и имена, обозначающие их, являются инструментами и ставкамимногочисленных стратегий и что агенты заняты непрерывными переговорами о своей идентичности: например,они могут манипулировать генеалогиями, как мы манипулируем (и с теми же целями) текстами founding fathers?*какой-либо дисциплины. Эта же цель преследуется в ежедневной классовой борьбе, которую социальные агентыведут в изолированном и раздробленном состоянии, прибегая к оскорблениям как магической попытке категоризации (kathegoresthai, из которой пришли наши категории, означает на греческом «обвинить публично»),сплетням, молве, дискредитации, инсинуациям и т. п. Науровне коллективном, более свойственном политике, такую роль играют стратегии, нацеленные на внедрение нового представления о строении социальной реальностичерез отказ от старой политической лексики или на сохранение ортодоксального видения через сохранение слов,которые являются часто эвфемизмами (я только что упоминал выражение «простонародные классы»), предназначенными называть социальный мир.
Самыми типичными стратегиями конструирования являются те, которыенацелены на ретроспективную реконструкцию прошлого,применяясь к потребностям настоящего, или на конструирование будущего через творческое предвидение, предназначенное ограничить всегда открытый смысл настоящего.* «Отцов-основателей» (англ.).80Пьер Бурдьё. Социология социального пространстваСимволическая борьба — как индивидуальная, заежедневное существование, так и коллективная, организованная, в политической жизни — имеет специфическуюлогику, придающую ей реальную автономию по отношению к структурам, в которых она берет начало.
Поскольку символический капитал есть не что иное, как экономический или культурный капитал, когда тот становитсяизвестным и признанным, когда его узнают по соответствующим категориям восприятия, постольку отношениясимволической власти стремятся воспроизвести и усилитьотношения сил, образующих структуру социального пространства. Более конкретно, легитимация социальногопорядка не является продуктом сознательно направленного действия пропаганды или символического внушения, как в это верят некоторые; она вытекает из того, чтоагенты применяют к объективным структурам социального мира структуры восприятия и оценивания, порожденные этими объективными структурами, а потому существует тенденция воспринимать социальный мир как должное.Объективные властные отношения стремятся воспроизвестись в отношениях символической власти. В эту символическую борьбу за производство здравого смысла,точнее, за монополию легитимной номинации, агентывовлекают символический капитал, полученный ими входе предшествующей борьбы и иногда гарантированный юридически.
Дворянские титулы, так же как и дипломы, представляют собой настоящий документ, подтверждающий обладание символической собственностью и дающий право на получение прибылей от ее признания.Теперь нужно еще разорвать с субъективным маржинализмом, ведь символический порядок не устанавливаетсяпо образцу рыночной стоимости через простое механическое сложение индивидуальных порядков.