Диссертация (Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода), страница 8

PDF-файл Диссертация (Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода), страница 8 Филология (59719): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в 2020-05-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода". PDF-файл из архива "Категория образности в лингвокогнитивном пространстве художественного текста французского, русского, английского и итальянского языков в аспекте перевода", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГОУ. Не смотря на прямую связь этого архива с МГОУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Таким образом, автор (писатель илипоэт) создаёт художественное произведение, продумывая его построение, образыперсонажей и окружающей их действительности, это входит в область изучениялитературоведения;затемпроисходитпроцесспониманияоригиналапереводчиком, это относится к психолингвистике и когнитивистике, а такжекультурологии, поскольку правильная передача подлинника возможна только сучётом различия культур народов. Иначе говоря, прежде чем дойти до40иноязычногочитателятекст-источникподвергаетсяпереводусучётомвнутрилингвистических и экстралингвистических факторов, и этот процесстребует от переводчика помимо знания языков, также знаний из другихдисциплин.Художественный образ – категория, присущая литературе и искусству,ориентированнаянаотражениемироощущения,иформапреображениядействительности. В современном понимании термин «художественный образ»восходит к эстетике Г.В.Ф. Гегеля, Аристотеля и Платона, которые, рассматриваяпринцип мимесиса (др.-греч.

μίμησις – подражание, подобие, воспроизведение),исследовалиобразную«внутреннегоэйдоса»,природуискусства;образа-смысла.ПлотинобосновалХудожественныйобразпонятиеобладаетмножеством форм: образы людей, предметов, явлений, картины природы и т.п.,созданных писателем, художником, музыкантом, скульптором с помощьювоображения. Данное понятие может быть охарактеризовано в широком и узкомсмысле. В узком смысле понятие «художественный образ» означает компонентхудожественного произведения (предмет изображения или персонаж), а вшироком – способ существования и воспроизведения особой художественнойдействительности. Художественный образ не просто отражение реальности, а еёхудожественное обобщение, продукт идеализации или типы персонажей.

Образыискусства наделены самостоятельной жизнью, часто воспринимаются как реальносуществующие субъекты и объекты и даже становятся образцами для подражанияи эмпатии. Разнообразие типов художественных образов связано с их видовойпринадлежностью,специфическимивнутреннимидлякаждогозаконамивидаразвитияискусства.Поэтомуисредствами,литературный,музыкальный, архитектурный, пластический и другие образы имеют своиособенности и отличия [Новая Российская энциклопедия, 2003, Т. 12, с. 212].Вероятно, интерес к ментальным образам появился с тех пор, как людистали пытаться понять собственные когнитивные процессы. Образу уделяетсявнимание в трудах античных авторов о познании, дошедших до нас, особенно в41произведениях Платона и Аристотеля, которые оказали значимое влияние на то,как познание в целом и образ в частности концептуализируются в западных ивосточных культурных традициях.Образы, вероятно, впервые привлекли внимание учёных, когда их мощныемнемонические свойства были открыты греческим поэтом и софосом (мудрецом)Симонидом (ок.

556–468 гг. до н.э.). Согласно легенде, переданной Цицероном(106–43 гг. до н.э.), открытие произошло на банкете в Фессалии, на которомСимонид присутствовал, чтобы представить лирическую поэму, написанную вчесть хозяина. Вскоре после выступления Симонид вышел на улицу, и во времяего отсутствия крыша банкетного зала внезапно рухнула, раздавив другихпосетителей и обезобразив многие их тела до неузнаваемости. Симонид, однако,обнаружил, что он смог опознать тела, благодаря визуальным воспоминаниям олюдях, сидевших за столом. Из этого опыта Симонид предположил, что люди,желающие приобрести такую способность, должны сформировать мысленныеобразы вещей и расположить их в памяти, подобно буквам на восковой табличке[Cicero, 1942, p.

461]. Так, было положено начало мнемонической технике,известной как метод локусов, широко применяемой в различных формахораторами с Античности до раннего Нового времени. В Средние века и в эпохуВозрождения развивались сложные версии этого метода с использованиемспециально заученных воображаемых пространств и систем предопределённыхсимволическихобразов.Современныеэкспериментальныеисследованияпоказали, что даже простая и легко запоминаемая форма метода локусов можетбыть довольно эффективной [Handbook of Episodic Memory, 2008; Hannula, Duff,2017; Roediger, 1980].В своих трудах Платон употребляет как минимум три термина дляобозначения понятия «образ» – “eidolonˮ, “phantasmaˮ, и, чаще всего, “eikonˮ[Plato,2011].Однакооннеделаетчёткихразграниченийвэтомтерминологическом поле, применяя данные слова как к ментальным образам, таки к другим видам изображений: скульптурам, картинам, теням и отражениям.42Рассуждения об образах для Платона не были попыткой создать всеобъемлющуютеорию познания, а скорее выдвигались гипотетически, в контексте аргументов,призванных подчеркнуть ненадежность памяти и восприятия как источниковистинного знания.

По его мнению, образы (ментальные или иные изображения)далеки от реальных форм, и их следует избегать как вероятных источниковошибокизаблуждений.ПоэтомуПлатоносуждаетпоэзиюСимонида,вызывающую чувственно-эмоциональные образы в ментальном пространствеадресата [Thayer, 1975].В отличие от Платона, Аристотель отводил образам центральную роль впознании человека, близкой к той, которую играет понятие ментальнойрепрезентации в современной когнитивной науке.

Аристотель, действительно,разработал первую всеобъемлющую когнитивную теорию, которая оказалазаметное влияние на последующие поколения учёных и продолжает (в основномкосвенно) формировать научные и философские представления о мышлении. Онбыл хорошо осведомлён и, возможно, находился под влиянием техникмнемонических образов, используемых в Древней Греции. Аристотель такжесчитал,чтолингвистическийсмыслпроисходитотобразов,причёмпроизносимые слова являются лишь символами внутренних образов [Modrak,2001].В художественной литературе происходит особая коммуникация междуавтором и читателем, цель которой состоит в образном познании и переживаниимира,изображенииОбразность,жизничерезассоциативность,многоплановость,будучипризмуэмоциональнаяосновнымихудожественногоактивность,признакамиосмысления.содержательнаяобразногомышления,обеспечивают диалог автора и читателя [Маслова, 2014, с.

9]. Специфика этогодиалога заключается в эмотивно-эстетическом воздействии произведения начувства читателя и в порождении образов в его сознании. Поскольку у каждогоиндивидуума своё представление об окружающей действительности, то «всёсамое важное происходит при столкновении той модели мира, которая есть у43читателя, с той, которая предложена автором» [Николаев, 2011, с. 36]. Именносовпадение / несовпадение этих «моделей» приводит к оказанию эмоциональноэстетического воздействия.Проявление свободы творчества писателя сопровождается созданиемхудожественного образа, который подобно научному понятию выполняетпознавательную функцию, представляя собою единство индивидуальных и общихкачеств объекта. Содержащаяся в образе информация во многом субъективна,окрашена позицией автора, его видением изображаемого предмета или явления;она принимает чувственно воспринимаемые формы и оказывает экспрессивноевоздействие на разум и эмоции читателей.

Будучи сложным феноменом,художественный образ заключает в себе «индивидуальное и общее, существенное(характерное, типическое), равно как и средства их воплощения. Образсуществует объективно, как воплощенная в соответствующем материалеавторская конструкция, как «вещь в себе». Однако становясь элементом сознания«других», образ обретает субъективное существование, порождает эстетическоеполе, выходящее за рамки авторского замысла» [Чернец, 2004, с. 32].Похожее определение находим в работе Л.М. Крупчанова, считающего, чтов художественном образе обобщены элементы действительности, выраженные вчувственно-воспринимаемых формах, созданных по законам литературного жанраи вида, в определённой индивидуально-творческой манере.

В образе объективноеи субъективное присутствуют в неразрывном единстве. Реальность представляетсобой материал для познания, источник ощущений и фактов, исследуя которыеавторизучаетсебяимир,воплощаетвлитературно-художественномпроизведении свои нравственные, идеологические представления о реальном идолжном. При этом художественный образ, отражая тенденции жизни, неявляется её копией, а скорее оригинальным открытием и созданием новых ранеене существовавших смыслов. Литературный образ соотносится с жизненнымиявлениями, и обобщение, в нём заключённое, становится своеобразной модельючитательскогопониманиясобственныхпроблемиколлизийреальности44[Крупчанов, 2005, с. 40–41].

Р. Барт отмечал, что при написании художественногопроизведения автор не может полностью абстрагироваться от реального мира, вкотором он живёт и частью которого является. Литературная форма всегдасоциально маркирована и подчинена вкусу публики. С этой точки зрения,литература не существует вне связи писателя и общества и изменяется в ходеэволюции литературного языка. Концепт «письма» состоит главным образом ввыборе формы и социального направления, в русло которого автор решаетпоместить своё повествование [Barthes, 1972, p.

15].Среди основных черт художественного образа можно выделить следующие:целостность (обобщённость), типизация, создание эстетической реальности(вымысел), экспрессивность, самодостаточность, образ допускает множествотолкований,посколькувмышленииразныхлюдейрисуютсяразныепредставления-интерпретации, порой далёкие от замысла автора.

Ещё в 1800 г.Ф.В.Й. Шеллинг заметил, что художественное произведение «как будто содержитбесконечноечислозамыслов,допускаятемсамымбесконечноечислотолкований» [Шеллинг, 2010, с. 478].Ш. Балли в своё время писал, что литературные образы, представляютсобой результат индивидуального творчества и всегда преследуют цельпроизвести то или иное эстетическое воздействие на читателя или слушателя. Ониникогда не являются полностью оригинальными и, как правило, представляютсобой обновлённые и переработанные образы разговорной речи; следовательно,литературные образы объясняются разговорными, а не наоборот [Балли, 2001, с.219].По этому критерию Ш.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее