Диссертация (Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)), страница 14
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)". PDF-файл из архива "Философия русского правосудия генезис и эволюция идей (IX – XIX вв.)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 14 страницы из PDF
Монтескье считал весьма важной проблемой определение субъекта,управомоченного вершить правосудие. Отвергая идею единоличного судьи, в томчисле монарха и государственного чиновника, он утверждает идею народногосуда: судей в соответствии с законом нужно привлекать «из народа дляобразованиясуда,продолжительностьдействиякоторогоопределяетсятребованиями необходимости»89, а также законом разрешить им в сомнительных(спорных) случаях совещаться с духовной властью90.Однако своеобразным отступлением от собственных же общих принциповправосудия следует считать идею Ш. Монтескье о возможности судитьпредставителей знатного сословия законодательным органом.
Обосновываяданную идею, он пишет: «… должна взять на себя обязанность суда та частьзаконодательного собрания, о которой мы только что говорили...»91. Здесь авторпоказывает исключительно правоприменительную роль суда, не наделяя институтправосудия полномочием правотворчества, прецедента.
Тем не менее, некий88Там же. С. 319.Монтескье Ш. Указ. соч. С. 291.90Монтескье Ш. Указ. соч. С. 336.91Монтескье Ш. Указ. соч. С. 297.8953элемент судебной «гибкости» при разбирательстве и перед вынесением решениямы находим в его словах: «Уместно также, чтобы судьи в сомнительных случаяхсовещались с духовными властями...»92.Основоположник философии утилитаризма Иеремия Бентам (1748 – 1832)оказал влияние на взгляды многих европейских политиков, в том числе русскихсудебных реформаторов – Д. Н.
Блудова, С. И. Зарудного, К. П. Победоносцева идр.Последнихпривлекливниманиенеординарныеиблизкиерусскойментальности идеи И. Бентама, содержащие в себе нравственно-правовые аспектыобщественных отношений, концепцию справедливости и принцип гуманизмаправосудия, что во многом соответствовало русскому представлению озаконности и праведности. И это не случайно.Рассматривая особенности русского государства, И. Бентам видел в немогромный потенциал развития и процветания.
Приехав в Россию в 1785 году ксвоему брату Сэмюэлю, находящемуся на службе в русской армии, он пробыл вимперии без малого два года. Его интересуют все стороны русского мира – отнаучных вершин до вопросов крестьянского быта, но глубоко и профессиональноон изучает российское законодательство; поддерживает добрые отношения скнязем Г. И. Потемкиным, а позже переписывается с императором Александром Iи его выдающимся реформатором М. М. Сперанским – обсуждает с ниминаболевшие вопросы законодательного реформирования.Важнейшая проблема в русской культурной традиции, которую предстоялорешить идеологам судебной реформы 1864 года – это проблема непростогососуществования в народном сознании категорий «закон» и «правда», «право» и«справедливость» (вечная дилемма для русского мужика – судить «по закону»или «по правде»). И здесь они отчасти ответ находят у И.
Бентама, для которогозаконодательство онтологически тождественно праву: «Чтобы знать, что такое92Там же. С. 336.54право вообще, мы должны знать, что такое закон, а если мы знаем, что такоезакон, волей-неволей мы узнаем, что такое право вообще»93.Идеи И. Бентама как сторонника позитивистского направления в пониманииправа также не случайно привлекают российских юристов-реформаторов. Дело втом, что в России с 1835 года по велению Николая I стали преподавать вуниверситетах не правоведение, а законоведение, что еще больше осложнилопроблему соотношения права и закона. Отстаивая примат закона, И. Бентамговорит о метафизичной природе права, утверждая, что идея права не дается врезультате опыта.
Идея права, по И. Бентаму, содержится в самом законе. Русскиефилософы (В. С. Соловьев, Е. Н. Трубецкой, Н. А. Бердяев и др.) единодушноприветствовали идею И. Бентама: в основе права – свобода человеческой воли.Законы изменчивы, постоянно совершенствуются и дают возможностьдобиться «максимального счастья для наибольшего числа людей». И. Бентамприветствует доступное и ясное романо-германское законодательство, резкокритикуя британское общее право с его судебными прецедентами, называя его«капризной и непонятной властительницей наших судеб». По И.
Бентаму, реальнотолько то право, которое установлено государством, что весьма воодушевленноподхватили чиновники-реформаторы, включая Императора.Эту бентамовскую двойственность права также принимают в основусудебной реформы русские реформаторы. Задача у них, действительно, быланепростая – с одной стороны, внедрить в философию правосудия либеральноеправопонимание в сочетании с естественно-правовой теорией; с другой стороны,необходимо было учитывать идеи позитивизма в сочетании с идеологиейэтатизма и уваровской триадой «Православие, Самодержавие, Народность».АдаптируяидеиИ.Бентамакрусскойсоциально-правовойдействительности, идеологам реформ важно было не абсолютизировать учениявыдающегося мыслителя. Основоположник утилитаризма не скупился на эпитетыв адрес естественного права: естественное право и «фикция», и «метафорическое93Bentham J.
A Comment on the Commentaries //Collected Works of Jeremy Bentham. A Comment on the Commentariesand a Fragment on Government. London, 1977. P. 7.55выражение», и «фантом», и «чепуха на ходулях», и «грандиозное ничто» 94. НепринималосьрусскойправовойкультуройистремлениеИ.Бентамапреобразовать юриспруденцию в науку, базирующуюся исключительно наэмпирических знаниях, без метафизики и религиозных начал.Органично «вписывается» в русскую правовую культуру середины XIX векапозиция И.
Бентама по вопросам материального права, в особенности уголовногои гражданского, реформирование которых он считал необходимым в первуюочередь. Для русских юристов также важным было пересмотреть сущностныевопросы преступления и наказания в уголовном праве, права собственности ивещного права в гражданском праве. В анализе проблематики уголовного игражданского права И. Бентам исходит из понимания единства этих отраслей,считает возможным отнести любой закон государства одновременно и кгражданскому, и к уголовному праву95.Некоторые идеи И. Бентама были актуальны как для периода судебнойреформы середины XIX века, так и для современного развития правосудия.
Так,исследуясущностьпреступления,онподчеркиваетегопризнаки:противоправность, общественная опасность, наказуемость, а при исследованиисостава преступления особое значение придает изучению субъективной стороны,формам вины. При отправлении правосудия он рекомендует всем участникампроцессагендерные,учитыватьпсихофизиологическуювозрастныеособенности,характеристикуматериальноеподсудимого,положение,влияниесоциальной среды на противоправность поведения, призывая тем самым киндивидуализации ответственности.Чтобы законодательство обеспечило «наибольшее счастье для наибольшегочисла», И. Бентам определил средство для достижениязаконодательствомвоздействоватьначеловеческиеэтой цели–чувствительностьистрадания, стимулируя правонарушителя к покаянию и правомерному поведению.По сути, ему вторил позже Ф.
М. Достоевский, чьи философско-правовые идеи94Bentham J. Theory of Legislation. L., 1882. Р. 82; Bentham J. A Comment on the Commentaries // Collected Works ofJeremy Bentham. A Comment on the Commentaries and a Fragment on Government. L., 1977. P. 17.95Остроух А. Н. Учение Бентама о праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С.
9.56также воплотились в концепции русской судебной реформы – глубочайшая боль иискренность в словах Дмитрия Карамазова: «…Страдать хочу и страданиемочищусь! Ведь, может быть, и очищусь, господа, а?»96.И. Бентама справедливо называют «Ньютоном в законодательстве»,сравнивают с Адамом Смитом; если последний оказал огромное влияние наполитическую экономию, то первый не в меньшей степени влиял назаконодательство. Этому влиянию была подвержена и русская концепциясудебной реформы XIX века – И. Бентам обогатил философско-правовую мысльидеями, положенными в основу русского пореформенного правосудия и неутратившими своей актуальности в решении вопросов совершенствованиясовременного законодательства и правосудия.Просветительские идеи настолько глубоко изменили общественноесознание, что, по сути, создали новую ситуацию для человеческого развития, сидеей свободной личности и индивидуально-ответственным поведением, сориентацией на науку и просвещение.